Шойгу поставил под ружьё 500 вузов России и держит в резерве 800 тысяч юнармейцев
Численность Вооруженных сил России не то чтобы тайна за семью печатями, но она до конца не разглашается, здесь можно оперировать условными цифрами.
Вроде как больше миллиона должно быть по штату, но в реальности это около 900 тысяч боевых «штыков». Это одна из самых крупных по численности армий в мире, но и территория, которую ей нужно защищать, не то что не маленькая — самая большая в мире, при этом не самая густонаселённая. Чем и, главное, кем обороняться-то, когда враг нагрянет?На случай войны, вероятность которой никогда не исключается, а сейчас эта тема буквально витает в воздухе из-за откровенно агрессивных действий НАТО в Европе, в ход пойдут резервы. Так называемый мобилизационный ресурс, когда под ружьё встанет и стар и млад — 18-летние новобранцы, запасники сержанты-рядовые, капитаны-майоры-подполковники в возрасте до 60 лет (эх, мне ещё шашку в руки можно будет взять, если Родина в опасности!).
«Наскрести по сусекам» и поставить в строй Россия, по статистическим данным, может около 69 миллионов человек. Вроде как приличная численность, чтобы отбиться от нападения, а потом и до Берлина дойти (в Красной армии во время Великой Отечественной войны насчитывалось 34,5 миллиона военнослужащих), но вот обученность потенциальных защитников Отечества вызывает некие сомнения.
«Старики», имеющие опыт военной службы, это, конечно, надёжный резерв, но в атаку-то идти молодым, необученным, которые могут банально превратиться в «мясо» войны. Их же, студентов, комбайнёров и трактористов, нужно ещё как-то обучить военному делу.
Минобороны РФ озадачилось этой проблемой и вводит сейчас многофункциональную систему подготовки квалифицированных специалистов в интересах обороны страны. Суть её заключается в том, что практически каждый молодой человек должен в той или иной степени обладать навыками боевой подготовки в зависимости от своей основной профессиональной ориентации, чтобы при необходимости прийти в армию уже подготовленным специалистом с определённым опытом, который пригодится в войсках. Поголовно «забривать» в армию при этом не собираются, учить будут военному делу, как говорится, на дому. Речь идёт о создании военно-учебных центов в высших учебных заведениях, где студенты, которые освобождены от призыва, смогут проходить службу без отрыва от учёбы.
Эту тему озвучил министр обороны России Сергей Шойгу на последнем селекторном совещании военного ведомства, подчеркнув, что такое поручение было дано президентом Владимиром Путиным на основании инициативы Минобороны.
«Делается большая работа, чтобы во всех вузах, в которых для этого будет создана соответствующая база, открыть военные учебные центры, чтобы люди могли спокойно отслужить без отрыва от учёбы и по окончании вуза получить военный билет», — заявил Шойгу.
В общем, выдохни, студент — в армию идти не надо! Научат военному делу в стенах «альма-матер», не призывая в казармы, но помни: ты теперь военнообязанный, так что в случае войны прямиком беги в военкомат, потому как теперь являешься не каким-то гражданским «шпаком», а имеешь воинское звание — не важно, рядового или лейтенанта запаса.
Как сообщил замминистра обороны Николай Панков, военные учебные центры будут организованы более чем в 500 вузах России. Здесь нужно понимать, что это будет не полноценная военная служба с подъёмами-отбоями, марш-бросками, учениями и стрельбами, студентам дадут лишь основы того, с какой стороны прикладывать автомат к плечу и какой рукой отдавать честь — воинское приветствие. Может быть, даже пару раз на полигон ближайшей части вывезут, чтобы попрактиковать к «мишенной обстановке» и не пугаться звуков выстрелов и разрывов снарядов.
Полноценного солдата из студента при таком обучении вряд ли получишь, но какие-то основы в него заложить всё-таки можно, и в последующем придётся учить уже не с нуля. Предполагается, что уровень подготовки студентов всё-таки будет несколько выше, чем прежней начальной военной подготовки (НВП), которая была обязательным предметом в средних школах. Шойгу распорядился привлечь к обучению студентов командование всех военных округов и ДОСААФ, которые отправят в вузы своих профессиональных инструкторов.
Что получится на «выхлопе», пока толком и понять сложно. Самим студентам вроде как лафа — на «срочку» даже без военной кафедры идти не надо. При этом и Минобороны в таком количестве личный состав не требуется, за исключением пополнения научно-производственных и спортивных рот (их сейчас 12 и 4 соответственно), но обученные в военных центрах студенты автоматически станут армейским резервом, их в случае необходимости можно будет поставить под ружьё.
— Еще в советские времена существовала практика, когда выпускников институтов с военной кафедрой призывали в армию в офицерском звании на два года, — говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. — В войсках их называли «пиджаками» и относились с некоторым пренебрежением — специфику военной службы они не знали и порой отбывали банальную обязанность отслужить положенное время и вернуться к гражданской жизни. Однако были и исключения, когда вчерашние студенты втягивались в армейскую службу и связывали с ней всю свою жизнь. Яркий пример — экс начальник Генштаба Анатолий Квашнин, который после вуза настолько проникся военной службой, что впоследствии окончил военную академию имени Фрунзе, академию Генерального штаба и занял фактически вторую по важности должность в Минобороны. По прошествии времени его уже перестали считать «пиджаком» и зачислили в военную элиту, но пропущенную курсантскую скамью нет-нет, да и припоминали.
Практика привлечения студентов на армейскую службу была надолго забыта и частично возобновилась только в 2016 году Учебные сборы со студентами, обучающимися по новой системе военной подготовки граждан по программам сержантов и солдат запаса, прошли по всей территории России. Скажем для примера, 500 выпускников Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии и Тольяттинского государственного университета приняли участие в первых учебных сборах на территории учебных центров инженерных войск и ракетных войск и артиллерии, дислоцирующихся в Нижегородской, Тюменской и Саратовской областях. В ходе сборов студентов подготовили по различным военно-учетным специальностям инженерных войск, ракетных войск и артиллерии.
— Говорить о том, что армия получит профессиональных военных в лице студентов, конечно, нельзя, — продолжает Владислав Шурыгин. — Тем не менее, во время сборов, продолжительность которых зависит от присвоения воинских званий — либо офицеров, либо сержантов или рядовых, студенты получают реальную армейскую практику. Они зачисляются в мобилизационный резерв и при необходимости могут быть призваны в армию уже с определенным запасом военных знаний. И если раньше подобные военные сборы носили формальный характер, а самих военнообязанных называли «партизанами», то сейчас парней реально натаскивают на военную службу и прививают все необходимые навыки по специальности, которая, большей частью связана с их основной профессией.
Студенты, в свою очередь, получают возможность приобрести военно-учетную специальность, родственную будущей гражданской профессии, исполнить конституционный долг по защите Отечества без отрыва от обучения.
Вообще нынешняя практика с организацией военных центров обучения в вузах для студентов имеет для Минобороны определенный смысл. Нельзя сказать, что это «замануха», но в военном ведомстве рассчитывают на то, что часть гражданских специалистов соблазнится дальнейшей службой в армии. Особенно на таких специальностях, как военные программисты, финансисты, химики, тыловики, психологи.
Командиров мотострелковых взводов, танкистов и десантников вполне хватает в системе военного обучения, а вот так называемые «пиджаки» вполне могут занять свою нишу в армейской структуре. Кто-то из них вполне может найти в своем «армейском ранце» маршальский жезл.
В ряду единой системы образовательного и воспитательного процессов для кадровой подготовки армии, Минобороны потенциально рассматривает и движение «Юнармия» и создающиеся центры военно-патриотического воспитания «Авангард». А это, минуточку, более 800 тысяч юнармейцев, практически со всей военной атрибутикой (это было видно и на их присутствии на параде Победы), плюс «авангардисты», которые создаются в 49 регионах России. В общем, за плечами Шойгу не только сама армия, но и её потенциальный резерв. В случае нужды — отмахаемся от врага конспектами…
Свежие комментарии