Итак, в интервью немецкому изданию DW (в РФ включено в реестр «иностранных агентов») эксперт по вопросам безопасности в Центральной Азии Марс Сариев высказал мнение, что на благоприятный исход переговоров по согласованию границы между Киргизией и Таджикистаном повлиял визит министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в Душанбе в январе нынешнего года.
На самом деле фактор Анкары в урегулировании спорных вопросов появился значительно позже, когда все уже успешно разрешилось. Но вот в чем прав эксперт, так это в том, что турецкий фактор действительно проявился, да и вообще в Центральной Азии он усиливается.
Разделяй и властвуй?
Корни противостояния двух народов на нынешней общей границе Киргизии и Таджикистана сегодня пытаются найти в далеком 1924 году, когда в Средней Азии началось национальное размежевание. Все обвинения в нерешенности пограничных проблем в прошлом до сей поры адресуются Москве и И. Сталину.
Так, директор Национального демократического института США в Узбекистане Кларк Плексико забросил в информационное пространство свое умозаключение, согласно которому «Иосиф Сталин составил карту республик Центральной Азии таким образом, чтобы страны было легко контролировать, и они не могли противостоять Москве». Статья о сталинской политике была опубликована изданием News&Observer.
По мнению Плексико, с географической и языковой точек зрения государственные границы центральноазиатских республик определены неправильно, «но они дают превосходный смысл в аспекте контроля». Для этого, когда Сталин «подумал, что слишком много узбеков будет в новой республике Узбекистан, он просто нарисовал новые границы так, чтобы достаточное количество узбеков жили в Кыргызстане».
Как все просто у Плексико! Однако процесс размежевания в далеком 1924 году был непростым и проходил в условиях «беспрерывных трений на почве борьбы за господствующее положение в государстве» между «киргизами (казахами) и узбеками». Об этом в письме И. Сталину сообщал секретарь ЦК КП(б) Туркестана И. Варейкис. В этой ситуации, писал он, «обиженными чувствуют себя кара-киргизы, интересы которых, несомненно, узурпируются». Руководство страны эту тенденцию четко уяснило, как и пожелания представителей кара-киргизского (киргизского) народа создать собственную административную единицу в составе РСФСР.
12 июня 1924 года Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размежевании среднеазиатских республик». Пунктом 11 постановлялось «образовать из представителей национальностей узбек, киргиз, туркмен, каракиргиз и таджиков территориальную комиссию под председательством Совета национальностей для определения границ вновь организующихся национальных республик и областей». Территориальные комиссии незамедлительно приступили к определению границ между республиками и областями. Например, 20 августа 1924 года на заседании Узбекского бюро по национальному размежеванию был рассмотрен и утвержден «проект о границах Таджикской автономной области». Такую же работу провела киргизская территориальная комиссия.
27 октября 1924 года вторая сессия ЦИК СССР окончательно санкционировала национальное размежевание и образование новых республик и областей в Средней Азии. Выслушав все мнения, в частности, было решено создать Таджикскую АССР вместо Таджикской автономной области.
Факт остается фактом – создание Таджикской АССР в составе Узбекской ССР и Кара-Киргизской автономной области в составе РСФСР способствовало консолидации таджикской и киргизской наций, формированию их территориальной общности, положило начало государственному строительству. После начала размежевания секретарь ЦК РКП (б) Я. Рудзутак в докладе о национально-территориальном размежевании среднеазиатских республик, сделанном на Пленуме ЦК РКП(б), отмечал «некоторые благотворные результаты этого размежевания, в смысле умиротворения национальной розни».
Сталин в приветственной телеграмме участникам партийной конференции Киргизской области сообщил, что предоставление Киргизии автономии должно было показать «окружающим народам на деле превосходство советского строя над феодально-патриархальными и буржуазными порядками». Москва бросила в регионы все силы и средства, чтобы реализовать замысел советского руководства и «сказку сделать былью».
Одним из первых решений Революционного комитета новой Киргизской области стало проведение работ по установлению границ области, составлению и проработке внутреннего административного деления с учетом национальных, экономических, географических, исторических и других признаков. На I учредительном съезде Советов области председатель Ревкома И. Айдарбеков заметил: «Все внимание – границам, бюджету, экономике и культурному прогрессу».
8 ноября 1926 года на третьей сессии ВЦИК 12-го созыва заместитель председателя Киргизского облисполкома И. Фатьянов, раскрывая сложившуюся социально-экономическую обстановку в области, отмечал, что в период с 1924 по 1926 год «чрезвычайно большое практическое значение» имели «моменты, связанные с уточнением границ между республиками, образовавшимися в результате национального размежевания». По словам Фатьянова, отсутствие «целостной административной единицы», а также целого ряда статистических данных заставило исполком области вести работу буквально с «азов».
«Размеры возникших претензий выявить путем опроса жителей…»
Современные попытки западных пропагандистов при помощи местных экспертов представить, что начертанием границ между среднеазиатскими республиками занимался лично Сталин, не имеют ничего общего с действительностью. Это подтверждает ряд исторических документов.
В 1925 году представитель Киргизии в ЦИК СССР Т. Токбаев в ответ на письмо ЦИК о необходимости уведомить комиссии по районированию Комитета о территориальных претензиях, высказанных областной властью Узбекистану, сделал отписку: «…пока вопрос не снимаем, но не форсируем его, считаю этот вопрос не срочным».
В ноябре 1928 года в ЦИК Киргизской АССР поступил запрос из административной комиссии ВЦИК о направлении в ее адрес заключения «об административном устройстве района, лежащего на стыке между Казакской (Казахской) и Киргизской АССР и Узбекской ССР». Запрос касался спорного между Киргизией и Казахстаном участка общей границы. В письме отмечалось, что «из всех спорных вопросов, возникших было между Казакстаном (Казахстаном) и Киргизстаном в связи с произведенным районированием, данный вопрос оказался самым затяжным».
«Все комиссии, – указывалось в запросе, – начиная с нацразмежевания Туркреспублики, имевшие какое-либо отношение к вопросам по урегулированию территориальных споров между этими двумя республиками, в данном вопросе неизменно наталкивались, если не на отсутствие надлежащих материалов, могущих характеризовать действительное положение дела, то на отсутствие специальных указаний со стороны Правительства КиргАССР по поводу возникших претензий, их характера и причины».
Далее следовало важное заявление, отражающее истинную картину хода урегулирования спорных пограничных вопросов между республиками Средней Азии в 1920-х годах: «Здесь в Москве дать характеристику административного устройства спорного района, выявить его экономические и национально-бытовые условия, по имеющимся в деле материалам не представляется возможным». Поэтому, «дабы решение Центра соответствовало действительному положению дела и не расходилось с мнением населения, как первоисточником существующего спора, вопрос этот решено еще раз передать на заключение Центральных исполнительных комитетов заинтересованных республик, дабы путем согласованного опроса жителей выявить действительные размеры возникших претензий».
* * *
Впрочем, исторические свидетельства – не аргумент для DW, заявляющей, будто политика России в Центральной Азии основывалась и основывается на древнем методе «разделяй и властвуй». Сделав это устами киргизского эксперта, ранее занимавшего пророссийскую позицию, немецкое издание обозначило турецкий фактор как доминирующий в решении Киргизией и Таджикистаном вековой пограничной проблемы, намекнув Центральной Азии на необходимость смены своих старых партнеров.
Свежие комментарии