Нашу инфосферу тряхануло заявление Рамзана Ахматовича Кадырова, который сделал весьма интересное заявление.
Две цитаты:
Россия - федеративное государство, в котором регионы могут быть инициаторами любых начинаний, и одним из таких начинаний сегодня должна стать «самомобилизация».
Я считаю, что каждый руководитель региона вполне в состоянии подготовить, обучить и укомплектовать хотя бы одну тысячу добровольцев.
Для отдельно взятого субъекта это не такое уж большое количество, я бы даже сказал, что это - минимум, который субъекты должны выполнить для начала. Зато в масштабах государства это внушительный военный контингент в 85 тысяч человек - почти армия!
Идея, скажем так, довольно интересная. Но нюансов в ней очень много и все они такие, угловатые и с шипами.
И самый главный здесь вопрос: а зачем? У нас есть почти миллионная армия, почти 400-тысячная Росгвардия, почти 400-тысячное МЧС с бронетехникой и вооружениями, есть система резерва БАРС, куда идут добровольцы. И еще надо?
Армия у нас зачем? Ипотеку льготную получать или все-таки выполнять те задачи, за которые они получают денежное довольствие, раннюю пенсию и все прочее?
Хорошо, 100 тысяч отправили в Украину. Вместе с «музыкантами», «барсиками», чеченскими формированиями, подразделениями ЛНР/ДНР, казаками, добровольческими независимыми формированиями. Мало? А что остальные 700 тысяч делают? Кукурузу охраняют?
Простите, человек подписал Контракт, в котором черным по белому сказано, что он подписывается воевать в случае получения соответствующего приказа. В чем проблема – не понимаю, но выглядит все весьма двусмысленно и говорит только о том, что российская армия небоеспособна и ее просто необходимо замещать добровольными формированиями. Ополчением.
Вообще это называется – докатились.
Я прекрасно понимаю, что Рамзан Ахматович исходит из реалий своей республики, которая, скажем прямо, не является ординарной. Чечня – это очень своеобразно что в плане уклада, что в плане народа, и, кстати, организация дел там тоже штука непростая.
Потому те вещи, которые в Чечне вполне себе нормальны и делаются «на раз», в других регионах могут «не взлететь по самым разным причинам.
Но пойдем по порядку.
«Россия - федеративное государство, в котором регионы могут быть инициаторами любых начинаний»
Согласен. В теории все именно так, на практике – увы. За примерами не надо ходить, достаточно вспомнить, какую «самостоятельность» проявляли губернаторы при борьбе с ковидом. Самостоятельно они могли во все глаза смотреть, что делают в Москве, а потом от и до копировать все там происходящее.
Если, например, брать мою область, то наш губернатор настолько «самостоятелен», что еще в мае заставлял жителей ходить в масках. Мотивация была анекдотичная, но пока из Москвы не рявкнули, он продолжал «борьбу» с ковидом.
Ну и да, всю эту зиму Воронеж не выходил из топ-пять по количеству заболевших.
Так что «инициатива губернатора» - это что-то такое мифическое. Вот если губернатору дать приказ из Москвы, вот тогда да, сам пойдет добровольцев на пункт приема загонять. Пинками. А если дать разнарядку в тысячу, то план будет перевыполнен, потому что рапорт надо составить покрасивее.
Это не Чечня и точка.
«Я считаю, что каждый руководитель региона вполне в состоянии подготовить, обучить и укомплектовать хотя бы одну тысячу добровольцев»
Эх, Рамзан Ахматович… Вам с вашей горы очень сложно понять, наверное, то, что творится в болоте. А там процессы совершенно иного характера происходят.
Я попробую взять и сделать этакую иллюстрацию. Волкодав может пойти с волками. Волк может пойти с волкодавами. Если переложить на людей. Они бойцы. Но ни волк, ни волкодав не пойдут за цирковым пуделем. Это, знаете ли, унизительно.
То, что Кадырова уважают в Чечне и за ее пределами – это факт. То, что наша власть в регионах падает все ниже и ниже – это тоже факт. Я не знаю, сколько добровольцев откликнулось бы на призыв нашего губернатора, может, взвод бы собрали. Но то, что все бы выглядело не как в Чечне – это просто уверен.
Я бы за своим губернатором никуда не пошел. Ни на задание, ни за водкой. Честно и откровенно. И точно знаю, не я один такой.
«Для отдельно взятого субъекта это не такое уж большое количество, я бы даже сказал, что это - минимум, который субъекты должны выполнить для начала».
Для начала… Вот это звучит, знаете ли, так, что поневоле начинаешь задумываться. Но возникают сразу вопросы: а чем, простите, будут заниматься военкоматы? Не много ли у нас стало структур, занимающихся этим делом? Армия, Росгвардия, БАРС (о нем в самое ближайшее время отдельно поговорим), «музыканты»… И еще губернаторские полки сюда же.
Армии скоро уже видно не будет. Заменят как есть. Армия будет ипотеку гасить льготную. У нее важнее задачи.
Но тут возникает вопрос: а кто будет одевать, обувать, экипировать губернаторские полки? Или термин «самомобилизация» предполагает, как с ковидом – самоизоляция и самолечение за свой счет? Но вообще даже не эти вопросы главные. О главном – в самом конце.
Вообще очень сомнительно все смотрится, если честно. Да, в Крыму уже набирают добровольцев, и они идут. Это понятно, потому что такими темпами ВСУ придет Крым забирать обратно. Понятно, что в Курской и Белгородской областях тоже будут желающие защитить свой дом от гостей с той стороны.
Кто будет платить? Опять граждане?
Я очень сомневаюсь, что идею Кадырова подхватят по всей стране. Причем, чем дальше от российско-украинской границы, тем слабее будет отклик. И это нормально. Так было и в 2014-м.
Но сейчас главный вопрос: броня, аптечки, тепловизоры, коптеры, планшеты, обувь – кто это будет закупать и предоставлять добровольцам? Губернаторы из областных бюджетов? Вот во что не верю, так это в областные бюджеты. Там никогда нет денег ни на что. Себе, как говорится, еле хватает.
В целом, порыв у Рамзана Ахметовича был весьма патриотичный, но… Вопрос именно в том, кто оплачивает банкет. Минобороны явно «не в теме», они своих контрактников не в состоянии оснастить по-человечески.
Да, части из Чечни на общем фоне смотрятся этаким спецназом по форме «И ни в чем себе не отказываем».
А уж как на самом деле будет выглядеть губернаторское ополчение… Наверное, на уровне украинской территориальной обороны.
Нет, регионы, особенно дотационные, не будут в состоянии оснастить свои добровольческие полки. Либо это будут оборванцы от Минобороны, по типу резерва БАРС.
Можно сказать, что выхода нет? Но вообще есть. И вам он наверняка понравится.
Но для этого стоит вспомнить практику Первой Мировой войны.
Да, первая Мировая реально была народной войной, в которой приняли участие все, от царя до детей в деревнях. То, что делала царская семья – красиво и полезно, но вообще пахал весь российский народ. Красный Крест вообще был организован исключительно на пожертвования. А это многого стоило.
Лучшие фронтовые врачебные отряды имели в своем составе врачей и сестер милосердия, были снабжены запасом одежды, медикаментов, имели полевые кухни и бани. Это были независимые медсанбаты, которые снаряжались, например, купцами первой гильдии Елисеевыми, владельцами сети известнейших гастрономов. По санбату организовали графини Елизавета Воронцова-Дашкова и Надежда Толстая (Волконская).
На фронтах трудились автомобильные санитарные отряды, основная задача которых состояла в быстрейшей доставке раненых от фронта до госпиталя. Обычно они создавались на коллективные пожертвования и носили имена в честь своих бенефициаров: Московского Румянцевского музея, Русского учительства, Балтийского клуба автомобилистов, Духовно-учебных заведений во имя преподобного Серафима Саровского, Российских мусульман.
В российских городах различные учреждения оборудовали за свой счет лазареты и госпитали. Страховое общество «Россия» в Петербурге устроило в своем здании госпиталь на 2000 коек, крупнейшая кожевенная фирма Брусницыных – лазарет на 250 коек, Азовско-Донской банк содержал лазарет на 32 койки, Учетный и ссудный банк – на 50 коек, Вольное экономическое общество – на 90 коек, Технологический институт – на 140 коек. И граждане не отставали.
Графиня Софья Панина создала лазарет на 162 койки, прихожане церкви Иоанна Предтечи на Лиговской – на 35 коек. Софья Коншина, вдова богатейшего текстильного магната отдала свой дом и 1,2 миллиона рублей на приют для 200 инвалидов войны. Нефтепромышленник Леван Зубалов организовал лазарет на 300 коек, потратив 450 тысяч рублей. Список можно продолжать до бесконечности, он огромен.
Но дальше, для связки, я приведу другой список. Из нашего, можно сказать, настоящего. Только по ту сторону границы или линии фронта.
Игорь Коломойский. Финансировал батальоны «Айдар», «Днепр-1», «Донбасс», Азов»
Олег Ляшко. Финансировал батальоны «Украина» и «Святая Мария»
Игорь Балута. Финансировал батальоны «Харьков-1» и «Слобожанщина»
Юлия Тимошенко. Финансировала батальон «Рух опора»
Список тоже можно продолжать, за каждым из 46 украинских тербатов обязательно стоит какое-нибудь ФИО, ибо война – это дело очень дорогое.
И вот идея: как мы все посмотрим на «Добровольческий полк имени Героя труда России Ротенберга»? Либо отдать такой полк под патронаж Потанина? Михельсона? Фридмана? Тимченко? В списке «Форбса» 88 миллиардеров. Как заметил Кадыров, у нас 85 регионов. Каждому олигарху (простите, крутому бизнесмену) дать на содержание такой полк. Дуров себя россиянином не считает, бог с ним.
Чем не идея?
Я бы только освободил от такой чести №1 рейтинга, Владимира Лисина. Очень уж мне нравится, сколько он на лечение детей от спинального артрита тратит денег. В среднем – миллиард в год.
В принципе, это для наших богатеев было бы честью, да. Яхта за 600 млн долларов – это здорово, но… фрегат намного дешевле. Ну вы поняли, в чем намек. Конечно, многие это будут делать тихонько, чтобы под санкции не влететь, но в любом случае, им это легче, чем обычным гражданам.
Однако возникает самый подлый вопрос ниже пояса:
КАКОЙ СТАТУС БУДУТ ИМЕТЬ ЭТИ БОЙЦЫ?
И это самый важный вопрос. Для бойцов. Я ради него даже опущу тот факт, что сама по себе идея создания еще одной военной структуры в России – так себе. По большому счету, военкоматы, которые уже не знают, как затащить людей в армию, получат определенную поддержку. Точнее, голова будет болеть не только у военкомов, но и у губернаторов.
Что же, посмотрим, насколько они, губернаторы, с этим справятся.
Вернемся к статусу. Если это как у тех, кто решил сунуться в систему БАРС, то только сочувствую. Получается, что это самое нормальное ополчение. Самособрались, самоэкипировались, самоподготовились и пошли самообороняться. А потом самолечиться и самореабилитироваться за свой счет, потому что ополчение никакого отношения к МО РФ иметь не будет, а значит, военные госпитали с подготовленными специалистами именно по военным ранениям, будут не для них. И, соответственно, выплаты, положенные нормальным участникам боевых действий.
Как это ни странно, юридический статус сегодня важен даже больше, чем финансовая сторона. Если это губернаторское ополчение не будет иметь настоящим образом регламентированного документами принципа применения и всего последующего за этим – грош цена этому ополчению.
И опять же, все это не дает ответа на вопрос о том, где же армия России и почему так срочно надо организовывать ополчения.
Так что предложение уважаемого Рамзана Ахматовича рационально, но в нем придется учесть очень много юридических и финансовых нюансов, без решения которых эта затея обречена на провал.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии