На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 358 подписчиков

Свежие комментарии

  • vitaly yanushkevich
    Наши депутаты начнут работать тогда, когда их выгонят из думы и выберут честных, не покупных , а тих барыг надо гнать...Бантики или хиджаб?
  • Петр Петрович Канаев
    А, куда? У них нет родины у них только прописка.Цыганская этничес...
  • Rasim Enikeev
    Пока иерарх государства будет при людно крестить лоб в эфире на всё страну - так и не будет светского государства! Си...Бантики или хиджаб?

«Мы знали что немцы нападут, и утром 22 июня 1941 года завтракали в кабинах»- советский лётчик рассказал о начале войны

Пилот 10-го Гвардейского дальнебомбардировочного авиаполка, Герой Советского Союза Николай Павлович Жуган четырежды бывал сбит за годы Великой Отечественной войны; один раз был вынужден 300 км добираться пешком до своих.

Но судьба хранила его: он не только выжил, но и не был ни разу серьёзно ранен. Ровесник революции, он прожил ровно 100 лет, и ушёл из жизни в 2017 году в Краснодаре.

А в 1937 году Жуган работал на заводе – вытачивал поршни для харьковских тракторов, когда по комсомольской путёвке его зачислили в курсанты лётной планерной школы, в 30 километрах от Харькова.

За год он прошёл теорию и практику полётов. Изучали географию, метеорологические карты, метеорологическую службу, аэродинамику. Сначала планер теоретически изучили, а потом стали на них летать. От полётов на планерах перешли к самолётам У-2.

Через год приехала комиссия из военной лётной школы в Одессе, и Жуган продолжил своё обучение в ней. Через год их выпустили младшими лейтенантами и направили в войска. Николай Павлович попал в Брянск в 8-ой бомбардировочный авиаполк, укомплектованный самолётами Р-3.

Николай Жуган. Фото в свободном доступе.

В 1940 году группу лётчиков отправили в Воронеж, учиться летать на более современном боевом самолёте – ДБ-3. Вначале – летать, а потом и бомбить на полигоне. К началу войны, Жуган сделал на дальнем бомбардировщике только 20 самостоятельных вылетов, из которых 5 или 6 – на боевое применение.

По словам Николая Павловича, приближение войны все остро чувствовали давно, с 1938 года. Политработники регулярно проводили беседы, смысл которых был в том, что война с немцами обязательно будет.

Поэтому нападение немцев 22 июня 1941 года было для лётчиков предсказуемо. С утра бомбардировщики уже были в самолётах (завтрак им принесли прямо туда, а техники вешали бомбы). В 13 часов поступило первое задание: бомбить колонну немецких войск. Они вылетели девяткой и отбомбились по этой колонне. На следующий день – такое же задание, налёт на другую колонну.

На третий день целью был аэродром в районе Львова. С этого задания в полку начались потери: наши бомбардировщики стали подвергаться атакам истребителей люфтваффе.

«Наши истребители в то время не могли нас сопровождать, потому что их не было. Огромное количество наших самолётов за первые же сутки войны были уничтожены. На первые задания шёл весь полк. А потом, когда посбивали многих немцы, летали уже пятёрками, четвёрками. Кто остался. Потом из трёх полков сделали два»,– рассказывает Жуган.
Дальний бомбардировщик ДБ-3. Фото в свободном доступе.

По его словам, немецкие истребители подкрадывались настолько незаметно и били откуда-то сзади и сверху, что их даже и не доводилось увидеть. Просто – попадание в хвост, и самолёт становится неуправляемым.

Первый раз его сбили во время Киевской оборонительной операции, когда они летали бомбить немецкие войска в том районе, где немцы замыкали кольцо окружения Киевского котла.

Стрелок и штурман выпрыгнули с парашютом чуть раньше, а сам пилот в первую же секунду после приземления увидел бегущих к нему гитлеровских солдат. Но он смог скрыться от них в лесу, а когда стемнело – выбрался из него и пошёл на восток по компасу.

Ночевал в деревнях, там же получал от населения пищу и раздобыл гражданскую сельскую одежду: фуфайку, кепку, штаны с заплатами. В таком виде и прошёл за три недели триста километров, встретив по пути нескольких красноармейцев, которые тоже, переодевшись в гражданскую одежду, шли к своим через линию фронта. Дошагали до самого Курска. Там таких, как они, задерживали, допрашивали, заставляли подробно описать всё в объяснительных, и отправляли в свои части.

«Штурман и стрелок так и не вернулись. Видимо, их поймали. Мне же удалось спастись».
Ветеран с макетом своего боевого самолёта. Фото в свободном доступе.

В дальнейшем, во избежание крупных потерь, боевая работа полка стала проводиться в основном ночью. Днём лётчики отсыпались, а ночью взлетали по очереди с интервалом в несколько минут.

Вначале шёл разведчик – оценить погоду и средства ПВО противника по маршруту до цели. Потом летел осветитель, а уже за ним – бомбардировщики. Осветитель был заряжен осветительными бомбами, и за ним бомбардировщики были заряжены ещё по одной, чтобы задним подсвечивать.

Осветитель сразу не все бомбы выбрасывал – иначе они за 3-5 минут сгорят. Он нарезал круги выше всех, и с каждого захода сбрасывал по одной осветительной бомбе.

Последним шёл контролер. Он сбрасывал бомбы, смотрел результаты удара, фиксировал их. Работа контролёра была опасной, потому что, когда осветили цель, противник знал, что сейчас бомбардировщики пойдут. Зенитчики стреляли и, к подходу последнего самолёта уже моли достичь высокой меткости.

Николай Жуган. Фото в свободном доступе.

В другой раз самолёт Жугана был сбит, когда они возвращались с задания, и прыгать пришлось с шести тысяч метров. Тогда их подобрали партизаны из отряда Александра Рабцевича, и переправили «на большую землю» на транспортном «Дугласе», который регулярно прилетал к ним с вооружением, боеприпасами и продуктами, и вывозил раненых партизан.

Всего за время войны Николай Павлович совершил 312 боевых вылетов.

«Это в среднем я отвёз 312 тонн бомб на голову фашистов»

Последний его боевой вылет был 27 апреля 1945 года – на Балтику, на косу, где была база немецких подводных лодок. После войны Жуган остался в дальней бомбардировочной авиации, и уволился в запас в 1960 году, в звании генерал-майора.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх