Праздничная процессия, идущая к Акрополю. Иллюстрация из учебника Древнего мира Ф.П. Коровкина. Процессия проходит через Пропилеи. За ними статуя Афины работы Фидия. Ещё дальше – храм Афины
Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
Книга притчей Соломоновых, 14:28
Книга притчей Соломоновых, 14:28
Великие правители. Последний раз мы обращались к теме великих правителей 10 августа, и времени прошло более чем достаточно, чтобы вернуться к этой теме опять. Сегодня речь пойдёт о современнике Фемистокла, пережившего его, правда, на целых 30 лет. И эти годы были самыми успешными в его политической карьере. Более того, именно в это время Афины – его родной город, достигли максимального величия и, по сути дела, стали гегемоном в Греции. Речь пойдёт о Перикле, время правления которого в Афинах многие так и называют – «Периклов век», хотя века он, конечно, не правил.
Судьба Перикла (около 494–429 до н. э.) очень интересна и поучительна во всех отношениях. Родился он в Афинах в аристократической семье. Но… аристократическое своё происхождение презрел и стал выступать на стороне афинского демоса. С его помощью в 461 году до н. э. добился изгнания аристократа Кимона, главного своего конкурента на политической арене, стал едва ли не самым влиятельным политиком в Афинах и… тут же начал проводить реформы, укрепившие демократию.
Выступил против него аристократ Фукидид – он добился и его изгнания, и вышло так, что эпоха наивысшего расцвета демократии в Афинах стала, по сути, эпохой личной власти всего лишь одного человека, правда, каждый год вновь переизбиравшегося. Перикл ещё больше укрепил морское могущество Афин, а сам город, и в особенности Акрополь, украсил прекрасными сооружениями. Именно в это время в Афинах наступил «Периклов век» – время наивысшего их экономического и культурного подъёма.
Перикл. Римский бюст – копия с греческого оригинала. Музей Кьярамонти – один из музеев Ватикана
А потом именно при Перикле в 431 году до н. э. началась знаменитая Пелопоннесская война, самая продолжительная и кровавая война греков с греками. Два медведя: аристократическая Спарта и её союзники и демократические Афины, и прочие демократии – попросту не могли ужиться на маленьком полуострове. При этом Спарта традиционно была сильна своей сухопутной армией, а Афины – флотом, ведь они были главой Афинского морского союза. И опять-таки Перикл правильно руководил военными действиями, афиняне успешно противостояли спартанцам, и только начавшаяся в городе эпидемия чумы (или какой-то ещё болезни, точно это сегодня и не выяснить) нарушила его планы. Положение в Афинах ухудшилось, а вместе с ним ухудшилось и положение Перикла, который начал терять своё влияние. В конце концов он умер в 429 году до н. э. И с его смертью закончился Периклов век.
Ещё один римский бюст Перикла, копия с греческого. Музей Пио-Клементино — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер
Однако прозвище «великий» он так и не получил. Почему? Начнём с того, что это мы видим его таким, и к тому же спустя не годы – столетия. Современники писали о нём как об «одном из…», но и не больше. Причём как политический деятель Перикл не раз высмеивался в комедиях того времени.
Высмеивалась, например, его внешность – поскольку у него была голова необычной продолговатой формы, из-за которой он даже в мирное время носил аттический шлем. А ещё комедиографами обыгрывалась и тема неограниченной власти – видимо, они хорошо понимали, что понятие «демократия» и власть одного человека трудно совместимы. Людей из окружения Перикла называли «новыми писистратидами», а его самого сравнивали с известным тираном Писистратом. Кстати, полнота его власти в Афинах была такова, что он мог позволить себе на пике своего авторитета обосновывать на Народном собрании расход больших сумм всего лишь словами: «На надобности важные», не углубляясь в детали.
А известный комедиограф Аристофан прямо обвинял Перикла в развязывании кровопролитнейшей Пелопоннесской войны, причём говорил о том, что Перикл пожелал таким образом отвлечь внимание народа от близких ему людей. С другой стороны, именно аристократ Фукидид позднее написал о том, что после смерти Перикла среди афинян не нашлось равного ему политика, способного его заменить. Более того, именно он в своей «Истории» оценил Перикла как выдающегося государственного мужа, для которого государственные интересы всегда стояли выше своих собственных.
С другой стороны, те же Платон и Аристотель писали о Перикле как об одном из многочисленных афинских… демагогов, деятельность которого привела к деградации самого понятия демократия. Но… из песни слова не выкинуть: Платон подчёркивал и мудрость Перикла, и его выдающиеся ораторские способности: «превзошёл всех в красноречии».
В эпоху эллинизма возникла традиция возвышать Мильтиада, Фемистокла и Кимона. И лишь Плутарх в своём цикле «Сравнительные жизнеописания» дал его впечатляющий, и даже несколько идеализированный портрет государственного деятеля.
Кстати, само имя «Перикл», которое означало «окружённый славой», в Афинах было редким и… ко многому «обязывающим».
Мы часто говорим, что вся будущая жизнь человека идёт из его детства, и это так оно и есть. Вот и детство Перикла было далеко не безоблачным. Сначала остракизмом из Афин в 486 году до н. э. был изгнан его дядя, затем два года спустя – его отец!
Известно, что, как и все молодые афиняне, он три года прослужил в армии, а впервые был упомянут как значимое лицо в Афинах в 472 году до н. э., когда он в 22 года стал хорегом, то есть тем, кто обеспечивал постановку пьесы в театре, тетралогии Эсхила.
Перикл и Аспасия посещают мастерскую Фидия. Художник Юджин Руссель, 1833 г.
Занявшись политической деятельностью, он сумел добиться принятия многих законов, которые улучшили положение демоса, и этим снискал его любовь и поддержку. При этом, как об этом сообщает Плутарх, он полностью переменил свой образ жизни. Стал избегать дружеских отношений с кем бы то ни было, чтобы его не упрекнули в непотизме, перестал ходить к друзьям на обеды. Даже со своей женой из аристократического рода он развёлся, а в подруги себе взял девушку из метеков Аспазию.
Сам Перикл не дождался завершения реконструкции Акрополя, но афиняне смогли по достоинству оценить его замыслы. На его западной стороне были построены Пропилеи — ворота на Акрополь в виде мраморной колоннады. Колоссальной статуей Афины-Защитницы, созданной Фидием, была украшена главная площадь Акрополя, а в его южной части построен знаменитый храм Афины Парфенон. Вне стен Акрополя ещё при Перикле были построены также Тесейон, храм Гефеста, и Одеон – место, где афиняне проводили свои музыкальные состязания.
Здесь надо заметить, что правление Перикла было весьма, если так можно сказать, реалистичным. Его не манила военная слава и он не был сторонником военных авантюр, например, предпочитал подкупать своих врагов, а не сражаться с ними, то есть берёг жизни своих сограждан.
Плутарх сообщает, что он давал взятки даже спартанцам и добился того, что они отступили из Аттики.
А потом последовало изгнание Фукидида, и, как об этом написал Плутарх:
«после падения Фукидида и изгнания его остракизмом он [Перикл] не менее пятнадцати лет обладал непрерывной, единоличной властью, хотя должность стратега даётся на один год.»
Объясняется это тем, что формально он, как и прежде, был не более чем одним из ежегодно избираемых демосом магистратов, ему при этом не вручались никакие чрезвычайные полномочия, а всё его влияние основывалось исключительно на его личном авторитете.
Остракон с именами Фукидида и Перикла. Афинский эпиграфический музей
При этом он, (вольно или невольно, подчиняясь логике власти) как это и было записано в кодексе греческих тиранов, готовился к войне или вёл её, строил общественные здания, чтобы дать работу беднякам, устраивал массовые праздники («когда народ веселится, он не замышляет дурного!»), вот только держал ли он шпионов – неизвестно. Впрочем, вряд ли это ему и требовалось, жил-то ведь он в гуще народа, и многие говорили ему то, что считали нужным, прямо в глаза!
Кстати, своих противников он же казнить не мог. Они удалялись остракизмом на три года, но потом возвращались и, озлобленные ещё больше, продолжали плести свои козни. Не имея возможности нанести удар самому Периклу, они инспирировали судебные процессы против его друзей. Так, философа Анаксагора обвинили в нечестии и заставили покинуть город, скульптор Фидий был обвинён в краже золота и в итоге умер в тюрьме. Подругу Перикла Аспасию также обвинили в нечестии, и лишь просьбы Перикла спасли её от изгнания.
Рабство в Древней Греции. Иллюстрация из учебника Древнего мира Ф.П. Коровкина 1959 года. В более поздних учебниках её зачем-то перевели в чёрно-белую…
В этих условиях поднять авторитет Перикла могла только война. И в итоге она началась. И вполне возможно, что гений Перикла и здесь позволил бы афинянам добиться победы, но в дело вмешался слепой случай. В Афинах вспыхнула эпидемия, от которой умерли сыновья Перикла, а затем и он сам. Интересно, как Плутарх описал его смерть. Когда он находился уже при смерти, вокруг его смертного ложа собрались самые достойные афиняне и его друзья, и начали перечислять его заслуги перед городом и его гражданами. И что он воздвиг девять трофеев – памятников в честь военных побед, и что построил храмы, но тут оказалось, что Перикл всё это время был в сознании и самым внимательным образом их слушал. «Все это так, достойные мужи афинские, – сказал он, – но вы забыли о главнейшем!» Все пришли в смятение, как же – забыть о главнейшем деянии Перикла и когда? Но сколько они не вспоминали, ничего нового припомнить не могли. «О достославный Перикл, скажи нам, что ты считаешь своей самой славной и важной заслугой перед Отечеством?» И Перикл сказал: «Ни один афинский гражданин не надел из-за меня чёрного плаща горя».
Афинские гоплиты атакуют врага. Рис. Дж. Рава
Вот, пожалуй, и впрямь самая главная его заслуга как одного из самых великих правителей Афин, что бы плохого про него ни говорили. Обладая практически всей полнотой власти, он всё это время правил столь мудро и справедливо, что никого не обидел своей несправедливостью и не вверг в пучину горя! Не каждый из всех тех, кто в итоге удостоился прозвища «Великий», смог бы этим похвастаться…
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии