Обсуждения "ядерных" договоров - это часть политического боя России и США. В целом же "бумажки - для слабых стран". Царьград говорил с экспертами о проблематике ядерных договорённостей и соглашений.
Сергеева Ольга
В октябре 2018-го, когда Дональд Трамп пригрозил выходом из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), Россия предложила США подписать на уровне глав государств соглашение о недопущении военных столкновений и ядерной войны.
Однако американская сторона до сих пор тянет с ответом. Фактически, сообщил сегодня "Коммерсантъ", договор о ядерном ненападении срывается, и виной тому США. Царьград в беседе с экспертами пытался выяснить, насколько серьёзна проблема.В чём проблема?
Договор был передан российскими представителями в октябре 2018 года. Предполагалось, что США изучат норму и завизируют её. В документе подчёркивалось, что ядерная война - это противостояние без победителей, и ведущие державы мира не должны допустить разрушения нашей цивилизации. Именно поэтому, ядерная война "никогда не должна быть развязана", говорилось в договоре.
Российская сторона предлагала прописать все необходимые меры для предотвращения как намеренного, так и случайного применения ядерного оружия. Ответа Москва ждёт уже полгода. Интересно, что в ответе "Ъ" пресс-секретарь американского посольства в России просто заявила, что Вашингтон "по-прежнему привержен эффективному контролю над вооружениями". А что с договором? Ответа нет.
США решили скрыть данные о запасах ядерного оружия
The New York Times сообщил, что администрацией президента Дональда Трампа, без объяснения причин, прекращено раскрытие данных о запасах американского ядерного оружия. О таком решении сообщалось в письме Минэнергетики в Федерацию учёных США. Эта федерация, являясь некоммерческой организацией, занимается изучением ядерного оружия, выступая за открытость правительства в вопросах нацбезопасности. Ею был отправлен запрос об уточнении числа боеголовок.
В то же время в министерстве в ответном письме сказали, что информация "не может быть рассекречена в настоящий момент". По какой причине, неясно. Сказано лишь, что отказать в рассекречивании решили после тщательного изучения вопроса.
Всё дело в Иране?
Военный обозреватель информационного агентства ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин в беседе с Царьградом сообщил, что представленная в СМИ информация о ядерном договоре и сопротивлении США известна давно. И, по большому счету, наличие или отсутствие таких документов мало влияет на возможность ядерной войны.
"Это никак не влияет напрямую на ядерную войну. Это просто связано с тем, что Иран взял на себя обязательство не создавать ядерного оружия. А другие страны - подписанты соглашения взяли на себя обязательство не препятствовать Ирану в развитии мирного атома. Вот и всё", - пояснил собеседник.
Нужно понимать, что отсутствие военных действий может гарантировать лишь мирная политика.
"Отсутствие конфликтов между такими ядерными державами. И между НАТО и, например, Россией. Вот, если не будет таких конфликтов, не будет провокаций - не будет угрозы ядерной войны".
С другой стороны, нельзя сказать, что такие договоры о ненападении не нужны вовсе. Просто они выполняют иную роль.
"Они повышают уровень доверия между странами. Понимаете, если у нас есть договор о сокращении и ограничении ядерных вооружений, то он не только подразумевает сокращение таких вооружений, он подразумевает меры контроля, взаимного контроля. И когда вы контролируете своего вероятного противника, вы видите, что он не готовится к ядерной войне, что у него нет каких-то серий мероприятий, которые намекают на то, что он готов нанести удар по тебе, то повышается доверие между странами. И, естественно, нет психологического напряжения и готовности нанести ответный удар", - резюмировал эксперт.
Согласен с коллегой и эксперт российского совета по международным делам, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
"Знаете ли, это же ещё исторически сложилось так. Египетские фараоны говорили, что документ, в общем-то… Любой папирус, на котором зафиксировано соглашение, в общем-то, может быть в любой момент разорван, и оно ничего не стоит, если за ним не стоит частокол копий".
Ну, бросьте. Не Иран, а Китай!
Продолжая комментарий, Балмасов добавил. Свою роль в проблематике играет Китай. Действия США скорее направлены не на Россию, а на Пекин.
"Потому что сейчас китайцы активно совершенствуют свои ракетные носители. И, в общем-то, они начинают успешно воплощать в жизнь, чтобы своими ракетами достигнуть не только западного побережья Штатов, а в промышленном плане наиболее серьёзного всё-таки восточного. Это, получается, вот это побережье, где Нью-Йорк, где Бостон и так далее - чтобы, как говорится, народ не путался. Просто-напросто Трамп несколько более прямолинеен. И если раньше Штаты, в общем-то, пытались играть - кто ловчее обойдёт эти соглашения, - то сейчас всё более прямолинейно, да".
Ядерное обострение не нужно США
По всей видимости, США не заинтересованы в ядерном конфликте. Точно так же, как и Россия. Если и звучит риторика о ядерных ударах, нужно отличать политику от реальных действий, отметил Балмасов. Тогда зачем нужен договор?
"Это договор о намерениях - он, в общем-то, в любой момент может быть разорван. Так что никакой трагедии я в его неподписании не вижу. В общем, сейчас идёт игра, на мой взгляд, чисто политическая. И она, заметьте, меняет градус, наращивает градус относительно повышения этих конфронтационных ставок. Но это всё-таки политическая игра. И не нужно им доводить дело до какого-то серьёзного столкновения. И на самом деле тут Штаты гораздо больше волнует растущая мощь Китая, нежели, скажем, какая-то конфронтация с нами. Тем более, мы явно им дали понять, что, да, будем всеми силами, если нужно, защищать свои национальные интересы. Но готовы к диалогу. И здесь у нас меньше конфронтационных точек, даже чем с Китаем у Штатов. Потому что там ещё серьёзные экономические моменты. У нас таких моментов всё-таки нет".
Ядерное оружие разрабатывают все подряд?
Если страна вооружена слаба, если её позиции слабы, наличие договоров и их соблюдение - хоть какая-то гарантия мирного существования. С другой стороны, Балмасов говорит, что договоры по ядерному оружию, хоть их существует достаточно, не дают 100%-ной вероятности отказа от разработки ядерного вооружения:
"Работы ведутся везде, где только можно дотянуться до ракетно-ядерных технологий. Это не соблюдает практически никто".
В этой связи ядерные соглашения - это "работа для дипломатов". По большому счёту "ядерный" бой России и США - это политическая реальность, а "бумажки - для слабых стран".
"Она больше фиксирует намерения политиков, встречаться и пугать серьёзной конфронтацией. А по факту все, как говорится, куют свой арсенал. Мы с Индией, и с Пакистаном, и с Израилем, и с Северной Кореей отмечаем различные политические жесты, кто-то где-то там реактор уничтожил, тут же возникают два новых. Так что это в первую очередь бумажки - для слабых стран, со слабыми вооружёнными силами. И, опять, это не является панацеей. Мы знаем это на примере некоторых недавно павших режимов".
Свежие комментарии