Начало Нового года в авиационном мире получилось очень бодрым. Два ведущих производителя авиационной техники в Китае намеренно, хоть и неофициально, но устроили настоящее шоу 26 декабря, в день 131-й годовщины со дня рождения Мао Цзэдуна (в Китае очень уважают такой символизм), испытав два прототипа истребителей шестого поколения в густонаселённых районах, где публика быстро засняла их на видео. В течение нескольких часов изображения амбициозных китайских самолётов распространились в социальных сетях.
А затем, наверное, с плохо скрываемым удовольствием, начали наблюдать за разворачивающимся торнадо мнений и соображений. Кстати, на первых порах сильнее всего отреагировали в Индии, там просто после истории с поставками самолетов Пакистану вообще нервно реагируют на все происходящее у соседа. А потом подключились и в США.
Здесь надо понимать, что официальные названия прототипов не разглашаются, это абсолютно обычно для китайской стороны, так что некоторые аналитики предварительно назвали их «Чэнду J-36» и «Шэньян J-50» на основании видимых серийных номеров.
Некоторые западные комментаторы предполагают, что первый из них может быть связан с программой JH-XX, направленной на разработку сверхзвукового истребителя-бомбардировщика, хотя китайские источники постоянно называют оба прототипа истребителями шестого поколения.
Ни один из них не похож на действующие в настоящее время самолёты, но у обоих ромбовидные (американцы назвали эту форму «дорито») бесхвостые фюзеляжи, в которых для управления самолётом вместо хвостовых поверхностей управления используется дифференциальное использование тяги двигателей (УВТ) и нескольких дополнительных закрылков. Такая конфигурация обеспечивает максимальную скрытность за счёт уменьшения радиолокационной заметности, но в ущерб манёвренности. Оба самолёта, по-видимому, предназначены для сверхзвукового полёта.
Из этих двух самолётов J-50 является более традиционным с точки зрения размеров и конфигурации с двумя двигателями и стреловидным крылом. J-36, напротив, заметно намного больше, чем и без того крупный истребитель J-20S, и может похвастаться третьим реактивным двигателем в дополнение к двум стандартным.
Третий двигатель – это, конечно, событие. В гражданской авиации прошлого существовало много образцов техники, летавшей на трех двигателях, от нашего Як-40 и до их «Боинга-727» или DC-10. До J-36 вообще существовал только один трехдвигательный боевой самолет – советский Як-38, но у него два двигателя работали только на подъем и в горизонтальном полете не принимал участия.
Трёхмоторная конфигурация J-36 может просто отображать проблемы современного китайского двигателестроения: существующие китайские двигатели просто не могут обеспечить размерному и тяжелому самолету вожделенный суперкруз (бесфорсажный сверхзвуковой полет) и дальность полета. Весьма внушительный в плане размеров фюзеляж J-36 подразумевает большой запас топлива и вооружения, к чему реально потребуется и большая тяга.
То, что сегодня китайские авиадвигатели, которые представляют собой следующие поколения советских и российских двигателей образца прошлого века, уступают современным российским и американским – это понятно, но то, что китайские военные не собираются ждать и хотят действовать уже завтра, порождает такие своеобразные решения.
Впрочем, о том, насколько эти решения правильны, мы сможем судить только по прошествии времени.
И если говорить о временах нынешних, то они как минимум очень интересны на события. Авиашоу, на котором были представлены эти два самолёта, проходит именно тогда, когда собственная американская программа по созданию истребителей шестого поколения остаётся в подвешенном состоянии — возможно, на неопределённый срок из-за нехватки финансирования, а некоторые утверждают, что из-за отсутствия необходимости. Там действительно все очень непросто, и какая из партий в Конгрессе победит, сказать сложно.
Но то, что новые авангардные прототипы Китая усилят дебаты в Вашингтоне о том, является ли пилотируемый истребитель шестого поколения дорогостоящей роскошью в эпоху беспилотников или критически важной необходимостью для сохранения превосходства США в воздухе в ближайшие десятилетия – вот в этом сомнений нет. Как и в том, что градус этих дебатов будет близким к критическому.
Самолёты шестого поколения в реальном эксплуатационном виде пока не существуют, хотя ожидается, что это поколение будет сочетать в себе особенности нынешнего пятого поколения — малозаметность и сетевые системы с открытой архитектурой — с расширенными возможностями управления беспилотными летательными аппаратами, автоматизацией с использованием искусственного интеллекта, улучшенной многоаспектной малозаметностью, двигателями нового поколения, вырабатывающими больше энергии и обеспечивающими более высокие устойчивые скорости, а также увеличенной полезной нагрузкой, позволяющей летать дальше и дольше, неся больше внутреннего вооружения.
Да, принцип «Выше, дальше и быстрее», рожденный в 30-х годах все еще актуален, как никогда.
Но на Западе тоже не спят: помимо программ истребителей шестого поколения, разрабатываемых ВВС и ВМС США, страны Западной Европы и Япония сотрудничают в рамках двух конкурирующих проектов шестого поколения под названием Tempest и Future Combat Air System, о которых мы уже писали. В России тоже работают над перехватчиком шестого поколения под названием ПАК ДП/МиГ-41. Но все это действительно пока проекты на бумаге, и никто еще не продвинулся до реального прототипа.
В 2019 году главный конструктор Chengdu Ван Хайфэн объявил о начале разработки истребителя шестого поколения. Четыре года спустя известное нам издание The Popular Mechanics сообщила о первых признаках того, что исследования китайских истребителей шестого поколения набирают обороты. Конечно, создание авангардного прототипа, пусть даже летающего — это не то же самое, что создание серийной модели с отработанными интегрированными системами. Но буквально летом прошлого года один из американских экспертов в области авиации громогласно заявлял, что «Китай станет копаться над новым поколением 10-15 лет»
Тем не менее, некоторые графики и презентации, связанные с компанией Haifeng General Aviation Technology Co., Ltd (предположительно разработчиком J-36), содержат наброски концепций дизайна, включая использование двигателей с конформным адаптивным циклом (которые могут перестраиваться во время работы для большей эффективности на низких или высоких скоростях) с упором на экономию топлива, охлаждение (для снижения инфракрасной заметности) и выработку большого количества электроэнергии, которая может использоваться для питания радаров дальнего радиуса действия и систем постановки помех.
Если же поднять статью Ван Хайфэна, которого называют главным конструктором J-36, опубликованную в начале 2024 года, то там конструктор называет платформы 6-го поколения высокопроизводительными истребителями, и даёт нам некое представление о том, каковы характеристики 6-го поколения, что касается китайских разработок, по крайней мере.
Подход Китая к J-36, по-видимому, основан на концепции «системы систем». То есть вместо того, чтобы создавать пилотируемый самолёт, способный самостоятельно выполнять целый ряд задач, он рассматривается как один из элементов сети, включающей беспилотники, наземные комплексы ПВО большой дальности и другие дружественные силы на суше, в море, в воздухе и даже в космосе, которые связаны с боевой сетью истребителя.
Это позволяет комбинации элементов в сети служить или средством разведки (для обнаружения цели и сопровождения), или средством уничтожения, чтобы свести к минимуму потенциальное воздействие со стороны противника.
Например, J-36 может вести скрытную разведку до тех пор, пока не сможет определить местоположение вражеского авианосца, а затем, вместо того чтобы подвергать себя опасности прямой атаки, передавать данные наведения на противокорабельную баллистическую ракету наземного базирования, которая полетит к авианосцу с расстояния 1000 километров. И наоборот, тот же самый самолёт может выпустить залп ракет по вражеским истребителям, не включая радар и полагаясь на несколько дружественных беспилотников, созданных именно для обнаружения/отслеживания целей. Сетецентричный бой в видении китайских военных, судя по всему, будет выглядеть так.
Большая дальность полета, выносливость и полезная нагрузка тяжелого истребителя типа J-36 были бы особенно полезны Китаю для перехвата американских самолетов и кораблей до того, как они приблизятся к воздушному пространству, например, Тайваня. Тяжелый истребитель теоретически мог бы полагаться на относительную скрытность, сверхмощный радар и средства РЭБ, ракеты большой дальности, беспилотные летательные аппараты и сверхзвуковую скорость, чтобы избежать необходимости вести ближний маневренный бой, что, в свою очередь, делает приемлемым некоторое снижение маневренности.
Действительно, зачем сверхманевренность, если самолет не будет вступать в «собачью свалку» и сможет отразить удар ракет противника имеющимися в его распоряжении средствами? Причем, эти средства будут находиться не только на борту самолета.
Как выразился авиационный писатель Билл Свитман (главный редактор Aviation Week group и автор более 50 книг по истории авиации), в результате может получиться китайский истребитель, который будет иметь очень мало общего с тем, что мы традиционно считаем истребителем, точно так же как современные военные корабли класса «эсминец» сильно отличаются от миноносцев начала 1900-х годов.
Разработка малозаметного, но при этом аэродинамичного планера (некий компромисс между американским и российским подходом) — это только половина дела. На данный момент невозможно судить о качестве двигателей, компьютеров, датчиков, вооружения и внешних материалов, поглощающих радиоволны по фотографиям в социальных сетях, потому что многие из этих компонентов ещё не установлены на самолёт или находятся в процессе разработки. Одно дело — планировать двигатели нового поколения и сверхмощные радары для достижения впечатляющих показателей на бумаге, и совсем другое — полностью разработать эти системы, интегрировать их в конструкцию самолёта, а также наладить их массовое производство и эксплуатацию по доступной цене.
Тем не менее, Китай уже разработал ракеты большой дальности класса «воздух – воздух», малозаметные и устойчивые к помехам радары класса AESA, а также широкий спектр крупных боевых дронов, пригодных для использования в качестве «надёжных ведомых», которые могут сопровождать истребитель в бою и быть настоящей поддержкой самолету с использованием своих датчиков и оружия, отвлекая на себя огонь противника.
В то же время Китай в настоящее время отстаёт от России в области двигателей и от США в области уменьшения радиолокационной заметности — по крайней мере, на данный момент.
Мы пока не знаем, что получится из концепции истребителей шестого поколения в США. Видели только картинки, а от картинки до парящей в небе штуковины может пройти и не один десяток лет. Мы знаем, руководство ВВС говорит, что они слишком дорогие. В течение многих лет ВВС открыто признавали, что истребитель шестого поколения, предназначенный для дальнего воздушного боя, под названием Next-Generation Air Dominance (NGAD), будет стоить столько же, сколько два или три истребителя F-35 пятого поколения, то есть 250–300 миллионов долларов за планер. А уже в 2020 году служба сообщила об испытательном полёте прототипа NGAD, однако полет этот показан не был.
Насколько известно, американские концепции дизайна шестого поколения (и возможные демонстрационные образцы) могут быть такими же авангардными, как и китайская концепция. Но ни одна из них не была обнародована.
Возможно, это связано с тем, что весной 2024 года руководство ВВС резко изменило своё отношение к NGAD, заявив, что раз производители не смогут предложить что-то значительно более дешёвое, то ВВС могут полностью отказаться от него. В настоящее время ВВС сталкиваются с нехваткой бюджета, поскольку одновременно модернизируют свои наземные ракетные шахты и вводят в эксплуатацию новые малозаметные бомбардировщики B-21 Raider.
Впрочем, военного бюджета американским военным не хватало никогда. Такая вот национальная особенность.
Отказ от NGAD был признан приемлемым, поскольку беспилотные летательные аппараты Collaborative Combat Aircraft (CCA), предназначенные для помощи NGAD в бою, также были совместимы с истребителями F-35 пятого поколения. Служба посчитала, что беспилотники представляют большую ценность, чем NGAD, поскольку они могут выполнять опасные боевые задачи и применять новую тактику, не подставляя F-35 под огонь.
Хотя комбинация F-35/CCA может быть более экономичной, чем полная разработка и закупка NGAD, это означает, что придётся смириться со скромным запасом хода F-35 на внутреннем топливе и отложить разработку двигателей адаптивного цикла нового поколения.
Будущее американских самолётов шестого поколения остаётся неясным. Военно-воздушные силы, вероятно, не смогут получить их без дополнительного или перераспределённого финансирования, и пока неясно, как руководство ВВС относится к необходимости NGAD. И не ясно, за счет какой из программ можно будет получить это финансирование, но точно, что кого-то придется ограбить. Впрочем, для США это тоже обыденность.
Однако появление новых китайских прототипов, скорее всего, создаст дополнительное политическое давление на американских конгрессменов, независимо от мнения руководства Пентагона. На администрацию Трампа могут повлиять как «ястребы», ратующие за войну с Китаем или, наоборот, Илон Маск, который в целом выступает против закупки пилотируемых боевых самолётов.
Тем временем ВМС США по-прежнему намерены в конечном итоге разработать палубный истребитель шестого поколения под названием FA-XX в соответствии со своими особыми требованиями. И это тоже потребует свою прорву денег.
В итоге, вне зависимости от того, что продемонстрировали китайские прототипы своими полетами, в США в любом случае, настают весьма жаркие времена. И дело не только с том, что сектор военной авиации Китая, безусловно, весьма наглядно продемонстрировал намерение переосмыслить саму концепцию пилотируемого истребителя в попытке лишить Америку давнего преимущества в воздушных боях, но и в смене администрации самих США, что в свою очередь может привести к самым невероятным последствиям.
Свежие комментарии