Глава Счётной палаты Алексей Кудрин в очередной раз заявил, что модель экономики, которую Россия эксплуатирует все последние десятилетия, "себя изжила и не даст нужного результата". Дескать, для развития нужны внутренние инвестиции и прорыв на внешний рынок не только с углеводородами.
Получается, что экономика России при смерти?Я промолчу про морально-этические моменты. Люди, которые все последние годы управляли финансово-экономическими процессами в нашей стране, по всей видимости, осознали свои ошибки. Вот и глава ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью FT договорилась до того, что вся её деятельность, как оказалось, направлена на защиту доходов бедных семей и снижение уровня социального напряжения в России. Очевидно, в том, что отечественная экономика передвигается по "старым рельсам", есть прямая заслуга Алексея Леонидовича. Однако сегодня не об этом. Что мы имеем по факту? Худо-бедно, но экономика наша растёт. Правда, есть очень серьёзный нюанс: у богатого государства, которое имеет профицитный бюджет и ЗВР в размере 600 млрд долларов – и это факт, – абсолютно бедное и нищее население. Все разговоры о том, что 30 трлн рублей население разместило на банковских депозитах, на дорогах пробки, а в наших городах возводятся миллионы квадратных метров нового жилья, простите, для пропагандистов. Причина – всё это возводится, покупается и приобретается исключительно за счёт кредитов. Долговая нагрузка в этом году побила все рекорды и вплотную приблизилась к объёму денежной массы, размещённой населением на банковских вкладах. Более того, долги семей по кредитам, которые уже переданы, по данным Федеральной службы судебных приставов, на принудительное взыскание, превысили 2,3 трлн рублей. И долговая петля на шее домохозяйств с каждым месяцем всё больше затягивается. И ладно бы подобное кредитование привело к росту промышленного производства. Нет, мы по-прежнему очень сильно зависим от импорта. Львиная доля товаров приходит из-за рубежа, куда мы экспортируем свои сырьевые товары.
Зависимость нашей экономики от сырьевой составляющей последние 10 лет растёт непрерывно. Это видно по абсолютно всем статистическим макроэкономическим данным. Но я не согласен, что вот такая структура экономики обречена. По крайней мере, на наш с вами век хватит. Потому как, с одной стороны, конечно, нефтяной век, очевидно, заканчивается. Но есть ещё газовый век, в нашей стране много, – напомнил экономический обозреватель Владимир Левченко. – У нас есть очень хороший ресурс, с точки зрения развития сельского хозяйства. И мы тоже видим, как этот процесс развивается. Да и вообще всю свою историю и до революции Россия была крупным экспортёром сельхозпродукции. Мы можем над этим работать. Плюс ко всему, это ещё и промышленные металлы. Если будет сказка про зелёную энергетику развиваться, которая, мягко говоря, не совсем зелёная, мы станем наблюдать спрос на промышленные металлы, которые мы можем поставлять на в том числе внешние рынки. Ну и, плюс ко всему, безусловно, это водные ресурсы и так далее. Богатств много в нашей стране. Вопрос в том, что чем дольше будут упираться и цепляться за подобные вещи, тем меньше будет желание у всех, кто управляет страной, хоть что-то менять.
Я не считаю, что у России какое-то сырьевое проклятие. У нас другая проблема – продажная так называемая элита, у которой за последние 30 лет сформировался колоссальный комплекс неполноценности. Они, мягко говоря, не совсем законным способом захватили крупнейшие активы страны, превратили их в свои вотчины и выводят сотни миллиардов долларов в офшоры и иные юрисдикции. Если бы деньги, полученные от продажи сырья, шли на развитие России, на внутренние инвестиции и достойную оплату труда обычных людей, которые работают за копейки, но при этом чистая прибыль их работодателей – компаний и корпораций бьёт новые рекорды, то не было бы разговоров, что российская экономика "себя изжила" и "не даёт нужного результата".
Диагноз не то чтобы предсмертный, но, по сути, Кудрин абсолютно прав. Потому что зависимость, как таковая, от нефтегазового сектора уже настолько большая, что люди, которые с бюджетом работают, в принципе какие-то другие источники доходов как будто бы не рассматривают. Притом что налоговые доходы за 2020-й год выросли чуть ли не в полтора раза. Это первый момент, – подчеркнул эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. – Второй момент касается отставания от развитых стран. Доходы бюджета России сравнимы с доходами двух корпораций – Microsoft и Apple. И это, по факту, должно быть смешно. Но на самом деле это правда, и это очень грустно. Для того чтобы что-то исправить, в этом плане, не видно даже, что делается. Нужно пересматривать всю политику чуть ли не с верхушки. И проблема здесь, опять-таки, не в первом лице. Потому что, скорее всего, просто первое лицо держат в каком-то коконе из информации, которую поставляют люди, которым первое лицо доверяет. И вот этот кокон нужно как-то разбивать.
Обанкротилась модель разворовывания страны, которую узкая группа дельцов превратила в "вахтовый посёлок". Обанкротилась модель, где простым людям платят копейки, а через дивиденды и фирмы-прокладки выводят миллиарды долларов. Обанкротилась модель, которая привела к вопиющему социальному неравенству в России. Это не экономика страны при смерти – при смерти та модель, которую нам навязали с начала 90-х.
Свежие комментарии