Турция лавирует между НАТО, Москвой и Киевом
Украинский конфликт стал для президента Турции Реджепа Эрдогана сложным экзаменом. Украине он поставляет оружие с семейного предприятия, у НАТО выторговывает новые оружейные сделки для войны с Сирией.
А от России получает деньги, чтобы погасить пламя внутреннего экономического кризиса. Рано или поздно, впрочем, Эрдогану придется выбирать.Юлаш Атещи: Эрдоган надеется, что деньги Москвы поднимут его рейтинги
Турецкий президент Реджеп Эрдоган, которому в следующем году предстоят крайне непростые выборы, пытается использовать конфликт на Украине в собственных целях. С начала спецоперации Эрдоган выступал не столько миротворцем, сколько прагматиком, извлекающим выгоду у обеих сторон конфликта.
20 июля Эрдоган отправился в Тегеран на встречу с Владимиром Путиным, спустя всего две недели, 5 августа, полетел ради этого уже в Сочи. А уже 19 августа Эрдоган отправился во Львов, где встречался с Владимиром Зеленским при посредничестве генсека ООН Антониу Гутерриша.
Такой активности 68-летнего турецкого лидера могли бы позавидовать его молодые коллеги. Но Эрдоган знает, ради чего мечется между городами и странами: каждая встреча приносит лично президенту новые политические очки, так нужные для переизбрания, пишет турецкий политический аналитик Юлаш Атещи.
Судя по опросам общественного мнения, поддержка правительства Эрдогана в преддверие выборов не очень высока (в пределах от 30% до 37%). И Эрдоган считает, что увеличение торговли с Россией и потенциальная финансовая помощь со стороны Москвы помогут сдержать внутриполитический кризис.
Приток российских денег в Турцию обеспечило перемещение в Турцию российских предприятий, пострадавших от западных санкций, переводы средств на строительство АЭС «Аккую» и введение ею карточной системы «Мир» в турецких банках.
На фоне антироссийских санкций экспорт Турции в Россию вырос почти в полтора раза в 2022 году (в стоимостном выражении). Ведь Анкара позволила своим компаниям быстро заполнить рыночный разрыв, возникший в результате бегства западных компаний, пишет Юлаш Атещи.
То, что Турция прагматично зарабатывает на российском рынке, вызвало гнев среди европейских политиков. Брюссель переживает по поводу того, что Турция помогает России заменить европейский импорт и экспорт. Вот так-то, не удалось Брюсселю отправить Москву в международную торговую изоляцию, ведь европейскими товарами весь бескрайний глобальный рынок не ограничивается.
Foreign Policy: независимости Турции от НАТО могли бы позавидовать другие члены альянса
Институционально Турция является жизненно важным членом НАТО. При этом позволяет себе действовать абсолютно независимо от Вашингтона и Брюсселя, а зачастую даже вопреки им. Это касается, в частности, отношений со странами коллективного Запада — Ираном и Россий. Реальная независимость, которой европейские страны могут лишь позавидовать, констатирует эксперт-международник Евгений Часовский в колонке для Foreign Policy.
Турция, напомним, блокировала вступление в НАТО Швеции и Финляндии. Этот натовский шаг, очевидно, должен был ударить по России, но Эрдоган прагматично использовал его в собственных целях. Турция потребовала от Швеции и Финляндии прекратить поддержку курдских террористов и немедленно экстрадировать всех лиц, обвиняемых в международном терроризме.
Для России Турция — надежный торговый партнер, для НАТО — enfant terrible (несносный ребенок), а вот для Украины — поставщик вооружений. Именно Турция поставляет Украине штурмовые беспилотники Bayraktar TB2, причем производящая фирмы компания Baykar принадлежит родственникам президента Эрдогана.
Главный инженер-разработчик беспилотников Сельчук Байрактар — зять президента Турции. Брат Сельчука Байрактара, председатель совета директоров компании Халюк Байрактар был награжден государственными наградами Украины и Азербайджана — естественно, за поставки дронов.
Atlantic Council: Турция «дружит» со всеми и тем временам наращивает собственную военную мощь
При посредничестве Турции удалось добиться заключения «зерновой сделки», после которой черноморские порты оказались деблокированы для экспорта украинского зерна. Выгоду от этого извлек прежде всего Киев, а не Москва.
Старший научный сотрудник программы Atlantic Council в Турции Евгения Габер считает, что за счет «зерновой сделки» Турция пыталась выторговать у Запада «иммунитет» для развития торгово-экономических отношений с подсанкционными российскими предприятиями.
Эрдоган не случайно так добивается личной встречи с Зеленским, о которой в Анкаре твердят с марта. Возросшее на фоне украинского конфликта геополитическое значение Турции дало турецкому руководству дополнительные рычаги для пересмотра эмбарго Запада на поставки оружия Анкаре, считает Евгения Габер.
То есть «миротворческие» инициативы Эрдогана на самом деле никакие не мирные. Анкаре нужно новое оружие, чтобы расширять зону исключительного влияния на Ближнем Востоке — в первую очередь, в Сирии. Эрдоган до сих пор не отказался от планов начать военную спецоперацию на севере Сирии, который фактически и так оккупирован Турцией.
Турецкие войска хотят «зачистить» от курдских формирований 30-километровую зону вдоль сирийско-турецкой границы, чтобы переселить сюда до 1 миллиона сирийских беженцев. Противится началу спецоперации Россия, однако сломить ее волю в поддержке сирийского режима Турция также пытается, предлагая пути для обхода санкций.
— Для Турции сотрудничество с Россией и Украиной (и с Западом) никогда не было вопросом «или-или». Анкара будет стараться поддерживать отношения со всеми сторонами, — уверена Евгения Габер. — И тем временем наращивать собственную военную мощь в Черном и Средиземном морях.
Свежие комментарии