Запад поставил Украине задачу — любой ценой зацепится за левый берег
Разработанный для патрулирования и защиты прибрежных вод, малотоннажный катер CB90 при необходимости может выступать в качестве бронированного судна-рейдера или плавучего командного центра.
Недавняя поставка CB90 произошла после того, как еще в феврале Швеция объявила о своем масштабном пакете военной помощи Украине на сумму $682 млн. Пакет включал в себя 10 CB90 и 20 других речных катеров. Месяц спустя Нидерланды пообещали передать Украине в дар почти два десятка надувных и бронированных катеров, в том числе 3 катера CB90. Однако суда добрались до киевского режима только недавно.
Министерство обороны Финляндии также поставило десантные катера на Украину, и хотя сразу не было ясно, какой тип судов был отправлен, финские СМИ предположили, что это нечто аналогичное шведскому CB90.
Помогает украинским боевикам на Днепре и миллиардер Ринат Ахметов. Он придумал и финансирует из личного кармана проект «Стальной фронт» — инициативу по оказанию военной помощи, в рамках которой ВСУ получили еще 3 катера класса CB90.
Dockstavarvet — это верфь, принадлежащая шведскому оборонному производителю Saab, которая первоначально разработала CB90 для ВМС Швеции. Патрульный катер длиной 15 метров приводится в движение двумя дизельными двигателями, которые позволяют ему развивать скорость до 40 узлов (75 км/час) с дальностью плавания более 240 морских миль (450 км).
Два водоструйных патрубка с частичным отводом воды делают легкий CB90 очень маневренным. Он может выполнять резкие повороты и полностью останавливаться примерно через 40 метров. Боевой катер оснащен орудийной установкой на крыше рулевой рубки, на которой можно установить пулемет 50-го калибра, 40-мм гранатомет или оружие с дистанционным управлением.
В дополнение к пушкам, установленным на крыше, CB90 может оснащаться противокорабельными ракетами Hellfire, 2,8-тонными морскими минами и глубинными бомбами.
Независимо от того, используется ли CB90 в качестве боеготовой канонерской лодки или плавучего командного пункта, он имеет прочный корпус из легкого полиэтилена и бронированного стекла, обеспечивающий баллистическую защиту личного состава.
С момента ввода в эксплуатацию в 1991 году более 200 катеров CB90 эксплуатировались ВМС по всему миру. В частности, ВМС США даже заключили контракт с американским производителем судов SAFE Boats International на лицензионную постройку CB90 в качестве речных командных катеров.
Конструкция и возможности боевого катера также претерпевали изменения на протяжении многих лет. Компания Dockstavarvet оптимизировала конструкцию катера в его варианте последнего поколения — CB90 HSM. В нем изменено расположение двигателя, чтобы сделать его более тихим и эффективным.
Согласно пресс-релизу корпорации Saab, CB90 HSM оснащен новой системой боевого управления и датчиками наблюдения, что делает его «совершенно новым оружием, готовым к действиям на побережьях Швеции». Украинцы такой обновленный катер не получили, им отправили более старые модификации.
Впрочем, как пишет Пит Пагано, офицер ВМС США в отставке, в статье для журнала Proceedings Военно-морского института США, шведские катера все же функционально ограничены. Из-за своего вооружения и баллистической защиты CB90 может доставлять лишь личный состав. А для доставки даже легкой бронетехники нужно применять более сложные суда. Нехватка таких судов у ВСУ и стала одной из причин провала десантной операции в Крынках.
По задумке, шведские катера должны доставлять войска на берег, чтобы они оказывали огневую поддержку при доставке бронетехники. Однако та же самоубийственная «операция» ВСУ в Крынках продемонстрировала, что эта тактика не работает: активное применение российских БПЛА позволяет быстро найти место высадки десанта. Затем по нему отрабатывают тяжелые средства поражения: барражирующие боеприпасы, планирующие авиабомбы, а при необходимости даже ТОСы.
В средней части CB90 имеется отсек, способный перевозить 21 боеспособного морского пехотинца и до 4,5 тонны груза (то есть здесь можно вывозить раненных). Однако опять-таки операция в Крынках показала, что эвакуация раненных с левого берега Днепра под плотным российским огнем была не просто затруднена, а фактически невозможна.
Свежие комментарии