Макет ракеты AGM-158XR
Американская компания Lockheed Martin приступила к разработке новой крылатой ракеты воздушного базирования AGM-158XR. Эта ракета станет развитием предыдущих разработок в семействе JASSM и будет отличаться увеличенной дальностью полета. Предполагается, что процесс создания проекта и испытаний готовой ракеты займет несколько ближайших лет.
Экстремальная дальность
16 сентября компания Lockheed Martin представила официальный анонс своего нового проекта. Как это часто бывает, начало было наполнено пафосными заявлениями о стремлении к миру и готовности оказывать помощь союзникам. Затем компания перешла непосредственно к новому проекту и некоторым его подробностям.
Новая крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) получила название AGM-15XR (eXtreme Range). Однако компания-разработчик пока не уточняет, какую именно дальность полета следует считать экстремальной.
В основе проекта «XR» лежит уже существующая ракета AGM-158B JASSM-ER. В прошлом она прошла все необходимые испытания и была принята на вооружение боевой авиации США и некоторых других стран. Предполагается, что принадлежность к существующему успешному семейству поможет новой КРВБ в конкурентной борьбе.
Новый проект предполагает использование уже проверенных методов разработки, технических решений и компонентов. В частности, проектирование ведется в полностью цифровой среде, а также сразу учитывает особенности будущего производства. Выпуск новой ракеты будет осуществляться на существующей производственной линии.
В «Локхид-Мартин» считают, что такие подходы к разработке и производству позволят значительно сократить время на создание проекта и в будущем упростят массовый выпуск ракет. Кроме того, будет создан задел для дальнейших модернизаций за счёт замены тех или иных агрегатов и модулей ракеты.
Хотя компания-разработчик и упоминает возможность ускорения всех работ, точные сроки их проведения пока не называются. На все будущие мероприятия может уйти несколько лет, и, вероятно, они будут завершены только к концу текущего десятилетия.
Ракетное семейство
Стоит отметить, что недавно анонсированная КРВБ AGM-158XR станет уже четвёртым изделием в своём семействе. Компания Lockheed Martin действительно обладает большим опытом в создании такого оружия и может с успехом применить его в новом проекте.
Первой в этом семействе была крылатая ракета AGM-158A JASSM (Joint Standoff Missile). Разработка этой ракеты велась с середины девяностых годов, но на вооружение она поступила только в конце двухтысячных. Это был боеприпас класса «воздух-поверхность» с дальностью полёта 370 км и 450-килограммовой боевой частью.
Через несколько лет после AGM-158A на вооружение поступила крылатая ракета увеличенной дальности AGM-158B JASSM-ER. При сохранении основных особенностей облика и боевых качеств предшественника, эта ракета была значительно тяжелее и могла лететь на 925 км.
На производстве ракет JASSM / JASSM-ER / LRASM
В 2018 г. на вооружение боевой авиации США была принята противокорабельная ракета AGM-158C LRASM, разработанная на основе JASSM-ER. Она отличается специальным приборным оснащением и боевой частью, адаптированной для поражения кораблей. Дальность полёта этой ракеты осталась на уровне AGM-158A – 370 км.
Сейчас на базе AGM-158B разрабатывается новая ракета, и целью этого проекта снова является увеличение дальности полёта. Впрочем, пока не сообщается, насколько удастся повысить этот параметр.
Новое изделие
Компания Lockheed Martin уже представила общий облик новой ракеты и раскрыла некоторые её особенности. При этом ключевые характеристики остаются нераскрытыми. Тем не менее, даже на основе имеющихся данных можно составить представление о новом изделии.
Внешне и по своей конструкции ракета «экстремальной дальности» напоминает базовую JASSM-ER. Это крылатая ракета с удлинённым фюзеляжем и характерными обводами, которые снижают её радиолокационную заметность. КРВБ оснащена раскладным крылом и таким же оперением.
Похоже, что поперечное сечение ракеты остаётся прежним. Фюзеляж удлиняется для размещения дополнительных топливных баков. Это должно привести к увеличению стартовой массы. Также может потребоваться модификация конструкции крыла с учётом новых весовых и габаритных характеристик.
Монтаж боевой части
Ракету оснастят турбореактивным двигателем неназванного типа. Возможно, снова используют изделие Williams F107-WR-105 от ракеты AGM-158B. Также могут найти другой вариант с более высокими характеристиками. Независимо от типа двигателя, ракета будет дозвуковой, как и её предшественники.
Изделие AGM-158XR будет иметь «экстремальную» дальность полёта, но разработчики не называют конкретных цифр. Зарубежная профильная пресса, ссылаясь на свои источники, пишет о возможном достижении дальности в 1000 морских миль — более 1600 км. Однако неизвестно, соответствует ли эта информация реальным целям проекта.
Новая ракета «XR», по всей видимости, сохранит системы управления серийного изделия. Так, AGM-158B оснащена автопилотом, использующим данные от систем спутниковой и инерциальной навигации. На конечном участке полёта в работу включается инфракрасная головка самонаведения.
«Локхид-Мартин» упоминает, что новая ракета будет оснащена боевой частью массой 1000 фунтов. Возможно, это будет проникающая фугасная БЧ типа WDU-42/B, заимствована у других ракет семейства. Также нельзя исключать возможность разработки новой боевой части.
Носителями новой ракеты станут те же самолёты тактической и стратегической авиации, которые сейчас могут применять AGM-158A/B/C. В частности, это будут истребители последнего 5 поколения. Несмотря на увеличение массы и габаритов, новая ракета не должна предъявлять особых требований к носителю.
Пути разработки
Таким образом, новая ракета AGM-158XR будет во многом похожа на своих предшественников, однако значительно превзойдёт их по дальности полёта. Такой подход к постановке целей и разработке технического задания обещает принести ряд преимуществ.
Ракета AGM-158B JASSM-ER в ВВС США
В целом, новый проект представляет собой обновление существующей конструкции с развитием или заменой некоторых компонентов. Компании «Локхид-Мартин» предстоит создать более длинный и объёмный планер, оснащённый увеличенными топливными баками. Возможно, удастся обойтись только доработкой существующих агрегатов, но нельзя исключать, что некоторые конструкции придётся разрабатывать с нуля, учитывая новые требования, нагрузки и иные факторы.
Увеличение массы, вероятно, потребует внедрить новый двигатель с более высокими характеристиками. Он позволит компенсировать рост массы и одновременно увеличить дальность полёта.
Система управления, по всей видимости, не потребует значительных изменений. Некоторые приборы могут быть заменены на более современные аналоги, а программное обеспечение обновлено. При всём этом, принципы работы и наведения ракеты должны остаться прежними.
Штатная боевая часть предыдущих ракет может быть сохранена. Однако не исключено, что будет разработана совершенно новая БЧ или несколько вариантов боевой нагрузки. В этом случае перспективная крылатая ракета воздушного базирования получит актуальную сейчас модульность.
Глубокая модернизация
В рамках проекта AGM-158XR компания Lockheed Martin не планирует создавать совершенно новую ракету, а сосредоточится на глубокой модернизации существующего образца. Такой подход к разработке нового изделия вполне оправдан, поскольку он позволит значительно улучшить ключевой параметр КРВБ, при этом не увеличивая сложность и стоимость проекта.
Учитывая уменьшенную сложность проекта, можно ожидать, что Lockheed Martin сдержит свои обещания и через несколько лет действительно представит готовую ракету AGM-158XR. Вероятно, это изделие привлечёт внимание Пентагона и иностранных заказчиков. Ракета пополнит арсеналы боевой авиации и дополнит другие образцы своего семейства. Однако точные сроки появления готовой ракеты и её поступления на вооружение пока остаются неизвестными.
Свежие комментарии