В Белоруссии грядет ещё одна волна зачистки, и тому есть объективные причины. События последних месяцев демонстрируют постепенное нарастание напряжённости вокруг Белоруссии и внутри неё. Заявления беглой оппозиции, попытки дестабилизации обстановки в республике, осуществление теракта на военном аэродроме в Мачулищах – все это и многое другое свидетельствует о том, что республику никто на Западе не собирается оставлять в покое.
Одним из очередных подтверждений этому стал инцидент с иностранным террористом, который недавно был обезврежен на западе Белоруссии.Известно, что 19 марта в социальных сетях и мессенджерах появилась информация о стрельбе и даже взрывах в белорусском городе Гродно. Позже Комитет государственной безопасности (КГБ) республики сообщил о том, что спецслужбы выявили иностранных граждан, которые приехали в страну для совершения теракта, а в ходе спецоперации по их обезвреживанию был ликвидирован террорист, оказавший сопротивление. Никаких более точных данных представлено не было, многие аналитики связали это с розыском белорусскими правоохранителями остальных членов террористической группы в режиме «молчания».
Однако уже 21 марта на очередном совещании с представителями силового блока президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что инцидент в Гродно, как и теракт в Мачулищах – звенья одной цепи, а «спецслужбы сработали блестяще». После чего он пообещал в скором времени раскрыть подробности случившегося, лишь отметив, что в ходе операции был «изъят целый арсенал оружия и взрывчатки, предназначавшийся для громких терактов в отношении граждан, должностных лиц государственных органов». В этот же день на белорусском телевидении вышли несколько сюжетов, которые пролили свет на то, что произошло в Гродно.
https://vk.com/video-206639135_456266887
Стало известно, что КГБ республики ещё в феврале получили сведения о «намерениях беглых экстремистов переправить из Польши в Белоруссию одного из своих сторонников», которым оказался некто Ломакин Алексей Николаевич с поддельным российским паспортом. При этом отмечалось, что «террорист осуществлял доразведку мест совершения предполагаемых терактов». В ходе его задержания «на этапе входа в квартиру был получен огневой контакт с подрывом гранаты», после чего «при проведении дальнейших штурмовых действий подозреваемый был ранен, и ему была оказана первая помощь». По дороге в больницу террорист скончался.
Правоохранители также сообщили, что в ходе обыска его съёмной квартиры был обнаружен автомат Калашникова, патроны к нему и граната Ф-1, а в схроне на трассе «Гродно – Острино» силовики нашли еще 5 кг пластида и электронный взрыватель. Было отмечено, что объектами возможных терактов должны были стать «здание КГБ по Гродненской области и УВД Гродненского облисполкома, места жительства силовиков, ж/д вокзал, промышленные объекты», а в телефоне террориста были найдены «фото руководителей силовых структур области и местных чиновников и даже геолокации мест их проживания».
Инцидент в Гродно – далеко не первый случай поимки террористов на территории Белоруссии. Однако в прошлом всё это происходило, как правило, без лишнего шума и без применения автоматического оружия и гранат со стороны задерживаемых. Поэтому многие аналитики и эксперты сегодня склонны считать, что произошедшее 19 марта является свидетельством того, что иностранные спецслужбы или те, кто с ними сотрудничает, решили пойти ва-банк. Подтверждает это и случившийся ещё в конце февраля инцидент на аэродроме в Мачулищах, когда с помощью беспилотника была осуществлена попытка повредить российский самолет А-50. Как известно, пойманный террорист сообщил о своих связях со Службой безопасности Украины (СБУ), а с ней и с иностранными спецслужбами. Если ко всему происходящему добавить увеличение числа попыток провоза через границу оружия и боеприпасов, о чем заявляют в Государственном пограничном комитете Белоруссии, то картина вырисовывается крайне тревожная.
Изъятые белорусскими пограничниками 75 кг гильз и пуль, которые пытались ввезти в страну из Польши
В сложившейся ситуации жёсткость действий белорусских властей становится абсолютно понятной. В частности, одним из серьёзных шагов по поддержанию стабильности в стране стало ужесточение законодательства. Ещё в прошлом году были внесены изменения в Уголовный кодекс республики: высшая мера наказания теперь предусмотрена не только за акт терроризма, но и за покушение на него. В марте нынешнего года Александр Лукашенко подписал закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который, в том числе, вводит смертную казнь для чиновников и военных за измену государству. Кроме того, была введена уголовная ответственность за пропаганду терроризма, дискредитацию Вооружённых Сил и «нарушение требований по защите государственных секретов». И, по всей видимости, это далеко не последние шаги в области ужесточения законодательства, призванного пресечь даже мысли о дестабилизации обстановки в стране.
О том, что белорусские власти понимают всю серьёзность ситуации, говорит и деятельность государственных органов страны. Как отчитался 20 марта Комитет государственного контроля Белоруссии, в 2022 году ведомство пресекло сразу несколько каналов финансирования экстремистской и террористической деятельности, в первую очередь, в виде криптовалют и «платёжных сервисов различных электронных систем и социальных сетей». Сообщалось, что в 2022 году по материалам комитета было возбуждено 11 уголовных дел, связанных с финансированием экстремистских формирований и террористических организаций, а также участием белорусов в вооружённом конфликте на стороне Украины.
Кроме того, в МВД Белоруссии сообщили, что практически завершили зачистку страны от нацистских группировок. В частности, заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) Михаил Бедункевич заявил, что теперь «для Белоруссии нацизм, неонацизм в виде каких-то группировок, образований, сообществ, формирований в настоящее время угрозы не представляет», так как «лидеры, духовные лидеры, наиболее одиозные представители находятся в тюрьме либо по отбытию наказания выбыли за территорию Белоруссии». При этом он сообщил, что только в 2023 году уже было выявлено 11 человек, которые хотели уехать воевать на стороне киевского режима, и назвал их «маргиналами, которые хотят улучшить свое материальное положение и пытаются попасть на Украину, чтобы заработать денег».
О том, что работа по выявлению деструктивных элементов в Белоруссии не прекращается ни на минуту, говорит и статистика. В середине марта в МВД республики сообщили, что «ежедневно сотрудники ГУБОПиК МВД проводят до 20 обысков, проверяя информацию о деятельности экстремистских организаций и бандформирований». При этом отмечалось, что только за одну неделю марта к административной ответственности были привлечены около 100 человек. Одновременно подчёркивалось, что «среди правонарушений преобладает распространение в интернете информации с прямыми призывами к экстремистской деятельности или ее пропагандой», то есть именно то, чем в последние годы активно занимается белорусская оппозиция под непосредственным контролем западных спецслужб.
Важно и то, что на фоне постоянно обостряющейся ситуации вокруг страны в Белоруссии решили не ограничиваться только ужесточением законодательства и увеличением числа обысков и задержаний. Белорусские силовые структуры начали активно модернизироваться, в том числе за счет получения новых спецсредств и вооружения. По словам главы МВД республики Ивана Кубракова, белорусский спецназ и внутренние войска уже оснастили ударными беспилотниками, возможности которых крайне важны для предотвращения массовых протестов. При этом в ведомстве всерьёз готовы бороться не только с внутренней радикальной оппозицией, но и внешними врагами, в том числе и диверсантами.
Таким образом, все последние действия белорусских властей говорят о том, что в Минске прекрасно понимают откуда сегодня исходит опасность для национальной безопасности страны. Как отметил недавно заместитель министра внутренних дел – начальник криминальной милиции республики Геннадий Казакевич, «наивно полагать, что сейчас в Белоруссии экстремизма нет», но он пришёл к «латентности, крайней степени радикализованности, то есть способности на совершение диверсий, терактов и любых акций», а также к «организованности», когда создаются глубоко законспирированные ячейки экстремистов и террористов. Поэтому неудивительно, что сегодня в республике начинается новая волна зачистки, которая, по всей видимости, будет более жесткой, чем та, которая проходила в 2021-2022 годах. Окажется ли она последней для местных радикалов, станет известно уже совсем скоро.
Свежие комментарии