Страны, располагающиеся по разным берегам Японского моря, вступили между собой в ракетное состязание. Япония, Южная Корея и КНДР разрабатывают, испытывают и ставят на вооружение своих армий и флотов ракеты новых типов. Поскольку регион мало-помалу превращается в «пороховую бочку», не исключено, что со временем все эти ракеты будут испробованы в реальных боевых делах.
Россия не заинтересована в том, чтобы оказаться втянутой в потенциальный вооруженный конфликт в Юго-Восточной Азии. Однако возможность этого полностью исключать нельзя и поэтому нужно внимательно следить за оружием, поступающим в распоряжение возможных участников такого конфликта.
«Хвасонпхо-19» на страже КНДР
31 октября КНДР провела испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск лично наблюдал лидер государства Ким Чен Ын. Ракета была запущена с огромной 12-осной самоходной колёсной пусковой установки-транспортера. По данным Объединённого комитета начальников штабов Южной Кореи, северокорейскую МБР запустили с полигона, расположенного неподалёку от Пхеньяна. В свою очередь, японские военные сообщили, что полёт длился более 85 минут, его дальность составила 1000 км, а высота – рекордные 7000 км. Ракета упала в море примерно в 300 км от острова Окусири (расположен в 20 км от юго-западного побережья Хоккайдо), за пределами исключительной экономической зоны Японии.
Токио выразил дежурный протест Пхеньяну, а Южная Корея «в ответ на провокации» объявила о новых санкциях против КНДР. Запуск ракеты осудили и в США, назвав его «нарушением резолюций Совета Безопасности ООН». The Wall Street Journal обращает внимание, что ракетные испытания в Северной Корее состоялись менее чем за неделю до президентских выборов в США. Американские военные эксперты отмечают, что Пхеньян обычно проводит подобные запуски незадолго до ключевых политических событий или праздников в Соединенных Штатах, недвусмысленно напоминая тем самым, что с КНДР необходимо считаться.
Известно, что Вашингтон и Сеул намерены отреагировать на проведенный 31 октября ракетный пуск манёврами. «Министры обороны Республики Корея и США договорились показать решимость нашего союза, приняв различные меры, в том числе проведя совместные учения с развертыванием американских стратегических средств», – проинформировали в комитете начальников штабов Южной Кореи.
Почему же японцы, южнокорейцы и американцы так всполошились? Ведь в ракетных запусках КНДР, казалось бы, нет ничего нового, они давно уже успели стать обыденностью. Например, в одном только сентябре КНДР запустила несколько баллистических ракет малой дальности.
Однако южнокорейское информационное агентство «Рёнхап» привело мнение тамошних военных экспертов – те предположили, что в этот раз Пхеньян мог испытать новую ракету. «Предварительные оценки показывают: есть вероятность того, что была испытана твёрдотопливная баллистическая ракета большой дальности нового типа», – отметил официальный представитель Комитета начальников штабов Вооруженных сил Республики Корея.
И спустя сутки эти предположения подтвердились. 1 ноября Центральное телеграфное агентство Кореи (главный орган прессы КНДР) сообщило, что была действительно запущена новая МБР и она называется «Хвасонпхо-19» (Hwasong-19). «Запущенная ракета пролетела 5156 секунд, дальность её полета составила 1001,2 км, а максимальная высота – 7687,5 км. Ракета попала в намеченную акваторию в открытых водах Корейского Восточного моря. Испытательный запуск не оказал никакого негативного влияния на безопасность окружающих стран», – подчёркивают в ЦТАК.
По случаю запуска «Хвасонпхо-19» Ким Чен Ын заявил: «Опасные происки врагов, направленные на укрепление ядерного альянса, и их разнообразные авантюристические военные действия, которые мы видим в последние дни, ещё более выделяют важность укрепления наших ядерных вооружённых сил. Нам ни в коем случае нельзя допускать приближение всяких угроз к сфере влияния на безопасность государства». Нет сомнений в том, что в Вашингтоне, Сеуле и Токио эти слова были восприняты со всем вниманием.
Японское ракетное изобилие
Недавно японская компания Kawasaki Heavy Industries (KHI) сообщила, что в 2027 финансовом году (начнётся в апреле 2027-го) она устроит первый испытательный запуск новой противокорабельной ракеты. Её разработка ведётся в рамках реализации плана наращивания боевых возможностей японских ВМС, связанного с растущей напряжённостью вокруг островов Сенкаку. Этот архипелаг в Восточно-Китайском море, находящийся в 170 км к северо-востоку от Тайваня, является предметом территориального спора. Япония, Тайвань и КНР считают его своим, хотя в настоящий момент архипелаг контролируется Токио. Японцы опасаются, что в один прекрасный день КНР предпримет высадку десанта на островах, и готовятся поражать корабли ВМФ НОАК на расстоянии. Для этого Японии требуются мощные и дальнобойные ракеты.
Токио уже подписал с США контракт на сумму около 254 млрд иен (1,7 млрд долларов) на приобретение в 2025–2027 гг. до 400 крылатых ракет большой дальности «Томагавк». Помимо этого, японцы намерены модернизировать имеющуюся у них противокорабельную ракету «Тип-12» (SSM Type 12), созданную в своё время компанией Mitsubishi Heavy Industries и поступившую на вооружение армии в 2012 году. Сейчас «Тип-12» способна поражать цели на удалении 200 км. У модернизированной версии дальность увеличат до 900-1200 км. Прототип усовершенствованной «двенадцатой», если верить свежему выпуску «Белой книги» японского Минобороны, уже прошёл испытания. Ожидается, что окончательно доведённая до ума версия модернизированных SSM Type 12 для мобильных береговых установок поступит на вооружение в 2026 году, корабельная – в 2027-м. В свою очередь, авиация получит улучшенную ракету в 2029 году. На подводных же лодках размещать модернизированные «Тип-12» начнут только после 2030 года.
Однако этого мало – одновременно ведётся создание и совершенно новой ракеты. В целях разработки этого оружия Министерство обороны Японии заключило с KHI контракт на сумму 33,9 млрд иен (223 млн долларов США). Проект рассчитан на пять лет. Если прототип, как запланировано, поднимется в воздух через три года, то потом ещё несколько лет японцам потребуется на внедрение готового изделия и снабжение им разных родов войск.
Как сообщает специализированное издание Naval News, новую ракету занимающаяся ею компания KHI оснастит компактным экономичным турбовентиляторным двигателем собственной разработки KJ300, который способен генерировать тягу 3,58 кН (365 кгс) в статических условиях на уровне моря.
Разрабатываемая ракета пока не имеет собственного названия. Но японские СМИ называют её местной версией «Томагавка», поскольку, как ожидается, она будет довольно схожа с ним по виду и характеристикам. Новинка будет обладать большой дальностью действия – до 2500 км. То есть при запуске из западной части Японии она сможет достигать ракетных баз, находящихся даже во внутренних провинциях Китая.
При этом не стоит забывать, что своими потенциальными противниками в Токио считают Китай, КНДР и Россию. То есть новая японская ракета может грозить также Курильским островам (южную часть гряды в Токио считают своей и при исключительном стечении событий могут попытаться вернуть вооружённым путём), Сахалину и Приморью.
Одновременно Минобороны Японии выделило 32,3 млрд иен (211,1 млн долларов) на разработку ещё и совершенно другой «новой высокоточной управляемой ракеты класса "земля-корабль/земля"». Эта новая ракета должна пройти этап исследований и разработок с 2024 по 2030 год, а этап её массового производства и развёртывания начнется с 2027-го. Таким образом, разработка новой противокорабельной ракеты и новой ракеты класса «земля-корабль» проводится одновременно. Однако в Токио надеются сэкономить на разработке этой второй ракеты за счёт использования технологий, найденных в процессе модернизации SSM Type 12 и создания японского «Томагавка».
Южнокорейские баллистические «кроты»
1 октября во время парада в честь дня своих вооружённых сил южнокорейцы впервые представили новую баллистическую ракету Hyunmoo-V и мобильную сухопутную установку для её запуска. Как отмечает Naval News, на данный момент это последняя и самая мощная ракета в линейке Hyunmoo. Тут нужно пояснить, что Сеул основывает свою военную доктрину на трёх ключевых компонентах (они называются «тремя осями»): это - противоракетная оборона KAMD (Korean Air & Missile Defense) и программы упреждающего и ответного ударов Kill Chain и KMPR (Кorea Massive Punishment and Retaliation).
Система превентивного удара Kill Chain разработана для обнаружения признаков потенциальной ядерной атаки со стороны Северной Кореи и предполагает уничтожение ключевых целей, связанных с атомной и ракетной инфраструктурой Пхеньяна (таких, как системы управления и контроля, стартовые площадки и мобильные пусковые установки). В свою очередь, стратегия ответного удара KMPR выступает в качестве сдерживающего фактора, гарантируя северокорейцам взаимное уничтожение. И новым аргументом Сеула здесь стало изделие Hyunmoo-V, оснащённое боеголовкой массой от 8 до 9 тонн, что делает её самой тяжелой в мире из обычных баллистических ракет. Её минимальная дальность поражения – 300 км, а максимальная может достигать 5000 км (при условии использования уменьшенной боеголовки).
Южнокорейцы утверждают, что боевая часть ракеты, изготовленная из тяжёлых металлов, способна разрушать сооружения, расположенные на глубине свыше 100 метров под землей. На нисходящей фазе Hyunmoo-V развивает скорость, близкую к 10 числам Маха (12 250 км/ч). Таким образом, основное предназначение ракеты – поражение северокорейских подземных объектов, используемых для производства военной техники, хранения вооружений и в качестве командных центров. Само собой разумеется, она может быть применена и против всех остальных государств, с которыми Республика Корея вступит в вооружённый конфликт.
Naval News высказывает предположение, что южнокорейские военачальники могут интегрировать ракеты Hyunmoo-V в состав вооружения принципиально новых для мировых флотов «единых ударных кораблей» (Joint Strike Ship). Концепция таких «кораблей-арсеналов», каждый из которых будет оборудован 80 пусковыми ячейками для баллистических ракет разных типов, вызвала большой интерес в военно-морских кругах. Однако с момента, когда на выставке MADEX 2023, состоявшейся в Пусане в июне прошлого года, была представлена концептуальная модель такого корабля, ничего нового об этом проекте не слышно. В октябре 2024-го журналисты связались с Управлением программы оборонных закупок Южной Кореи (DAPA) и выяснили, что программа Joint Strike Ship всё ещё находится в стадии обсуждения – не только с точки зрения стоимости, но и относительно её осуществимости, стратегической ценности и возможности обеспечения достаточным количеством персонала. Не исключено, что южнокорейцы предпочтут вместо этих плавучих арсеналов построить авианосцы по разрабатываемому ими проекту SVX. А может быть, откажутся и от того, и от другого…
Также 1 октября Республика Корея объявила о создании при Объединённом комитете начальников штабов своей армии ещё одной структуры – так называемого Стратегического командования. Данная структура получит под свой контроль вышеупомянутую систему «трёх осей» и будет отвечать за наращивание военного потенциала страны. Стратегическое командование будет руководить тяжелыми ракетами, а также займётся разработкой и руководством космическим оружием, вооружением электромагнитного спектра и киберпространственными операциями.
Особое беспокойство вызывают слухи о том, что Южная Корея якобы готова отправить своих солдат в зону СВО (для участия боевых действий на стороне киевского режима) и предоставить Киеву летальное оружие своего производства. Однако передача Сеулом Киеву баллистических ракет выглядит делом немыслимым…
Свежие комментарии