Не так давно у нас была статья про этот самолет, написанная линкороведом. Да, конечно, как мнение, она имеет право на жизнь, хотя, конечно, сравнения в ней были… Ну да ладно, это лирика, давайте о самолете, который рассмотрим анфас и в профиль, и не через дымовую трубу корабля.
«Лайтнинг». Очень своеобразный самолет, который и сам вошел в историю, и его конструктор Кларенс Джонсон получил свою кучу признаний.
Вообще, все, что сконструировал Джонсон, было не совсем привычным в плане формы и содержания. Джонсон приложил ум и руки ко многим изделиям «Локхида», но вместе с Р-38 в оригинальные можно занести и F-104 «Старфайтер» и разведчик SR-71 «Блэк Берд».
Кто назовет их плохими машинами?
Но началось все с Р-38.
Кто бы что там ни говорил насчет «Лайтнинга», сразу озвучу, что считаю этот самолет выдающимся и просто отличным. Для своего времени. А все, что некоторые говорили насчет слабых сторон, шасси там было не очень и обзор… Про обзор отправил бы поговорить с летавшими на «Харрикейнах», Ме-109 и «Яках» с гаргротами.
Лучше всего о самолетах говорят летчики. Реальные, а не наигравшие «опыт» во всяких «вартандерах». А американские пилоты называли «Лайтнинг» «билетом в кругосветное путешествие», имея в виду отнюдь не какие-то отрицательные качества. Но обо всем по порядку.
В начале небольшое отступление на тему, которую я уже как-то озвучивал. Ответ на вопрос «Как правильно оценить самолет». Именно так, чтобы это была точная и справедливая оценка, а не Мнение Его Высочества, переигравшего в компьютерные игры.
Споры не утихают уже 70 лет. Рейтинги, сравнения, оценки – все это есть. Все любят на эту тему поговорить, и эксперты, и не очень.
Но давайте ответим на один вопрос: по какому универсальному параметру можно сделать вывод о том, насколько тот истребитель лучше этого, и наоборот? Один красавец в вертикали, другой быстр, у третьего умопомрачительное вооружение и так далее.
Список параметров можно продолжать до бесконечности, но каждая из этих характеристик в какой-то степени противоречит другим.
Отсюда и вытекает такая штука, как Искусство Конструктора. С больших букв как раз из уважения к работе. И это искусство заключается в том, чтобы создать самолет, у которого ВСЕ нужные характеристики будут хоть и усреднены, но присутствовать в нужном объеме.
Вообще, в каждой из стран-участниц Второй мировой войны, и я об этом тоже говорил не раз, существовали свои критерии по постройке самолетов. Свои школы конструкторов.
А потому, как тут один «эксперт» сравнивал у нас Ме-262 с поршневыми самолетами того же времени… Проблемы дилетантского подхода, увы, дань современности.
Вот лично мне нравилась система оценки по цене и эффективности применения, то есть на сколько своих сбитых самолетов пришлось побед над противником. Тут, конечно, тоже не все ровно, поскольку у тех же немцев, одно дело сбивать самолеты на Восточном фронте, и совсем другое – «летающие крепости» над Германией.
Но что-то такое есть в этой системе, потому давайте посмотрим на «Лайтнинг» именно через призму его успехов и стоимости.
Итак, американские летчики на американских самолетах. И самолетов, претендующих на звание лучшего, хватало, те же «Мустанги» и «Тандерболты», уже ставшие завсегдатаями рейтингов.
Однако на каком самолете летал самый результативный летчик Америки?
Знакомьтесь, майор Ричард Айра Бонг. 40 побед. Летал на Р-38. А кто второй? Майор Томас Мак-Гуайр. 38 побед. На Р-38… И дальше не менее крутые парни, полковник Чарльз Мак-Дональд, майор Джеральд Томпсон, капитан Томас Линч…
Но даже и первых двух пилотов достаточно для серьезной заявки на победу. Однако «Лайтнинг» не был самым популярным самолетом в ВВС США, вот с этим соглашусь. На Р-38 воевали 27 групп, на Р-47 (для сравнения) – 58.
И по количеству выпущенных машин Р-38 не лучший. Всего 10 тысяч машин. И по боевым показателям в Европе и Африке «Лайтнинг» был середнячок, данные по Европе – 2500 уничтоженных самолетов противника при собственных потерях 1750 машин. Так себе, да?
Но простите, «Лайтнинг» на протяжении очень долгого времени был вообще единственным самолетом, способным прикрывать американские и английские бомбардировщики. Остальные, все такие быстрые, маневренные, крутые, не подходили на эту роль по дальности действия. И только когда появились аэродромы на континенте, вот тогда «Тандерболты» и «Мустанги» расправили крылья. А до этого – простите…
Насколько на равных был бой между Bf-109 и FW-190 против Р-38? Да ни насколько. Это были весьма неравные бои, как ни крути. А выхода не было. Либо бомберы идут в пекло без сопровождения вообще, либо имеем, что имеем. Потом, когда появились Р-47, стало немного легче, но до того момента американские летчики дрались в откровенно невыгодном положении.
Но – дрались.
И на Тихом океане тоже ситуация была не лучшая. Не такой маневренный и скоростной Р-38 против тех же А6М «Зеро» вроде бы не смотрелся, но… Опять же только «Лайтнинг» за счет двухмоторной схемы обладал и дальностью, и безопасностью полета, и вооружением.
Наверное, уместно сейчас вспомнить, что героя Перл-Харбора Исороку Ямамото загнали в землю именно «Лайтнинги».
В конструкции Р-38 было довольно много новинок, тут да, «Локхид» постарался от души. Что бы там ни говорили «эксперты» о крайне неудачных якобы шасси, самолеты с ними летали, а схему потихоньку начали перенимать все вокруг.
Вообще, схема была весьма прогрессивной и нетрадиционной. Весьма неплохие летные качества сочетались с хорошим вооружением, которое по плану должно было состоять из 23-мм пушки фирмы «Мадсен» с боекомплектом 50 снарядов и четырех пулеметов Браунинг М2 калибра 12,7 мм с боезапасом по 200 патронов на ствол.
Четыре топливных бака общей емкостью 1136 л размещались в центроплане — два впереди и два позади лонжерона. Увеличение дальности полета Р-38 запросто решалось применением подвесных баков.
Имя свое истребитель получил не сразу. Сперва Р-38 называли «Атланта», но имя не прижилось. «Лайтнинг» — так его окрестили британцы. Выбор вообще был не очень большой. «Либерейтор», «Лидс», «Ливерпуль», «Лексингтон», «Линкольн» и «Либрэ». «Лайтнинг» понравилось главе «Локхида» Роберту Гроссу, и вопрос был решен.
Первая боевая модель получила индекс P-38D, хотя серийных вариантов А, В и С не существовало. Просто была такая традиция у американцев, начинать с литеры D.
По сравнению с прототипами, на P-38D была усовершенствована бронезащита за счет увеличения толщины бронелистов и изменения схемы их размещения. Лобовое бронестекло также было усилено.
На этой модификации стали устанавливать протектированные бензобаки общей емкостью 1287 л. Отказались от баллонов с кислородом, их заменили на сосуды Дьюара с жидким кислородом. Странное решение, но очень логичное. Баллон высокого давления – не самая приятная вещь в самолете.
Самолеты P-38D выпускались серией с июля по октябрь 1941 г.
На европейском театре войны первую победу в воздухе на P-38D одержал 14 августа 1942 г. второй лейтенант Э. Шахан из 27-й истребительной эскадрильи. Он добил поврежденный другим самолетом немецкий четырехмоторный самолет-разведчик FW-200 «Кондор».
Были в начале войны и экспортные модели. Назывался этот самолет Р-322 и создавался для Великобритании и Франции на основе британских требований. Правда, Франция так и не получила свои самолеты, поскольку закончилась. Зато эти самолеты с удовольствием приняла Британия.
Англичане и французы видели в Р-322 скорее истребитель-бомбардировщик, чем высотный перехватчик, потому самолет имел ряд отличий от P-38D.
Например, на нем устанавливали менее мощные двигатели «Аллисон» серии С без турбокомпрессоров. Оба мотора имели одинаковое, по часовой стрелке, направление вращения винтов и мощность в 1090 л.с.
Использование этих двигателей было продиктовано желанием упростить по максимуму поставки запасных частей для двигателей разных самолетов. Такие двигатели уже воевали в Королевских ВВС на самолетах Кертисса «Томагавк».
Пришлось отказаться и от турбокомпрессоров. Но тут виной не стремление англичан упростить дело, а невозможность фирмы «Дженерал Электрик» обеспечить компрессорами всех желающих. Плюс надо было обучать технический персонал работе с турбокомпрессорами, а это в условиях войны британцы не могли себе позволить.
Поэтому Королевские ВВС отдали предпочтение немедленным поставкам машин без турбокомпрессоров, пусть это и отразилось в некоторой степени на боевых качествах самолетов.
Центральная гондола была почти идентичной гондоле на Р-38, но состав вооружения был пересмотрен. Оно включало только четыре пулемета, причем английского производства: два 12,7 мм и два 7,69 мм. В кабине также установили стандартное английское приборное и радиооборудование, а также штурвальное управление.
В общем, Р-322 был слабее, чем Р-38, но в 1940 году было не до жиру, потому британцы брали по ленд-лизу все, что им давали.
Воевать на Р-322 было, конечно, сложнее, чем на Р-38, который был быстрее, забирался выше, летел дальше, да еще и вооружен был сильнее.
Воевалось, конечно же, сложно. Двухмоторный самолет был вполне в состоянии свернуть голову всем немецким бомбардировщикам и половине истребителей. Но вот с новыми моделями «Мессершмитта» было сложно. А когда на Западном фронте появился «Фокке-Вульф», то все стало совсем печально. Но выбора не было, потому Р-38 продолжали летать на сопровождение бомбардировщиков, потому что все понимали: лучше такое прикрытие, чем никакого.
Часть самолетов переделали в двухместный вариант. Вторую кабину разместили позади первой, что сказалось на аэродинамической чистоте гондолы. Среди летчиков такая конструкция получила насмешливое прозвище «поросячий зад». Двухместные P-38 использовались как учебно-тренировочные и пассажирские.
На одном из самолетов модификации F было опробовано ракетное вооружение — пусковые установки для 114-мм ракет. Два трехтрубных пакета подвешивали по бортам центральной гондолы и еще два — под консолями. Испытания прошли успешно, но в серийное производство внедрили только фюзеляжное расположение.
В 1941 г. истребители «Лайтнинг» получили на вооружение только две истребительные группы — 1-я и 14-я. После нападения японцев на Пёрл-Харбор они были переброшены на Западное побережье США в ожидании высадки вражеского десанта. Следующей на Р-38 перевооружилась 54-я эскадрилья 55 FG, базировавшаяся на Аляске. Именно летчики этой эскадрильи одержали первую победу на «Лайтнинге» на Тихоокеанском ТВД, уничтожив 4 августа японскую летающую лодку Н6К4 над Датч-Харбором.
В ноябре 1942 года три группы Р-38 были переброшены на Средиземноморский театр военных действий для участия в операции «Торч» — высадке англо-американских войск в Алжире и Тунисе.
Не повезло. Американцы, только что вступившие в войну, нарвались на хорошо подготовленных немецких летчиков, которые сделали из этих трех групп отбивные. Потери были велики.
Тем не менее, Р-38 в качестве перехватчика транспортных самолетов немцев и истребителя сопровождения провел всю кампанию в Средиземноморье.
С середины лета 1943 г. авиагруппы «Лайтнингов» стали все чаще привлекать к нанесению бомбо-штурмовых ударов по целям в глубине территории противника. Оснований для этого было предостаточно.
Максимальная скорость истребителей «Лайтнинг» модификации L определялась равной 670 км/ч на высоте 8100 м при работе моторов на форсаже. Без форсирования моторов скорость 620-630 км/ч тоже была более чем достаточной. Высоту 5000 м самолет набирал за 5,4 минуты, а максимальная дальность полета с подвесными баками и 20-минутным резервом времени на воздушный бой достигала 3370 км.
Поздние варианты «Лайтнинга» по максимальной бомбовой нагрузке практически сравнялись со средними бомбардировщиками. После сбрасывания бомб P-38J мог постоять за себя в воздушном бою и не нуждался в истребительном прикрытии. Кроме того, экипаж "Лайтнинга" состоял всего из одного пилота, в то время как на среднем бомбардировщике летали и рисковали жизнью 5-7 человек. Наконец, Р-38 даже с наружной подвеской бомб был относительно скоростным самолетом, перехват которого значительно труднее организовать в сравнении с более медленными бомбардировщиками.
В общем, действительно появился почти идеальный истребитель-бомбардировщик.
Можно долго говорить о нюансах. Насколько был «Лайтнинг» плох или хорош, но: самолет прошел ВСЮ Вторую мировую войну, воюя на ВСЕХ театрах военных действий. Далеко не все самолеты стран-участниц могли похвастаться таким сроком эффективной службы.
Даже когда вроде бы на смену пришли более современные Р-47 и Р-51, Р-38 все еще был актуальным. В основном за счет своей дальности полета и грузоподъемности, но тем не менее, он был полезен.
Боевое применение показало, что самолет был хорош. По всем статьям.
ЛТХ Р-38D
Размах крыла, м: 15,85
Длина, м: 11,53
Высота, м: 3,91
Площадь крыла, м2: 30,47
Масса, кг
— пустого самолета: 5 342
— нормальная взлетная: 6 556
— максимальная взлетная: 7 031
Двигатель: 2 х Allison V-1710-27/29 х 1150 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 628
Крейсерская скорость, км/ч: 483
Практическая дальность, км: 1282
Скороподъемность, м/мин: 762
Практический потолок, м: 11 885
Экипаж, чел: 1
Вооружение: одна 20-мм пушка и четыре 12,7-мм пулемета.
«Лайтнинг». Очень своеобразный самолет, который и сам вошел в историю, и его конструктор Кларенс Джонсон получил свою кучу признаний.
Вообще, все, что сконструировал Джонсон, было не совсем привычным в плане формы и содержания. Джонсон приложил ум и руки ко многим изделиям «Локхида», но вместе с Р-38 в оригинальные можно занести и F-104 «Старфайтер» и разведчик SR-71 «Блэк Берд».
Кто назовет их плохими машинами?
Но началось все с Р-38.
Кто бы что там ни говорил насчет «Лайтнинга», сразу озвучу, что считаю этот самолет выдающимся и просто отличным. Для своего времени. А все, что некоторые говорили насчет слабых сторон, шасси там было не очень и обзор… Про обзор отправил бы поговорить с летавшими на «Харрикейнах», Ме-109 и «Яках» с гаргротами.
Лучше всего о самолетах говорят летчики. Реальные, а не наигравшие «опыт» во всяких «вартандерах». А американские пилоты называли «Лайтнинг» «билетом в кругосветное путешествие», имея в виду отнюдь не какие-то отрицательные качества. Но обо всем по порядку.
В начале небольшое отступление на тему, которую я уже как-то озвучивал. Ответ на вопрос «Как правильно оценить самолет». Именно так, чтобы это была точная и справедливая оценка, а не Мнение Его Высочества, переигравшего в компьютерные игры.
Споры не утихают уже 70 лет. Рейтинги, сравнения, оценки – все это есть. Все любят на эту тему поговорить, и эксперты, и не очень.
Но давайте ответим на один вопрос: по какому универсальному параметру можно сделать вывод о том, насколько тот истребитель лучше этого, и наоборот? Один красавец в вертикали, другой быстр, у третьего умопомрачительное вооружение и так далее.
Список параметров можно продолжать до бесконечности, но каждая из этих характеристик в какой-то степени противоречит другим.
Отсюда и вытекает такая штука, как Искусство Конструктора. С больших букв как раз из уважения к работе. И это искусство заключается в том, чтобы создать самолет, у которого ВСЕ нужные характеристики будут хоть и усреднены, но присутствовать в нужном объеме.
Вообще, в каждой из стран-участниц Второй мировой войны, и я об этом тоже говорил не раз, существовали свои критерии по постройке самолетов. Свои школы конструкторов.
А потому, как тут один «эксперт» сравнивал у нас Ме-262 с поршневыми самолетами того же времени… Проблемы дилетантского подхода, увы, дань современности.
Вот лично мне нравилась система оценки по цене и эффективности применения, то есть на сколько своих сбитых самолетов пришлось побед над противником. Тут, конечно, тоже не все ровно, поскольку у тех же немцев, одно дело сбивать самолеты на Восточном фронте, и совсем другое – «летающие крепости» над Германией.
Но что-то такое есть в этой системе, потому давайте посмотрим на «Лайтнинг» именно через призму его успехов и стоимости.
Итак, американские летчики на американских самолетах. И самолетов, претендующих на звание лучшего, хватало, те же «Мустанги» и «Тандерболты», уже ставшие завсегдатаями рейтингов.
Однако на каком самолете летал самый результативный летчик Америки?
Знакомьтесь, майор Ричард Айра Бонг. 40 побед. Летал на Р-38. А кто второй? Майор Томас Мак-Гуайр. 38 побед. На Р-38… И дальше не менее крутые парни, полковник Чарльз Мак-Дональд, майор Джеральд Томпсон, капитан Томас Линч…
Но даже и первых двух пилотов достаточно для серьезной заявки на победу. Однако «Лайтнинг» не был самым популярным самолетом в ВВС США, вот с этим соглашусь. На Р-38 воевали 27 групп, на Р-47 (для сравнения) – 58.
И по количеству выпущенных машин Р-38 не лучший. Всего 10 тысяч машин. И по боевым показателям в Европе и Африке «Лайтнинг» был середнячок, данные по Европе – 2500 уничтоженных самолетов противника при собственных потерях 1750 машин. Так себе, да?
Но простите, «Лайтнинг» на протяжении очень долгого времени был вообще единственным самолетом, способным прикрывать американские и английские бомбардировщики. Остальные, все такие быстрые, маневренные, крутые, не подходили на эту роль по дальности действия. И только когда появились аэродромы на континенте, вот тогда «Тандерболты» и «Мустанги» расправили крылья. А до этого – простите…
Насколько на равных был бой между Bf-109 и FW-190 против Р-38? Да ни насколько. Это были весьма неравные бои, как ни крути. А выхода не было. Либо бомберы идут в пекло без сопровождения вообще, либо имеем, что имеем. Потом, когда появились Р-47, стало немного легче, но до того момента американские летчики дрались в откровенно невыгодном положении.
Но – дрались.
И на Тихом океане тоже ситуация была не лучшая. Не такой маневренный и скоростной Р-38 против тех же А6М «Зеро» вроде бы не смотрелся, но… Опять же только «Лайтнинг» за счет двухмоторной схемы обладал и дальностью, и безопасностью полета, и вооружением.
Наверное, уместно сейчас вспомнить, что героя Перл-Харбора Исороку Ямамото загнали в землю именно «Лайтнинги».
В конструкции Р-38 было довольно много новинок, тут да, «Локхид» постарался от души. Что бы там ни говорили «эксперты» о крайне неудачных якобы шасси, самолеты с ними летали, а схему потихоньку начали перенимать все вокруг.
Вообще, схема была весьма прогрессивной и нетрадиционной. Весьма неплохие летные качества сочетались с хорошим вооружением, которое по плану должно было состоять из 23-мм пушки фирмы «Мадсен» с боекомплектом 50 снарядов и четырех пулеметов Браунинг М2 калибра 12,7 мм с боезапасом по 200 патронов на ствол.
Четыре топливных бака общей емкостью 1136 л размещались в центроплане — два впереди и два позади лонжерона. Увеличение дальности полета Р-38 запросто решалось применением подвесных баков.
Имя свое истребитель получил не сразу. Сперва Р-38 называли «Атланта», но имя не прижилось. «Лайтнинг» — так его окрестили британцы. Выбор вообще был не очень большой. «Либерейтор», «Лидс», «Ливерпуль», «Лексингтон», «Линкольн» и «Либрэ». «Лайтнинг» понравилось главе «Локхида» Роберту Гроссу, и вопрос был решен.
Первая боевая модель получила индекс P-38D, хотя серийных вариантов А, В и С не существовало. Просто была такая традиция у американцев, начинать с литеры D.
По сравнению с прототипами, на P-38D была усовершенствована бронезащита за счет увеличения толщины бронелистов и изменения схемы их размещения. Лобовое бронестекло также было усилено.
На этой модификации стали устанавливать протектированные бензобаки общей емкостью 1287 л. Отказались от баллонов с кислородом, их заменили на сосуды Дьюара с жидким кислородом. Странное решение, но очень логичное. Баллон высокого давления – не самая приятная вещь в самолете.
Самолеты P-38D выпускались серией с июля по октябрь 1941 г.
На европейском театре войны первую победу в воздухе на P-38D одержал 14 августа 1942 г. второй лейтенант Э. Шахан из 27-й истребительной эскадрильи. Он добил поврежденный другим самолетом немецкий четырехмоторный самолет-разведчик FW-200 «Кондор».
Были в начале войны и экспортные модели. Назывался этот самолет Р-322 и создавался для Великобритании и Франции на основе британских требований. Правда, Франция так и не получила свои самолеты, поскольку закончилась. Зато эти самолеты с удовольствием приняла Британия.
Англичане и французы видели в Р-322 скорее истребитель-бомбардировщик, чем высотный перехватчик, потому самолет имел ряд отличий от P-38D.
Например, на нем устанавливали менее мощные двигатели «Аллисон» серии С без турбокомпрессоров. Оба мотора имели одинаковое, по часовой стрелке, направление вращения винтов и мощность в 1090 л.с.
Использование этих двигателей было продиктовано желанием упростить по максимуму поставки запасных частей для двигателей разных самолетов. Такие двигатели уже воевали в Королевских ВВС на самолетах Кертисса «Томагавк».
Пришлось отказаться и от турбокомпрессоров. Но тут виной не стремление англичан упростить дело, а невозможность фирмы «Дженерал Электрик» обеспечить компрессорами всех желающих. Плюс надо было обучать технический персонал работе с турбокомпрессорами, а это в условиях войны британцы не могли себе позволить.
Поэтому Королевские ВВС отдали предпочтение немедленным поставкам машин без турбокомпрессоров, пусть это и отразилось в некоторой степени на боевых качествах самолетов.
Центральная гондола была почти идентичной гондоле на Р-38, но состав вооружения был пересмотрен. Оно включало только четыре пулемета, причем английского производства: два 12,7 мм и два 7,69 мм. В кабине также установили стандартное английское приборное и радиооборудование, а также штурвальное управление.
В общем, Р-322 был слабее, чем Р-38, но в 1940 году было не до жиру, потому британцы брали по ленд-лизу все, что им давали.
Воевать на Р-322 было, конечно, сложнее, чем на Р-38, который был быстрее, забирался выше, летел дальше, да еще и вооружен был сильнее.
Воевалось, конечно же, сложно. Двухмоторный самолет был вполне в состоянии свернуть голову всем немецким бомбардировщикам и половине истребителей. Но вот с новыми моделями «Мессершмитта» было сложно. А когда на Западном фронте появился «Фокке-Вульф», то все стало совсем печально. Но выбора не было, потому Р-38 продолжали летать на сопровождение бомбардировщиков, потому что все понимали: лучше такое прикрытие, чем никакого.
Часть самолетов переделали в двухместный вариант. Вторую кабину разместили позади первой, что сказалось на аэродинамической чистоте гондолы. Среди летчиков такая конструкция получила насмешливое прозвище «поросячий зад». Двухместные P-38 использовались как учебно-тренировочные и пассажирские.
На одном из самолетов модификации F было опробовано ракетное вооружение — пусковые установки для 114-мм ракет. Два трехтрубных пакета подвешивали по бортам центральной гондолы и еще два — под консолями. Испытания прошли успешно, но в серийное производство внедрили только фюзеляжное расположение.
В 1941 г. истребители «Лайтнинг» получили на вооружение только две истребительные группы — 1-я и 14-я. После нападения японцев на Пёрл-Харбор они были переброшены на Западное побережье США в ожидании высадки вражеского десанта. Следующей на Р-38 перевооружилась 54-я эскадрилья 55 FG, базировавшаяся на Аляске. Именно летчики этой эскадрильи одержали первую победу на «Лайтнинге» на Тихоокеанском ТВД, уничтожив 4 августа японскую летающую лодку Н6К4 над Датч-Харбором.
В ноябре 1942 года три группы Р-38 были переброшены на Средиземноморский театр военных действий для участия в операции «Торч» — высадке англо-американских войск в Алжире и Тунисе.
Не повезло. Американцы, только что вступившие в войну, нарвались на хорошо подготовленных немецких летчиков, которые сделали из этих трех групп отбивные. Потери были велики.
Тем не менее, Р-38 в качестве перехватчика транспортных самолетов немцев и истребителя сопровождения провел всю кампанию в Средиземноморье.
С середины лета 1943 г. авиагруппы «Лайтнингов» стали все чаще привлекать к нанесению бомбо-штурмовых ударов по целям в глубине территории противника. Оснований для этого было предостаточно.
Максимальная скорость истребителей «Лайтнинг» модификации L определялась равной 670 км/ч на высоте 8100 м при работе моторов на форсаже. Без форсирования моторов скорость 620-630 км/ч тоже была более чем достаточной. Высоту 5000 м самолет набирал за 5,4 минуты, а максимальная дальность полета с подвесными баками и 20-минутным резервом времени на воздушный бой достигала 3370 км.
Поздние варианты «Лайтнинга» по максимальной бомбовой нагрузке практически сравнялись со средними бомбардировщиками. После сбрасывания бомб P-38J мог постоять за себя в воздушном бою и не нуждался в истребительном прикрытии. Кроме того, экипаж "Лайтнинга" состоял всего из одного пилота, в то время как на среднем бомбардировщике летали и рисковали жизнью 5-7 человек. Наконец, Р-38 даже с наружной подвеской бомб был относительно скоростным самолетом, перехват которого значительно труднее организовать в сравнении с более медленными бомбардировщиками.
В общем, действительно появился почти идеальный истребитель-бомбардировщик.
Можно долго говорить о нюансах. Насколько был «Лайтнинг» плох или хорош, но: самолет прошел ВСЮ Вторую мировую войну, воюя на ВСЕХ театрах военных действий. Далеко не все самолеты стран-участниц могли похвастаться таким сроком эффективной службы.
Даже когда вроде бы на смену пришли более современные Р-47 и Р-51, Р-38 все еще был актуальным. В основном за счет своей дальности полета и грузоподъемности, но тем не менее, он был полезен.
Боевое применение показало, что самолет был хорош. По всем статьям.
ЛТХ Р-38D
Размах крыла, м: 15,85
Длина, м: 11,53
Высота, м: 3,91
Площадь крыла, м2: 30,47
Масса, кг
— пустого самолета: 5 342
— нормальная взлетная: 6 556
— максимальная взлетная: 7 031
Двигатель: 2 х Allison V-1710-27/29 х 1150 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 628
Крейсерская скорость, км/ч: 483
Практическая дальность, км: 1282
Скороподъемность, м/мин: 762
Практический потолок, м: 11 885
Экипаж, чел: 1
Вооружение: одна 20-мм пушка и четыре 12,7-мм пулемета.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии