На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Богдан Хмельницки...
  • Серж Брукс
    Все описали для кого для чего?Только один вопрос :»Откуда взлетел этотF-16 и почему на 4-м году войны функционируют и...F-16 в ходе боя н...
  • Валерий Протасов
    Зачем представители кампании решили объясняться с посланцем кишлака?«В моём кишлаке в...

Рыцари миннезанга от «Б» до «В»

Рыцари миннезанга от «Б» до «В»
Состязания миннезингеров в замках происходили именно так. Кадр из кинофильма «Прекрасные времена в Шпессарте» (1967)


«Миннезанг — «любовная песня» — обобщённое название искусства миннези́нгеров — «певцов любви», немецких и австрийских средневековых поэтов-музыкантов, преимущественно из рыцарского сословия. »
Википедия

История и культура. Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с культурой Средневековья и, в частности, познакомимся с рыцарями миннезанга, узнаем, чем они занимались, какие стихи писали и, разумеется, как выглядели. Источником для нас послужит знаменитый «Манесский песенник» или «Манесский кодекс», к которому мы уже не раз обращались как к ценному источнику по истории Средних веков. Вот и сегодня мы опять будем перелистывать его страницы, любоваться его прекрасными иллюстрациями, однако к ним добавится и кое-что ещё. И это «ещё» — не что иное, как фигурки солдатиков из «белого металла» производства сразу двух российских компаний: ЕК Castings и Silver Dream Studio. Причём работают они так: первая компания занимается их дизайном и отливкой, вторая — росписью, причём очень высокого качества. Высота фигурок 54 мм, то есть это традиционный размер фигурок «солдатиков», хотя из-за наличия нашлемных украшений они, разумеется, и получаются значительно выше.


Чем ещё хороша эта весёлая и забавная кинокомедия, так это тем, что в ней очень хорошие костюмы, полностью соответствующие своей эпохе!

А было так, что руководство компании ЕК Castings решило восстановить внешний облик всех рыцарей, изображение щитов и шлемов которых имеется в «Манесском кодексе». Задача весьма нетривиальная и очень интересная. Прежде всего потому, что скульпторы и изготовители «солдатиков-рыцарей» нередко ориентируются на свои собственные вкусы и предпочтения, а то даже и на кинофильм «Александр Невский», тогда как тут мы имеем точные изображения рыцарей примерно 1300 года, то есть времени его создания. И фантазировать тут особо-то и нечего, поскольку многие персонажи на страницах песенника изображены в полном вооружении, в шлемах и со щитами, а некоторые так даже и верхом!

В итоге у нас может получиться полная «оловянная коллекция» фигурок из «Манесского кодекса», причём фигурок очень нарядных и красочных, потому что именно в это время рыцарские одеяния как раз и требовали яркости и богатства тканей, так как по моде тех лет щеголять в «голых доспехах» считалось неприличным. А ещё яркие одеяния гербовых цветов служили своеобразным паспортом рыцаря, позволявшим опознать его на поле боя. За столь заметной фигурой было легко следовать вассалам рыцаря, одетым значительно проще, а также оруженосцам и слугам, в задачу которых входило вынести своего поверженного господина с поля сражения. А ещё, в случае совсем уж тяжких для него последствий, сообщить о гибели владельца титула, замка и земель его наследникам, дабы те могли вступить во владение его наследством на законных основаниях.

Кроме того, яркие и красочные одеяния рыцарей позволяли им производить впечатление на дам во время турниров. Ведь чем красивее выглядел рыцарь, тем он был привлекательнее, лица-то его под шлемом не было видно. И в этом тоже был определённый смысл: рыцарю, понравившемуся дамам, бросали перстни, броши и браслеты, а уж если он ещё и побеждал в боях, то отрывали от платьев рукава и бросали их ему на копье, демонстрируя всем окружающим красоту своих обнажённых рук и белизну кожи.

Так что дело, которым занялись две эти компании, можно считать в высшей степени полезным и интересным. Кроме того, у каждого из рыцарей «Манесского кодекса» есть своя и очень часто чрезвычайно любопытная история. Хотя и не у всех. От некоторых остались только даты, но это и неплохо, учитывая, что «кодексу» более 700 лет!

Показательно, что знакомство с персонажами песенника опровергает мнение многих историков прошлого о том, что все рыцари Средневековья были тёмными неграмотными пьяницами и обжорами. Да, были и такие, и, скорее всего, таких было 80 процентов тогдашней элиты. Но вот 20 процентов были не только грамотными, но и поднаторевшими в стихосложении. Интересно, что некоторые из них грамотными не были, то есть не умели писать, но… тем не менее, сочиняли прекрасные стихи и поэмы, которые записывали за ними под диктовку писцы. И поэтические состязания в замках были в то время ничуть не менее популярными, нежели рыцарские турниры. Была даже целая категория не слишком богатых рыцарей, которые ездили из замка в замок, читали стихи их владельцам, пели баллады и песни собственного сочинения и этим кормились в мирное время.

Вот это-то их занятие, то есть воспевание куртуазной любви и получило название миннезанг. По своему характеру миннезанг был очень близок к поэзии трубадуров и труверов, вот только среди тех было много простолюдинов. Сам этот термин ввели в употребление немецкие филологи XVIII века. Однако впервые его ещё ок. 1195 года использовал немецкий поэт Гартман фон Ауэ. Вначале он служил только для обозначения песен, связанных с куртуазной любовью. Но позднее распространился на всю поэзию, которая сопровождалась музыкой, и стал включать также песни на политические, моральные и даже религиозные темы.

И вот как раз весь этот пласт культуры Средневековья, на наше счастье, попал на страницы «Манесского манускрипта», который охватывает творчество средневековых поэтов во всём многообразии его видов и форм (поэмы, песни, лэ и др.). Найти в нём можно всё: и самые первые образцы мирской песенной культуры, принадлежащие поэту Кюренбергу (1150-1160 гг.), и выписки из рукописных текстов конца XIII – начала XIV в. (Хадлауб, ок. 1300 года). Всего в «Манесском кодексе» были собраны стихотворные произведения 140 (!) средневековых поэтов (около 6000 строф), к тому же ещё и снабжённые их изображениями размером с целую страницу, а ещё с их гербами и шлемами, украшенными нашлемными украшениями. Авторы в кодексе располагаются в соответствии с их сословным положением, тут уж ничего не поделаешь, тогда к месту человека на социальной лестнице относились очень строго.


Рыцарь-миннезингер бургграф фон Регенсбург. Здесь и далее: «Манесский кодекс». Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла, Баден-Вюртемберг


Фигурка бургграфа фон Регенсбурга. Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Сегодня мы познакомимся с первыми представителями коллекции фигурок из «Манесского кодекса». И первым среди них будет рыцарь-миннезингер Бургграф фон Регенсбург. Что мы о нём знаем? Знаем, что умер он после 1185 г., что был среднегерманским поэтом-лириком, написал «Любовную песню», но до настоящей куртуазной любви в своих стихах ещё не дошёл. Зато был автором самых ранних известных нам баварских песен. Принадлежал к семье графов Стивенинга и Риденбурга, владевших бургграфством Регенсбург с 970 по 1185 год. На странице кодекса он изображён исполняющим судебную функцию бургграфа в подбитой мехом шапке и мантии, то есть человеком знатным. А вот герб, изображённый здесь же, принадлежал городу Регенсбург, а не бургграфу лично.


Рыцарь-миннезингер Буркарт фон Хоенфельс, XIII в.


Фигурка Буркарта фон Хоенфельса – прекрасный образец вдумчивой реконструкции. На иллюстрации на нём доспехов нет. Но красные шишечки на нашлемном украшении наводят на мысль, что ими вполне могли быть украшены и айлеты – наплечные щитки, которые в то время были самой разной формы. Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Что о нём известно? То, что он был немецким средневековым поэтом периода позднего миннезанга. Что родился не позднее 1211 года, а умер после 1242-го, то есть был современником многих важных событий того времени.


Рыцарь-миннезингер Вальтер фон Клинген


Фигурка Вальтера фон Клингена. Обратите внимание на его нашлемное украшение – два топора, украшенные павлиньими перьями. Шлемовой намет из заметной красной ткани. То есть модник перед нами ещё тот! Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Вальтер являлся сыном основателя швейцарского города Клингнау и представителя богатого и влиятельного рода Клинген Ульриха II. Имел двух братьев, с которыми разделил отцовское наследство в 1250-1251 годах. Основал три монастыря, что говорит о его набожности. Состоял в свите императора Рудольфа Габсбурга и потому пользовался определённым политическим влиянием. В «Манесском кодексе» имеется восемь его произведений, отличающихся изяществом формы.


Рыцарь-миннезингер Вахсмут фон Кюнцинген, XIV в.


Фигурка Вахсмута фон Кюнцингена. Просто удивления достойны его геральдические украшения. На шлеме две рыбы и две рыбы на щите. Но вот на его знамени их почему-то… три. Что он этим хотел показать и чего добивался, неизвестно. Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Точные даты жизни его неизвестны. Однако мы знаем, что Вахсмут фон Кюнцинген жил на территории сегодняшнего Великого Герцогства Люксембург. Судя по его творчеству, он был знаком с песнями Вальтера фон дер Фогельвейде, Генриха фон Морунгена и Рейнмара. В свою очередь его стихи упоминаются в песнях Вальтера фон Клингена, с 1240 по 1286 год. В «Манесском кодексе» есть 19 его стихов. В них Вахсмут фон Кюнцинген размышляет о своём отношении к даме: он апеллирует к её доброте дамы и жалуется на то, что находится он неё вдали. Они также всегда сопровождаются заверением в дальнейшей готовности служить ей. Все они содержат шаблонные сезонные аналогии с началом весны и осени.


Рыцарь-миннезингер Вальтер фон Метце, XIII в.


Фигурка рыцаря-миннезингера Вальтер фон Метце. Типично «паспортный облик» этого рыцаря весьма характерен для 1300 года. Щит, конская попона, вымпел – пеннон на копье, сюрко – всё это выполнено в лучших геральдических традициях. Разве что крылья на шлеме являются примером украшения, с гербом не связанного. Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Родился он, скорее всего, в конце XII века. Но точно это неизвестно. Однако его песни сохранились сразу в двух кодексах, включая «Манесский…». Всё, что написал Вальтер фон Мецце, относится к куртуазной любовной традиции и в основном связано с ухаживанием за дамами и оплакиванием безответной любви. Его вдохновителем был явно Вальтер фон дер Фогельвейде. Тем не менее он является одним из наиболее индивидуальных последователей Фогельвейде, а многие считали его поэмы одними из лучших для того времени.


Рыцарь-миннезингер Вильгельм фон Глиерс, XIII в.


Фигурка Вильгельма фон Глиерса. Поскольку на иллюстрации «Манесского кодекса» фон Глиерс изображён в цивильном платье, создатели его фигурки проявили немалую фантазию, изобразив его в снаряжении своего времени, впрочем, полностью ему соответствующего. Производство ЕК Castings и Silver Dream Studio

Это его годы жизни: 1267-1308 гг. А ещё какие-то его стихи попали в «Манесский кодекс». Ну, хотя бы что-то о нём…

Автор и администрация сайта выражают признательность руководителям ЕК Castings и Silver Dream Studio за предоставленные фотографии.

Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх