Сытый солдат – воин-победитель. Голодный солдат – битый и побеждённый... Не всегда, но чаще всего именно так.
Поход Наполеона в Россию доказал убедительность этого постулата . Во многом войну Россия выиграла и в силу того, что снабжение действующей Русской армии продовольствием было организовано лучше, чем у явившихся в 1812 году незваных гостей - в силу ряда причин. Рассмотрим подробно, как это было.
Прежде всего, упомяну о том, что такой невероятно полезной вещи, как полевая кухня, в ту войну просто не существовало. Горячая пища готовилась, как правило, на бивуачных кострах, при этом воины распределялись по так называемым артелям, на которые и рассчитывались порции. Запомним это слово, оно нам еще встретится. Основными блюдами, составлявшими рацион русского солдата, были традиционные щи и каша. Обязательная готовность «походных» щей к полудню каждого дня была даже прописана в воинском Уставе!
При этом четко соблюдались постные и скоромные дни: в первом случае щи варились со снетком (мелкой речной рыбой, когда свежей, а когда сушеной или вяленой) и исключительно растительным маслом. Когда запрета на вкушение скоромного не было, в котел шло сало и/или мясо. Наиболее часто это была говядина, причем в процессе готовки ее измельчали до максимально возможного предела – чтобы по котлу распространялась равномерно, и всем досталось хотя бы по кусочку.
Также, как утверждают исследователи, именно во времена Отечественной войны в рацион русской армии прочно вошло такое замечательное блюдо как кулеш. Пшенная крупа, заправленная салом и луком и разваренная до балансирования на грани суп-каша прекрасно утоляла голод и придавала сил. Особенно в зимнее время – а именно на него, как мы помним, пришлась значительная часть кампании. Альтернативой этому блюду была привычная всем гречневая каша. Ее солдаты готовили самостоятельно, получая крупу «от казны».
Понятно, что порадовать себя горяченьким удавалось не всегда – война все-таки не увеселительная прогулка: то обоз отстанет, то просто нет возможности развести костры. Тогда спасали сухари – в полном соответствии с поговоркой: «хлеб да вода – солдатская еда». Впрочем, находились умники, умудрявшиеся сооружать похлебку даже из покрошенных в воду сухарей, сдобренных каким-никаким маслицем. Все лучше, чем сухомятка. Благо, хлеб солдаты получали исправно – до войны так называемую «Петровскую дачу» (норму выдачи продуктов, введенную Петром І), в которую непременно входили 1,2 кг хлеба или 800 граммов сухарей.
В преддверии начала войны, весной 1812 года вдобавок к этому ввели еще и «мясной паек», установленный сперва в 200 граммов дважды в неделю (в гвардии – трижды), а с началом боевых действий в полтора раза увеличенный. Имелись в русской армии и свои «наркомовские 100 граммов». Только не 100, если уж быть точным, а 150 до начала войны и 250 – после того, как загрохотали пушки. Между прочим, натощак выдавать водку солдатам запрещалось категорически – только непосредственно перед приемом пищи.
Хлеб да «вино хлебное», крупа да наваристые щи – вот, собственно и всё, что в обязательном порядке полагалось солдату за казенный кошт. На остальное надобно было тратить артельные денежки. Вот тут мы, собственно, и подходим к разъяснению того, что это была за артель такая, и какую роль она играла в воинском питании. Официально главой этого неформального объединения считался ротный командир, но в реальности «рулили» им фельдфебели либо капралы, действительно старослужащие (отходившие под ружьем годиков эдак 15), бывшие весьма точным аналогом современных старшин и прапорщиков.
Откуда в артельной кассе брались деньги? По большей части – никак не из солдатского жалованья, бывшего, по правде говоря, мизерным. Серьезные средства поступали на самые прозаические, но жизненно необходимые нужды армии от Императорского дома. Жертвовали купцы, дворяне, простые мещане – кто сколько мог. В общий артельный «котел» шли также винные и мясные порции, от которых отказывались в пользу своих подчиненных совестливые офицеры, которым с пропитанием было всяко вольготнее.
Между прочим, неплохим средством пополнения артельных «капиталов» были деньги от работ, на которые отцы-командиры могли отрядить собственный личный состав. Процент солдатикам, гнувшим спины, полагался обязательно. Что покупалось на эти деньги? Мясцо и сало для каши, соль, соленья-варенья (сахара русские солдаты, как правило, не видели вовсе). По сезону – травки-приправки, хрен, лук, чеснок. Могли, если средства позволяли, побаловать себя яйцами, сметаной и сливочным маслом.
Как видим, особой изысканностью и разнообразием стол защитника Отечества, ходившего в солдатской шинели, во время войны с Наполеоном, конечно, не отличался. Просто и сытно, грубо, но питательно. Но, признаем – уж точно получше чем «блюда» из крыс да ворон, а также суп из свечей, которыми вынуждены были лакомиться к концу той войны явившиеся к нам из Европы «покорители мира». В итоге и состоялся разгром Наполеона под героизм и мужество русского солдата, а ещё - под щи да кашу.
- Автор:
- Александр Харалужный
- Использованы фотографии:
- Википедия/Памятный знак «Хлеб нашей памяти» — скульптурная композиция, посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Свежие комментарии