На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячеслав Денисов
    Вот сейчас, как раз, такой аппарат мог быть полезен для высадки десанта в скакуасии, т.к. Черноморский флот не в сост...45 лет назад был ...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Надо создать проблему хохлостану с энергетикой, мостами инфраструктурой чтобы им не до наступления было.... Зачем мос...«Пощады не будет»...
  • Мария
    Какой кошмар. Решили воевать до последней кастрюли.На бойню пойдут в...

Самое разрушительное оружие ХХ века

Самое разрушительное оружие ХХ века

Можно ли считать оружием фотоаппарат?


Разберёмся. Веками, кавалерийские командиры боролись с привычкой своих солдат жарить мясо на шпагах, саблях, палашах и прочих предметах, по идее, предназначенных не для кулинарных изысков, а для уничтожения живой силы противника. Побороть окончательно эту привычку так и не удалось до тех пор, пока не вышло из моды само длинноклинковое оружие.


Почему всадники, краса и гордость любой армии, столь халатно относились к своим клинкам?

Дело в том, что опытные солдаты знали: при кавалерийской атаке до прямой рубки дело доходило крайне редко – обычно та сторона, чей моральный дух пожиже, просто поворачивала коней и пускалась наутёк. Эта особенность военного дела была подмечена давно и вошла в массу пословиц, вроде: «смелость – города берёт».
Особенно важен моральный дух стал во времена массовых армий, в которых служили мобилизованные граждане, не выбравшие своей профессией военное дело и тем более не воевавшие поколениями.

Поэтому в ХХ веке особое место заняла военная пропаганда: подержать боевой дух армии и воюющей нации, прославить героев и, чего греха таить, наглядно продемонстрировать наказание трусов, стало задачей первостепенной важности.

Я не зря обращаю внимание на слово «наглядно»: стоит посмотреть на газеты конца XIX – начала ХХ века, чтобы увидеть, что иллюстрированы они – гравюрами. А ведь фотография появилась ещё 7 января 1839 года! Но, пока фотоаппарат представлял собой тяжёлый деревянный ящик на треноге, а съёмка велась на стеклянные фотопластины 6х9, ни о какой репортажной фотографии и речи не шло. Фотограф мог сделать лишь статичный портрет, в лучшем случае – на местности, чаще всего – в студии.

Революцию произвёл Оскар Барнак, которому – повезло. Удача, что рядом оказался талантливый предприниматель Эрнст Лейтц. Барнак был изобретателем-самоучкой, не имевшим даже высшего образования. Поколесив по Германии, он устроился на фабрику фирмы «Карл Цейс», но своему хобби фотографии не изменил. Вот только телосложения изобретатель был субтильного и таскать с собой огромный фотоаппарат с чёрной накидкой с тыльной стороны и треногу ему было тяжело.

В 1904 году он изобрёл шторно-щелевой затвор на объектив, так что, по крайней мере, от чёрной накидки избавиться удалось. В 1910 году герр Барнак уволился с цейсовской фабрики – получил интересное предложение от Эрнста Лейтца, чья фабрика занималась производством микроскопов. Его пригласили на должность начальника исследовательского отдела кинематографической съёмки. И тогда он решил, что киноплёнку можно применить и для фотосъёмки...

Нельзя сказать, что эта идея первому пришла в голову именно Барнаку. Барнаку первому удалось создать фотоаппарат, делающий на плёнку кадры, качеством не хуже, чем на фотопластины. Перед Первой мировой войной он сделал пару фотоаппаратов, снимающих на 35-мм плёнку. Один – для себя, второй – для шефа. Лейтц взял аппарат в отпуск и остался в восторге от новой техники, но...

UrLeica – первая модель легендарного фотоаппарата

Но началась Первая мировая война, и всем стало не до внедрения новой технологии в фотографию. Серийное производство камер, получивших название «Leica» (сокращение от Leitz и Camera), было организовано только в 1924 году. Фурор на Лейпцигской ярмарке новая камера не произвела: «Вес всего 425 грамм? Это несерьёзно!» Но Барнака плохие продажи фотоаппарата не вогнали в депрессию – он начал совершенствовать систему. Всего до своей смерти в 1936 году он разработал 15 моделей камер.

Легенда родилась в 1932 году – малоформатная Leica II. Чтобы у фотографов возникало меньше проблем с проявкой плёнки, одновременно герр Барнак разработал бачок для её проявки, со спиральным размещением плёнки.

Кроме того, объектив фотоаппарата стало возможно использовать для печати фотографий. Именно Leica ввела плёнку с форматом кадра 24х36 мм, ставшую мировым стандартом.

Не обошлось и без клонов: советские фотоаппараты ФЭД первых моделей и «Зоркий» были точными копиями Leica II. С копирования этого фотоаппарата началась и история японской фирмы Canon.

Роберт Капа «Смерть солдата-лоялиста»

Боевое крещение самое разрушительное оружие ХХ века получило во время гражданской войны в Испании.

5 сентября 1930 года Роберт Капа сделал своей «Лейкой» снимок, ставший символом испанской междоусобицы: «Смерть солдата-лоялиста» – получивший пулю в сердце боец республиканских войск падает на землю, выпуская из рук винтовку. Солдаты-республиканцы на позициях, беженцы, раздача гуманитарной помощи... Сделанные компактным фотоаппаратом фото из самой гущи событий впервые в истории пропаганды не просто рассказывали о войне, но погружали зрителя в неё. Результат – тысячи добровольцев со всего мира, записывающиеся в интербригады, и гражданская война, затянувшаяся на три года...

Легендарный «Комбат» Макса Альперта

В 1942 году Макс Альперт сделал фото, ставшее символом уже нашей Великой Отечественной войны: «Комбат». «В те считанные секунды, когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель «Лейки», оставаясь в блиндаже, у его входа. С той «нижней точки съёмки» и сфотографировал комбата в момент его большого душевного напряжения».

Впоследствии Макс Владимирович признавался, что снятый офицер был политруком – старшим в части, потому он и спутал его с комбатом. Но этот снимок – лишь часть огромного массива фото, размещённых в военных газетах РККА и поднимавших бойцов в атаку.

«Плачущий француз» Юджина Смита

Не меньше фотографий, ставших впоследствии классическими, сделали американские фоторепортёры, показывающие высадку в Нормандии, штурм Иводзимы, высадку на Окинаве. Юджин Смит со своими снимками морских пехотинцев, грузящих раненого на танк или пьющих воду из фляги. На его пронзительном снимке «Плачущий француз» 50-летний предприниматель Жером Барзетти провожает французские войска, уходящие в Алжир после поражения Франции в 1940 году.

Лени Рифеншталь представляла себе войну как-то иначе...

Не хочется рассказывать о работе «Лейки» по ту сторону линии фронта. Но нельзя не сказать, что множество кадров, сделанных немецкими солдатами, впоследствии стали обвинительным материалом на Нюрнбергском процессе. И да, там ею были сняты не менее страшные снимки, например, любимый режиссер Гитлера и киноактриса Лени Рифеншталь, смотрящая вместе с солдатами на расстрел евреев в Польше.

«Напалм во Вьетнаме» Ника Ута

После окончания Второй мировой войны работы для самого разрушительного оружия ХХ века только прибавилось. Корея, Вьетнам, Ближний Восток... Фото Ника Ута «Напалм во Вьетнаме», сделанное в 1972 году, имело огромную силу, во многом заставившую правительство США закончить эту войну – бегущие от взрывов зажигательных авиабомб вьетнамские дети добавили аргументов сторонникам вывода войск.

Революция, произведённая Лейтцем и Барнаком в фотографии, сделали «Лейку» самым разрушительным оружием в умелых руках. Не зря военный корреспондент Константин Симонов упоминает её в одном ряду с танком, пулемётом и ночным бомбардировщиком У-2. «С «Лейкой» и с блокнотом, а то и с пулемётом, первыми въезжали в города...» – поётся в его «Песенке военных корреспондентов»...
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх