На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • степан дунов
    Куда он отправится ??????Последняя атака н...
  • Аудрюс
    Пока народ страны 404 не поймет, что нет ни каких ВСУ, а есть ЧВК НАТО или украинские легионы НАТО  они будут с хохля...Последняя атака н...
  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Последняя атака н...

В гибели Чкалова нет ничего странного. Почти

В гибели Чкалова нет ничего странного. Почти

Валерий Чкалов, 1936 год. Фото: М. Марков /Фотохроника ТАСС

Практически восемь десятилетий назад отправился в свой последний полёт человек, которого смело можно называть символом и героем сталинской эпохи, — лётчик Валерий Чкалов. Обстоятельства его гибели и по сей день провоцируют споры, то и дело возникают новые гипотезы, разобраться с которыми попробовали эксперты в рамках авторской передачи Олеси Лосевой "Хроники Царьграда"

К сожалению, сталинское правление само по себе — питательная среда для подобного рода конспирологий: более чем странное "самоубийство" Есенина, смерть Фрунзе на операционном столе, смерть Максима Горького и его сына Максима Пешкова, убийство Кирова, вроде бы из ревности, но давшее отмашку громкому "ленинградскому делу". У каждого из этих эпизодов есть как официальные, так и "народные" версии, и то, что писалось в газетах, говорилось на судах, зачастую разительно отличалось от того, о чём шептались люди, да и вовсе расходилось с немыми свидетельствами архивов.

Сталину человек-символ был нужен живым

Вот и казавшаяся непостижимой гибель сталинского сокола, любимца не только советских людей, но и многих искренних романтиков, да, впрочем, и просто восхищённых мужеством и упорством воздухоплавателя за пределами "первого в мире государства рабочих и крестьян" сугубых прагматиков, вызвала множество пересудов, сплетен, версий или, как сказал поэт, "сплетен в виде версий". Возможно, потому, что падение "Икара" было столь стремительным и непредсказуемым, а возможно, действительно из-за того, что эта трагическая история имеет множество подробностей, которые можно толковать достаточно неоднозначно.

На мой взгляд, не стоит здесь искать таинственность, загадку и тому подобное, — высказал своё мнение в рамках программы "Хроники Царьграда" авиационный инженер, писатель, историк авиации Николай Якубович. — Давно известно, что в Советском Союзе в условиях плановой экономики конец года — последний месяц — был самым напряжённым. Нужно было выполнять план в обязательном порядке, не выполнишь — не получишь премию.

А для промышленности, для рабочих 20-25% сверх обычной зарплаты никогда не были лишними.

Но, продолжил Якубович, "это не самая главная причина, понять её я до сих пор не в состоянии". Почему, например, самолёт, который должны были по всем планам выпустить в начале следующего года, вдруг пошёл на испытание раньше, а первым тогда планировался И-190 — биплан наподобие "Чайки", который в 1939 году себя на Халхин-Голе хорошо показал. Почему? Ответа на этот вопрос нет.

Из-за этого возник аврал. Работали сутками, лишь бы машину сдать, выпустить в полёт. Но почему, неизвестно. И ещё есть один момент, связанный с тем трагическим полётом. Это недисциплинированность самого пилота. В принципе машину надо было готовить повнимательнее...

Я очень много разговаривал с ветеранами ВВС — теми, кто знал Чкалова, — и у меня сложился его чёткий портрет. Человек это был очень эмоциональный, энергия из него била ключом, таких людей укротить очень трудно.

Эксперт убеждён, что Чкалов крайне был нужен Сталину, причём живым — как имя, способное "пробивать двери в другие страны":

После полётов в США, если бы Чкалов был жив, дожил бы до Великой Отечественной войны, то он бы, я считаю, сделал гораздо больше, чем та делегация Громова, которая полетела в США договариваться насчёт поставок американской военной техники в СССР,

— уверен Якубович.

Никакого заговора, только неисправная техника

В свою очередь ещё один гость студии "Царьграда", заслуженный пилот СССР, замминистра гражданской авиации СССР с 1983 по 1990 год Олег Смирнов также склонен объяснять произошедшую трагедию исключительно техническими причинами.

Судьба многих лётчиков-испытателей заканчивается подобным образом, — убежден эсперт. — Чкалов был заряжен идеей обуздать этот самолёт и показать, что он всё-таки летает. Он обуздал машину, и та прекрасно летала, правда, с выпущенными шасси, как это положено. Но он взлетел, произвёл соответствующие действия и уже заходил на посадку. Но его подвёл, конечно, мотор. При температуре минус 25 градусов — это тоже обычное дело, потому что малейшее переохлаждение двигателя ведёт к его заклиниванию, к остановке, что и произошло на этом типе самолёта.

Разговоры же о том, что гибель знаменитого лётчика была инспирирована, по мнению Смирнова, появились уже в период правления Хрущёва, использовавшего любой повод для того, чтобы свести счёт с предшественником.

Я не помню, чтобы ещё какой-то человек в 34 года удостаивался того, чтобы его именем назывались улицы, города, горные пики, звёзды, чтобы он имел звание Героя Советского Союза, чтобы его все знали, он был бы лидером для молодёжи, и она, руководствуясь одним только именем Чкалова, толпой шла в авиацию — и в военную, и в гражданскую.

А кто такой по сравнению с ним Хрущёв? Именем Хрущёва не названа ни одна звезда, ни один пик, ни одна улица, ни один город, его именем не руководствуется ни один молодой человек, который строит свою жизнь и жизнь своей семьи! Это вообще несопоставимые по масштабу личности!

Чкалов
Горький. Советский лётчик Валерий Павлович Чкалов выступает перед избирателями города и области в местной радиостудии. Фото: В. Храмцов/Фотохроника ТАСС

И ещё одно тонкое, но очень важное обстоятельство — Сталин лично встречался с Чкаловым в любое время, когда тому это было нужно, что является показателем высочайшего уровня доверия к профессионалу. Понимаете, профессионалу, а не эффективному менеджеру, которых сейчас хватает и которые довели страну до того, что экономика постоянно падает на протяжении многих лет!

Схожего мнения придерживался и другой участник "Хроник Царьграда", историк авиации, писатель, автор книг "Кожедуб", "Туполев" Николай Бодрихин, который сразу же заострил внимание на том, что все новые самолёты в те времена впервые поднимались в небо недоделанными.

У Як-1 было 116 недоделок, по-моему, у И-180 только 33, хотя после первого полёта оказалось, что их гораздо больше, — отметил Бодрихин. — У ЛаГГ-3 тоже была сотня...

Тут ещё вот какой фактор сыграл роль: в первый вылет лётчик всегда получает денег на порядок больше — колоссальную сумму, равняющуюся двадцати месячным средним зарплатам. Но это только за первый вылет, дальше уже идёт вознаграждение гораздо скромнее. Чкалов был заинтересован. А причина аварии мне кажется очевидной — на самолёт не был установлен так называемый автомат шага винта, и он не переключил рукоятку на большой шаг, а при малом винт практически полностью развёрнут против потоков и он существенно тормозил самолет, а, кроме того, додавал топливо максимально в двигатель. Поэтому когда Чкалов пытался его завести, двигатель, видимо, заглох. Об этом даже говорят свидетели, которые увидели чёрные облачка за самолётом. Это означало, что горючее догорало в воздухе. Там была переобогащенная смесь, и из-за этого малого шага, который просто нагнетал горючее, лётчик не смог ничего сделать.

Я считаю что виной гибели Чкалова был "сырой" мотор М-88, не прошедший даже госиспытаний…

— заключил эксперт.

Если не при приземлении, то на охоте

мемориальная доска
Мемориальная доска лётчику Чкалову, 1938 год. Фото: Ф.Кислов /Фотохроника ТАСС

Казалось бы, все гости "Царьграда" были единодушны во мнении, что причина трагедии заключалась именно в технике, ну и, возможно, в человеческой безалаберности. Однако некоторый диссонанс в этот практически единодушный экспертный хор внёс историк, писатель, автор выставки в Манеже "Россия. Моя история 1945-2016" Александр Мясников, обративший внимание и на другие детали.

По одной версии, инженер по фамилии Лазарев, когда обнаружил ещё живого Чкалова после падения самолета, а по другой версии — рабочие, услышали от него совершенно "киношную" фразу: "Прошу в моей смерти никого не винить"

— отметил историк.

Это смешно, потому как человек эмоциональный, скорее всего, выругался бы, чем такое произнёс. Потом этот Лазарев как-то скоропостижно попал под поезд...

"Но больше всего, — продолжил свой рассказ Мясников, — меня поразила история с этими самыми патронами, потому что если гипотетически представить, что он выжил, то на следующий день он бы погиб на охоте, на которую собирался. Естественно, в силу трагических событий ни на какую охоту Чкалов не поехал, а поехал какой-то родственник, я так понимаю, брат жены.

И там произошла странная вещь. Патроны лётчик заказывал лично, ему сделали их на заводе, но выяснилось, что они давали осечку, потому что выстреливали спустя несколько секунд. Был расчёт на то, что человек нажал на курок двустволки, она не выстрелила, он ломает ружьё, и тут оно стреляют и патроны вылетают... И если бы гипотетически он не погиб 15 декабря, то погиб бы 16-го или 17-го на охоте".

Дополнительной интриги беседе добавила и ведущая Олеся Лосева, процитровав дочь Валерия Чкалова Ольгу, которая уверена в том, что смерть отца не была случайностью.

памятник Чкалову
Памятник В. Чкалову в Н. Новгороде. Фото: www.globallookpress.com

"Я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов, — процитировала ведущая слова дочери легендарного лётчика. — Документы, с которыми я получила возможность ознакомиться, свидетельствуют, что ни какой случайности речь не может идти.

Самое главное теперь ясно: гибель отца легко можно было предотвратить. В этом меня убедили два письма Берии — от 12 декабря, в день, когда первоначально планировалось провести испытания, и от 15 декабря, сразу же после катастрофы.

Экспертам предложили выдвинуть версии, кто же, если бы имелся подобный умысел, мог быть заинтересован в смерти знаменитого и популярного человека? Выдвигались различные предположения, но в результате эксперты пришли к мнению, что делать какие-либо выводы, когда исторические архивы в стране далеко не до конца открыты, пока смысла нет.

Как бы то ни было, Валерий Чкалов даже для нас сегодняшних, утративших тягу к небесам, остаётся славной фигурой пусть из непростого, но нашего прошлого. Настоящим русским человеком, способным преодолевать препятствия и подниматься к высотам. А посему мы верим, что раз он улетел, то непременно вернётся уже в ком-то из представителей новых поколений, в делах, поступках, идеях человека, воспитанного в том числе и на его примере, в новом, ещё лучшем качестве.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх