Разгромить молдавскую армию приднестровцы способны самостоятельно
Власти Приднестровской Молдавской республики просят Россию увеличить число миротворцев, заявил в интервью РИА Новости глава представительства республики в Москве Леонид Манаков.
«Миротворцы являются основным фактором безопасности на Днестре и главным препятствием для горячих голов, которых хватает в Кишиневе и Киеве.
Пока продолжается миротворческая миссия России, Молдова скована в любых военных планах и приготовлениях против Приднестровья», — подчеркнул дипломат, напомнив, что еще в 1995 году наша страна сократила контингент до двух мотострелковых батальонов, хотя изначально их было шесть.Сейчас численность российских миротворцев в зоне безопасности не превышает 450, тогда как по штату, установленному документами Объединенной контрольной комиссии, полагается 3100 человек. Увеличить российский контингент, по словам Манакова, юридически возможно: «Такая опция есть, и она оправдана с точки зрения ухудшения рисков безопасности, в том числе террористической угрозы, и при этом обоснована документами, принятыми в рамках деятельности ОКК».
Усилить миротворцев, добавил Манаков, можно за счет россиян, постоянно проживающих в Приднестровье, и власти республики не раз ходатайствовали об этом.
Очевидно, усилить их можно только так, поскольку перебрасывать людей и грузы через Украину затруднительно, а Молдавия вряд ли даст согласие. Хорошо, людей можно найти на месте, а с техникой как? Да и нужно ли это усиление? С символической функцией присутствия справляется тот контингент, что есть, а если на Приднестровье нападет армия Украины, то и шесть батальонов мало чем помогут…
— Безусловно, обстановка изменилась кардинально в свете военных действий на территории соседней страны, острейшего конфликта между Россией и Украиной — двумя гарантами приднестровского урегулирования, прихода к власти в Молдове радикально-антироссийской команды и стремления коллективного Запада к войне с РФ чужими руками до её полного поражения, — убежден исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог Владимир Букарский.
«СП»: По словам Манакова, пока продолжается миротворческая миссия России, Молдавия скована в любых военных планах и приготовлениях против Приднестровья. Ее действительно пугают полторы тысячи миротворцев на легкой технике со стрелковым оружием?
— Большинство населения Молдавии не хочет втягивания в войну. В отличие от украинского, молдавское общество продолжает быть расколотым по геополитическому признаку. Это то, что останавливает режим Санду от военной авантюры в Приднестровье.
«СП»: Нынешний состав не справляется со своими функциями? Если ВСУ или, например, Румыния нападут на Приднестровье, не помогут и шесть батальонов.
— Присутствие российских миротворцев в Приднестровье — важный психологический символ, в первую очередь для местного населения, которое никогда не переставало видеть себя частью Большой России. Это показали все референдумы, проводимые в Приднестровье, включая последний — 17 сентября 2006 года, где более 97% жителей региона высказались за присоединение к России.
«СП»: Юридически расширение миссии возможно? Кишинев же наверняка не даст согласия…
— В настоящее время, естественно, без согласия Кишинёва, а также ОБСЕ, расширение миссии вряд ли возможно. Однако в том случае, если Молдавия в одностороннем порядке выйдет из соглашения 1992 года (а такие призывы вовсю раздаются в Кишинёве), все обязательства, взятые Россией, потеряют смысл.
«СП»: Есть ли способ перебросить туда подкрепление? Через Украину это очевидно, будет затруднительно, а Молдавия не разрешит…
— В настоящее время физическая возможность перебросить подкрепление в Приднестровье отсутствует. Регион заблокирован со всех сторон. Это плата за «жесты доброй воли» со стороны Москвы в 2022 году, когда продвижение российских войск в направлении Одессы в рамках СВО остановилось.
«СП»: Манаков предлагает набрать людей из местных жителей. Хорошо, а оружие для них как переправить?
— Оружия в Приднестровье достаточно. Вопрос, как осуществлять командование этой группировкой. По скайпу?
— У Молдавии армия порядка 6000 человек, она плохо организована и вооружена устаревшим оружием, пригодность которого к реальным боевым действиям под большим вопросом, — отмечает директор приднестровского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников. — У Приднестровья армия вдвое меньше — 3500 человек. Но приднестровцы все эти 30 лет держали порох сухим, в частности, проводили учения совместно с российскими миротворцами. При всем при этом военная подготовка российских солдат в Приднестровье всегда была на порядок выше, чем армии ПМР и РМ. Это хорошо подготовленные бойцы. Поэтому 1000 российских военных — это не только фактор морального превосходства приднестровцев перед вероятным агрессором, но и действенная военная сила. Этого числа российских солдат на протяжении десятилетий вполне было достаточно, чтобы сохранять военный паритет в регионе.
«СП»: Нужно ли расширение контингента? Оно вряд ли поможет, если Приднестровье будет атаковано Украиной или Румынией…
— Расширение контингента, к сожалению, назрело. Слишком серьезные угрозы возникают, прежде всего со стороны Украины. О вмешательстве Румынии пока говорить рано, таковое будет означать прямой конфликт России и НАТО. В этом случае победителей может не быть. Румыния и сама не желает вступать в конфликт с Россией, и из Вашингтона пока не велят.
Это правда, что против вторжения со стороны Украины у Приднестровья очень мало шансов устоять, этому не благоприятствует ни ландшафт, ни соотношение сил. Тем не менее, если в Приднестровье будет втрое больший контингент, то легкой прогулки по Приднестровью у ВСУ не получится. При этом у самой Украины могут возникнуть проблемы и в сфере международных отношений — она получит имидж агрессора, и на линии фронта с Россией — будет ли что-то сдерживать российские войска в направлении Николаева и Одессы?
«СП»: В 1995 году Россия сократила контингент до двух мотострелковых батальонов, сегодня численность российских миротворцев не превышает 450, тогда как по штату, установленному документами Объединенной контрольной комиссии, полагается 3100 человек. Зачем сократили? Почему все эти годы не возникал вопрос об увеличении? Что изменилось?
— Россия сократила численность миротворческих сил в одностороннем порядке в качестве меры повышения доверия между сторонами конфликта. В это время между Кишиневом и Тирасполем шел переговорный процесс, и весьма продуктивно. Правильность этого решения была подтверждена временем. Россия держала здесь минимально возможный контингент, требуемый для выполнения поставленных задач. И была готова вовсе вывести войска после окончательного урегулирования конфликта. Только неуступчивость молдавской стороны в переговорах обеспечивала незыблемость военного присутствия России на Днестре на протяжении десятилетий.
«СП»: По словам Манакова, увеличить российский контингент юридически возможно. Это так? А Молдавия даст согласие? Она может тупо не пропустить миротворцев на территорию ПМР, а сделать это через Украину проблематично.
— Повторюсь: Россия сократило численность своих миротворцев в одностороннем порядке, а потому она имеет полное право нарастить их число в соответствии с лимитами, зафиксированными в Соглашении от 21 июля 1992 года. При этом вовсе не обязательно привозить солдат с «материка». В регионе проживают порядка 230 тысяч граждан России, многие из них будут рады служить в российских войсках. Нынешний миротворческий контингент в Приднестровье — около 1000 человек — на 90% состоит из местных жителей, все они служат по контракту. Поэтому никаких проблем в быстром наращивании численности личного состава нет.
«СП»: Россия пойдет на это? И насколько в нынешних условиях этот вопрос актуален?
— На мой субъективный взгляд, это нужно было сделать еще раньше, но Москва и Тирасполь до сих пор медлили, чтобы доказать Киеву отсутствие каких-либо военных угроз Украине с территории Приднестровья. Однако Киев за этот год уже сам неоднократно создавал военные угрозы Приднестровью.
Кроме того, весь последний год мы видим, как Запад наращивает военный потенциал Молдавии — поставляются вооружения, финансируется вдвое возросший военный бюджет республики. Очевидно, это создает опасность разрушения паритета сил между сторонами конфликта. Москву, по сути, вынуждают принимать зеркальные меры.
Россия — гарант безопасности Приднестровья, недавно она подтвердила, что нападение на ПМР будет расценивать как нападение на собственную территорию, одной тысячи солдат для этого уже явно недостаточно. Если численность миротворческого контингента возрастет втрое, его все равно будет недостаточно для создания каких-либо угроз Молдавии или Украине, но защищенность Приднестровья однозначно возрастет. То есть увеличение воинского контингента России на Днестре означает только подкрепление гарантий мира в регионе, не более того.
Свежие комментарии