Запад подсчитывает миллиарды, которые потеряет в России
Против России развязана экономическая война. Москва вынуждена обороняться от западных атак нетривиальными способами. Один из них — это национализация западных компаний, которые сбежали из России.
Изъятие имущества предавших Россию западных компаний уже одобрили и премьер-министр Михаил Мишустин, и президент Владимир Путин. Значит, принятие закона о национализации — лишь вопрос времени.
Речь может идти об активах на десятки миллиардов долларов. Это позволит хотя бы частично покрыть потери от заморозки (а по сути конфискации) золотовалютных резервов России на Западе.
Не национализация, а «внешнее управление»
Слова «национализация» вы ни в одном официальном документе не найдете. Используют его только политики вроде экс-президента Дмитрия Медведева или одного из предводителей единороссов Андрея Турчака.
С юридической точки зрения идет о «внешнем управлении» иностранных компаний, покинувших Россию. Суть предложений в следующем. Если руководство любой компании, более 25% которой принадлежит иностранцам, примет решение о «необоснованном» прекращении деятельности, то компания должна быть переведена под управление временной администрации.
Что значит «необоснованное» прекращение деятельности, тоже закреплено в проекте закона. Это любые публичные объявления об уходе из России, в которых не приводится экономического обоснования.
На практике это будет означать, что назначенным государством менеджерам будут предоставлены все полномочия по управлению компаниями.
Ведь внешних управляющих будут назначать из Агентства по страхованию вкладов АСВ) или госкорпорации развития «ВЭБ.РФ», в зависимости от того, является ли компания финансовым учреждением или нет. Менеджерам будет предоставлен неограниченный доступ к компании, включая коммерческую тайну.
Иностранные компании могут быть переданы под внешнее управление на срок до шести месяцев. За это время процесс прекращения их деятельности в России может быть обращен вспять. Для этого акционеры, владеющие более чем 50% компании, могут обратиться в суд с требованием отстранить внешнее управление или продать свою долю «подходящим новым владельцам».
Сколько продлится «альтруизм» западных брендов?
После 24 февраля уже несколько десятков, крупных и средних компаний объявили о приостановлении деятельности в России. К ним относятся технологические гиганты, такие как Apple, Oracle, Microsoft, IBM и интернет-провайдер Cogent Communications, крупные производители потребительских товаров, такие как Unilever, сети фаст-фуда Starbucks и McDonald’s, а также компании по производству одежды H&M, Inditex и Uniqlo, испанский ретейлер Industria de Diseno Textil SA (Inditex), в состав которой входят массмаркетовые бренды Zara, Bershka, Pull & Bear, Oysho, Massimo Dutti.
Уходящие из России компании уже подсчитывают, какие размеры активов могут потерять. Скажем, Mercedes-Benz оценивает свои российские активы в $2,2 млрд., сообщил немецкий производитель автомобилей премиум-класса.
Именно поэтому сейчас западным компаниям с экономической точки зрения проще продолжить операционную деятельность в России. Ведь даже при желании продать свой бизнес прямо сейчас практически невозможно, учитывая кризисное состояние российской экономики.
Генеральная прокуратура России уже пояснила, что «внешнее управление» необходимо для защиты работников, пострадавших от закрытия предприятий. Только в американской сети быстрого питания McDonald’s в России работает 62 тысячи человек. И хотя компании пока продолжают выплачивать компенсации российским сотрудникам, непонятно, как долго это продлится.
Гойхман: западных рантье заменят турецкие и китайские
Деловое издание IntelliNews разъясняет, как будет работать новый экономический инструмент. Российский филиал существующей компании ликвидируется в рамках процедуры банкротства, а затем новая организация создается с использованием ее активов. Акции новых компаний будут выставлены на аукцион, при этом приоритет будет отдан признанным игрокам отрасли. Новые владельцы будут обязаны сохранить не менее двух третей рабочей силы.
Под действие нового закона попадут не только заводы, но и гостиницы, бизнес-центры, торговые центры… Скажем, лишь в Санкт-Петербурге под действие закона о «внешнем управлении» может попасть недвижимость стоимостью более $10 млрд. И для этих объектов новые владельцы действительно могут даже оказаться спасением.
— Для коммерческой недвижимости нынешняя экономическая ситуация несёт существенную опасность снижения востребованности, сокращения выручки. Гостиничный бизнес страдает от практически полного закрытия прямых авиаперелётов между Россией и западными странами, от резкого сокращения потока туристов. Причём не только иностранных, но и внутренних, которые будут ощущать снижение своих доходов на фоне повышения цен, в том числе и на отдых, — говорит главный аналитик финансовой компании TeleTrade Марк Гойхман.
По словам Гойхмана, коммерческая недвижимость (особенно в крупных городах) уже сейчас сталкивается с уходом многих арендаторов. «Причём это не только иностранные фирмы, остановившие бизнес в России, но и зависящие от них российские компании — дилеры, импортёры, перевозчики», говорит эксперт.
Гойхман уверен, что постепенно часть коммерческих площадей будет замещаться новыми компаниями, которые будут приходить в данные ниши. Причем это могут быть компании не только из России, но и из Турции, Китая Индии.
Свежие комментарии