Третий квартал 2022 года стал для России особенным с точки зрения выезда граждан за границу. Если в начале года масштабы бегства фрондирующих жителей за рубеж не казались такими уж большими, то с момента объявления частичной мобилизации поток вырос многократно.
Об этом свидетельствуют свежие данные, опубликованные ФСБ.Пятилетний рекорд
Сразу же после начала специальной операции России на Украине ни для кого не стало большим удивлением желание ряда наших соотечественников покинуть страну. Да, мы прекрасно знали, что общество поляризовано, однако протестный электорат – всевозможные либералы, сторонники и представители нетрадиционной сексуальной ориентации, лица с двойным гражданством и иные страдальцы от "путинского режима" – всё-таки составлял, к счастью, далеко не ядро русского общества. И отъезд таких людей куда подальше был расценён вообще как явление позитивное – и правда, если вы против России, то что вы тут делаете?
Однако неожиданно оказалось, что ногами против своей Родины голосуют очень многие. Не будем детально вдаваться в вопрос, кто эти люди, так как цель – показать, насколько их много (или на самом деле не так уж много?). В целом мы и так понимаем, что массовый забег в сторону государственной границы сначала устроили айтишники-дизайнеры и прочие удалёнщики, затем – иные недовольные, которым "стыдно быть русскими". Кстати, замечено, что основная часть этих "стыдящихся" – почему-то граждане Израиля.
3 ноября на портале госстатистики ЕМИСС ФСБ России опубликовала свежие данные о выезде граждан России за границу в 2022 году. И данные эти крайне любопытны. С ноября они были дополнены третьим кварталом года. Всего за этот период из страны было совершено 9,7 миллиона выездов, что почти в два раза больше, чем за II квартал. Но не стоит пугаться – речь идёт не о числе беглецов как таковых.
Статистика погранслужбы ФСБ России говорит не о количестве выехавших людей, а о числе фактов выезда. То есть если один и тот же гражданин, скажем, несколько раз за год выезжал в Абхазию, то был посчитан каждый раз факт пересечения им государственной границы. В этом году многие ездили в Абхазию, например, на отдых. А затем эти люди вернулись. Считать их беглецами совершенно некорректно.
Но есть ли статистика именно по числу уехавших, а не по выездам? Да, в сентябре Росстат её публиковал, а Царьград – анализировал. И к началу сентября по 2022 году цифра была не такая уж и страшная – страну покинули всего 419 тысяч человек. Но давайте скажем честно, что данные Росстата – это явление очень условное, так как для полноты картины следует смотреть и на статистику ФСБ.
Итак, лидером по числу выездов в III квартале года стала Абхазия, куда жители России направились с разными целями почти 2,5 миллиона раз. Поток с начала года только нарастал: в I квартале наши граждане выехали в эту республику 744,5 тысячи раз, во втором – уже почти 1,2 миллиона раз.
В то же время в статистике вызывают вопросы сведения по цели выезда в республику. К примеру, большинство выездов в III квартале (свыше 2,4 миллиона раз) были заявлены как делающиеся с частными целями, тогда как о туристической цели поездки было сообщено только 19 тысяч раз.
Интересно, что если суммировать данные по выезду граждан России с июля по сентябрь в Казахстан, Армению, Киргизию, Таджикистан, Монголию и Абхазию, то мы увидим пятилетний рекорд для этих государств – в III квартале жители России совершили туда почти 4 миллиона выездов.
С чем связан этот пятилетний рекорд? Вероятно, с тем, что те же Казахстан, Киргизию или Армению "беглецы от режима" могли использовать как перевалочный пункт на пути в страны ЕС. Ведь государства Евросоюза закрыли небо для всех русских самолётов и авиакомпаний ещё в феврале. Но опять же – конечно, из России в страны ЕС в III квартале сбежали вовсе не 4 миллиона человек (вернёмся к этому вопросу чуть позже).
Куда сбежало больше всего предателей?
Очевидно, что едва ли Абхазия могла стать сколько-нибудь весомым перевалочным пунктом для беглецов из "страны-агрессора" в Европу. С учётом Абхазии почти 70% всех выездов пришлось также на Турцию, Казахстан, Грузию и Финляндию. И вот это уже гораздо интереснее.
Помните, какое столпотворение к концу сентября было на пункте пропуска "Верхний Ларс" на границе с Грузией? Статистка ФСБ тут просто на загляденье. С июля по сентябрь граждане России пересекли границу с Грузией 461 тысячу раз – рекорд за четыре года. Если сравнивать с июлем-сентябрём 2021 года, то рост количества выездов составил аж 605%.
Вторым центром притяжения для беглецов стал Казахстан. Да ещё и до такой степени, что тревогу начал бить президент Касым-Жомарт Токаев. Мы помним, мягко говоря, противоречивое отношение этого лидера к России, её политике и русским вообще, как видим сейчас и отказы казахских банков обслуживать карты МИР, а также нежелание ряда крупных компаний республики участвовать в параллельном импорте товаров с Россией.
Так, например, МВД Казахстана сообщило ранее, что после 21 сентября, то есть с момента объявления Владимиром Путиным частичной мобилизации, в республику приехали почти 100 тысяч жителей России. При этом, уточняли в республиканском МВД, 64 тысячи из них затем покинули страну.
По данным ФСБ, в III квартале граждане России въехали в Казахстан более 1,2 миллиона раз, при этом точно также виден перекос в целях визита в сторону "частной поездки" против "туризма".
В последние дни к нам приезжает много людей из России. Большинство из них вынуждены уезжать из-за сложившейся безвыходной ситуации. Мы должны проявить заботу о них и обеспечить им безопасность. Это политический и гуманитарный вопрос,
- комментировал ситуацию Токаев. Обратим внимание на формулировку – русские, по его мнению, "вынуждены уезжать из-за сложившейся безвыходной ситуации".
Если говорить о других постсоветских республиках, то в Армению в тот же период из России было совершено 267 тысяч выездов (максимум за квартал за четыре года), в Киргизию – 167 тысяч раз (рост год к году на 91%), в Узбекистан – 126 тысяч раз.
Однако интересен пример уже прославившейся своей русофобией Финляндии. За III квартал 2022 года, по данным ФСБ, русско-финскую границу жители России пересекали 430 тысяч раз. И можно почти не сомневаться в том, что наибольшее число выехавших в страну Суоми не задержались там надолго – из Хельсинки можно улететь в любое государство, которое заморозило авиасообщение с Россией.
Так сколько же беглецов от мобилизации?
Для ответа на этот вопрос следует просто сравнить статистику по пересечениям границы России за III квартал год к году. Стоит отметить, что результат всё равно будет приблизительный, так как мы проанализируем лишь рекордные направления бегства, но тем не менее, сравнение с 2021 годом позволит отсеять возвращенцев, которые, например, ездят за границу к родственникам каждый год, от тех, кто уже не вернётся.
- границу с Абхазией в III квартале 2021 года жители России пересекли 2,1 миллиона раз, а в 2022 году – почти 2,5 миллиона раз. Разница – 400 тысяч.
- границу с Грузией – 65,4 тысячи раз против 461,2 тысячи в 2022 году. Разница – 395,8 тысячи раз.
- границу с Казахстаном – 248,1 тысячи в 2021 году против 1,2 миллиона в 2022-м. Разница 951,9 тысячи.
- границу с Финляндией – 149,3 тысячи раз против 429,5 в 2022 году. Разница – 280,2 тысячи.
- выезды в Турцию – почти 2,8 миллиона раз в 2021 году против 2,1 миллиона в 2022 (то есть поток, напротив, сократился). Разница – около 700 тысяч раз.
По этим топ-5 лидерам суммарно получается год к году разница в 1,5 миллиона выездов. Не так уж это и много в общем контексте.
Это первое.
Второе: цифры по выезду из России в другие страны оказались на самом деле не такими большими, как в 2019 году. Тогда в III квартале из России было зафиксировано более 16,1 миллиона выездов, а сейчас, напомним, 9,7 миллиона. При этом число выездов вовсе не являлось характеристикой политической ситуации, а скорее стало свидетельством нормальной жизни до пандемии ковида.
Поэтому данные ФСБ следует понимать так, что Россию из-за частичной мобилизации покинули не более 2 миллионов человек, хотя эта цифра может быть большей с учётом данных с начала года. Но – не критично большей.
И если уж в народе есть интерес к подсчёту числа потенциальных предателей, сбежавших из России, выбрав враждебную строну, то было бы интересно, например, Росстату публиковать выборку по профессиям и возрасту. Наверняка бы оказалось, что "релоцировались", как это теперь модно называть, в основном, молодые столичные любители смузи, менеджеры, айтишники, представители "поколения Z" – так называемые "зумеры" и убеждённые либералы всех мастей. Очищение ли это? В своём роде – безусловно.
Свежие комментарии