На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • вера
    как же они омерзительны!   кто вы такие,твари,обгаживающие свою родину,да-да,она для вас с маленькой буквы.ущербные н...У иноагентов из Р...
  • Бендер Задунайский
    Что ей стоит" переобуться " ? Пиндосы , что флюгеры !Чистку американск...
  • Раиса Мелькумова
    Храни вас Всевышний!🙏🙏🙏🙏🙏На вас надежда!ЧВК "Вагнер" возв...

Танковый ас Курт Книспель. Боевой счёт и большие вопросы

Танковый ас Курт Книспель. Боевой счёт и большие вопросы
Известный портрет Курта Книспеля, сделанный А. Руббелем в 1942 г. Фото History.wikireading.ru

В войсках гитлеровской Германии было множество танковых асов с крупными боевыми счетами. Самым результативным танкистом Вермахта и всей Второй мировой войны называют Курта Книспеля. На его официальном счету 168 подбитых бронемашин противника, а с учетом неподтвержденных побед счет приближается к двум сотням. Однако столь выдающиеся успехи вызывают определенные сомнения и оставляют вопросы. Как фельдфебелю Книспелю удалось поразить столько врагов и установить рекорд?

Биография врага

В послевоенные годы за рубежом издавались жизнеописания многих немецких танкистов-асов, но К. Книспель в течение долгих лет не пользовался популярностью. Ситуация изменилась лишь в конце двухтысячных, когда немецкий историк Франц Куровски издал книгу Feldwebel Kurt Knispel. Впоследствии отрывки из этого труда входили в его же сборники о немецких танкистах.

Следует отметить, что именно благодаря Ф. Куровски и его книгам К. Книспель получил широкую известность. Историк прояснил нюансы биографии танкиста, описал его боевой путь а также раскрыл показатели в боях.


Унтер-офицер Книспель на страницах Völkischer Beobachter - Nr 138 17.05.1944

Будущий танкист родился 21 сентября 1921 (либо 1922) г. в Судетской области и имел немецкое происхождение. В 1940 г., после раздела Чехословакии, он пошел служить в немецкую армию и попал в танковые войска. С мая по сентябрь 1940-го К. Книспель проходил обучение, в ходе которого ознакомился с танками Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.III. В октябре молодого танкиста перевели в 29-й танковый полк 12-й танковой дивизии, где ему пришлось освоить специальности наводчика и заряжающего танка Pz.Kpfw.IV.

22 июня 1941 г. 12-я танковая дивизия приняла участие в нападении на СССР. В это время К. Книспель был заряжающим одного из ее танков. Дивизия вела бои в Западной Белоруссии, в районе Минска и Смоленска. В конце лета ее перебросили к Ленинграду для участия в блокировании города. Весь этот путь танкист прошел со своим соединением.

В январе 1942 г. К. Книспель сменил специальность и стал наводчиком. В мае его батальон отозвали в тыл для перехода на новую материальную часть – танки Pz.Kpfw.IV. Вскоре батальон перевели в состав 4-го танкового полка 13-й танковой дивизии, в составе которой ему пришлось участвовать в наступлении на Кавказ.

В начале 1943 г. К. Книспеля отправили учиться работе на новейшем танке Pz.Kpfw.VI. После обучения он попал в 1-ю роту 503-го тяжелого танкового батальона. Летом подразделение приняло участие в Курской битве. Затем было отступление по территории Украины.

С мая по июнь 1944 г. 1-я рота 503-го батальона переучивалась на тяжелые танки Pz.Kpfw. VI Ausf.B. Вскоре после этого батальон отправили в Нормандию, где за несколько недель он растерял всю матчасть. В конце сентября боеспособность восстановили и отправились в Венгрию. В этот период К. Книспель стал командиром танка.

28 апреля 1945 г. вблизи г. Востиц (Чехословакия) фельдфебель Книспель последний раз пошел в бой. В ходе сражения тяжелый танк был подбит огнем самоходной артиллерии РККА. Экипаж покинул машину и попытался отступить. Осколок советской мины нанес танковому асу смертельную рану.

Боевой счет


По данным Ф. Куровски, свою первую победу К. Книспель одержал в конце августа 1941 г. под Ленинградом. Тогда он входил в экипаж фельдфебеля Ханса Фендезака и временно выполнял функции наводчика. Во время этих боев танк подбил 7 машин Красной Армии. В дальнейшем К. Книспель вернулся на место заряжающего и в течение нескольких месяцев боевой счет не менялся.


Книспель и сослуживцы на фоне танка Tiger II. Фото Forum.axishistory.com


С января 1942 г. К. Книспель служил в экипаже унтер-офицера Альфреда Руббеля. Вскоре он официально стал наводчиком, и во время наступления на Кавказ подбил еще пять танков.

После переучивания на «Тигр» обер-ефрейтор Книспель попал в экипаж фельдфебеля Риппля. По результатам Курской битвы танкисты заявили 27 побед. Вскоре появились новые заявки, и боевой счет постоянно увеличивался.

В мае 1944 г. Völkischer Beobachter писала о выдающемся танкисте Книспеле, подбившем 107 вражеских танков. В ближайшие месяцы, до перевода на командирскую должность, счет удалось довести до 126 подтвержденных и 20 неподтвержденных танков. Затем К. Книспель получил повышение в звании и стал командиром танка. На машинах Tiger и Tiger II в качестве командира он одержал 42 победы, не считая 10 неподтвержденных.


Один из танков 503-го тяжелого танкового батальона. Лето 1944 г., Франция. Фото History.wikireading.ru

Последнюю цель К. Книспель уничтожил в бою 28 апреля, непосредственно перед своей гибелью. Общий официальный счет – 168 танков. Еще 30 побед остались неподтвержденными. Такие данные позволили Ф. Куровски и другим историкам называть Курта Книспеля самым эффективным танковым асом Германии и всей Второй мировой войны.

Большие вопросы


Данные «Фелькишер беобахтер» и Ф. Куровски о 168 подтвержденных победах вызывают большие вопросы. Под сомнение можно поставить как само число, так и методику его получения. При внимательном изучении темы остается масса вопросов, ответы на которые рушат всю стройную картину.

В первую очередь, нужно затронуть базовые числа. Утверждается, то К. Книспель подбил 168 (+30) танков противника. Однако прекрасно известно, как боевые счета танкистов могли отличаться от реальных результатов. Целый ряд объективных факторов мешает оценивать работу танкистов во время боя или после него. Кроме того, большое значение имело специфическое отношение немецкого командования к подтверждению побед. Как следствие, зачастую боевые счета асов существенно завышены и не сходятся с реальными потерями противника.


Еще один Tiger II после боев в Нормандии, 22 августа 1944 г. Фото Wikimedia Commons

Таким образом, число «168» относится не столько к реальным результатам танкистов, сколько к бюрократическим особенностям их службы. Каким должен быть реальный счет – вопрос без ответа.

Крайне странно выглядит методика подсчета побед, используемая Ф. Куровски. В своей книге «Танковые асы Второй мировой» российский историк М.Б. Барятинский справедливо отмечает, что при подсчете побед делался акцент на личности К. Книспеля, и это привело к некорректным результатам.

При определении успехов танкистов принято выделять командира экипажа, под руководством которого одерживаются победы. В таком случае от 168 заявленных побед у командира танка К. Книспеля остается только 42. Прочие 126 танков он подбил, будучи наводчиком в экипаже разных командиров. Это означает, что при подсчетах по общепринятой методике общий счет следует разделить между несколькими командирами, и на Книспеля приходится лишь четверть от заявленных побед.


503-й тяжелый танковый батальон в Нормандии, 1 сентября 1944 г. Фото Imperial War Museum / iwm.org.uk

Вследствие неправильного подсчета создается характерная ситуация. К. Книспель со «своими» 42 подбитыми танками никак не может рассчитывать на звание самого результативного танкового аса Второй мировой войны. Даже в немецких рейтингах асов он не сможет подняться выше 45-50 места. Одновременно с этим бывший заряжающий и наводчик «затмил» своих командиров, которые теперь известны только из-за службы с ним.

Следует отметить, что в известных биографиях К. Книспеля регулярно поднимается тема недостатка наград: столь заслуженного танкиста должны были регулярно отмечать. Однако рассмотрение известных данных по принятым методикам показывает, с чем могло быть связано недостаточное внимание командования. Железные кресты 2 и 1 класса, а также Военный орден немецкого креста вполне соответствуют достижениям на разных должностях в экипаже танков.

Не лучший и не худший


К настоящему времени о фельдфебеле Курте Книспеле известно достаточно много. На основе доступных данных считают, что он был лучшим танковым асом Второй мировой. Однако те же сведения позволяют сомневаться в этой версии и предлагают более взвешенную картину.


Жетон К. Книспеля, найденный в братской могиле. Фото Kurt-knispel.webnode.cz

По всей видимости, К. Книспель действительно был хорошим наводчиком и командиром танка, способным профессионально выполнять свою работу. И экипажи с его участием или под его командованием действительно нанесли заметный ущерб РККА. Более того, К. Книспель был для нас опасным врагом почти на всем протяжении Великой Отечественной войны – до конца апреля 1945-го.

Тем не менее, восстанавливая страницы истории и осуществляя поиск неизвестных участников Второй мировой войны, не следует опускаться до сомнительных методик подсчета – даже если они дают желаемый результат. Подобные дела ставят под сомнение ценность исследований. Кроме того, они мешают восстановлению полной и реальной картины событий прошлого. Наконец, они оставляют неудобные вопросы: кому нужно, чтобы через много лет после окончания войны у Оси появлялись новые «герои» – тем более, с сомнительными во всех отношениях «заслугами»?
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх