Прага готова пойти на разрыв отношений, а мы?
Первый вице-премьер Чехии Ян Гамачек допустил возможность высылки из Праги всех российских дипломатов. Соответствующее сообщение чиновник разместил на своей странице в Facebook, комментируя высылку 20 сотрудников чешского посольства в Москве.
«Я ожидал немного иной реакции с российской стороны, но хорошо. Мы должны распределить по фазам [ответ Праги на выдвигаемые в адрес Москвы обвинения вокруг взрывов в деревне Врбетице]. Сегодня пришел черед [лишенного права на участие в тендере на строительство энергоблока на АЭС] Росатома, которых их [Россию] не порадует. Мы должны посоветоваться о дальнейших вариантах. Я готов ко всему — и на строительство отношений [Праги и Москвы] с самого нуля. Это означает, что мы отправим их всех домой».
Ранее во вторник, выступая в парламенте, премьер-министр Чехии Андрей Бабиш назвал высылку сотрудников посольства в Москве «недопустимой и неприемлемой», добавив, что в Праге готовят «дальнейшие шаги» в адрес РФ.
Утром 21 апреля МИД Чехии объявил, что планирует новую высылку российских дипломатов. В тот же день новый глава МИД
Якуб Кулганек в беседе с российским послом Александром Змеевским потребовал, чтобы Москва вернула 20 чешских дипломатов на свои должности в посольстве. Это решение должно быть принято до полудня четверга, 22 апреля.
«Все высланные сотрудники посольства Чехии должны быть возвращены на свои места в Москве. Решения ожидаем до 12:00 четверга. Если оно не будет принято, то мы приступим к варианту приведения штатов обоих посольств в паритетное соответствие по численности сотрудников»,— заявил он журналистам.
Впрочем, в Москве отреагировали на чешские демарши спокойно, но жестко. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, намерена ли Москва рассматривать требование чешского министра, заявил ТАСС: «Именно сегодня в послании президент Путин говорил о бесперспективности разговоров с нами в стилистике требований».
Неужели чехи и впрямь готовы к полному разрыву отношений?
— Слова Гамачека — это фигура речи, — уверен исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO, кандидат политических наук Станислав Бышок. — Разрыв отношений между странами происходит только во время войн — настоящих, а не воображаемых, — но и тогда коммуникация сохраняется через посольства третьих стран. Вряд ли Прага и Москва решат настолько усложнить себе жизнь, чтобы прибегать к общению через внешних посредников, когда есть специально обученные собственные дипломаты, которым платятся зарплаты ровно за эту деятельность.
Отношения между странами могут ухудшаться и дальше, при этом не приводя к остановке работы посольств. Вместе с тем, конечно, инцидент семилетней давности со взрывом на складе боеприпасов, в котором обвиняют представителей российских спецслужб, всплыл на поверхность — и очевидно, что это долгоиграющая история, где стороны не будут проявлять желания начать диалог по существу.
«СП»: — Если вдруг такое произойдет, Россия ответит зеркально или даже еще жестче? Чехи уже жалуются, что работа их посольства в Москве парализована…
— Отвечать можно и зеркально, и асимметрично, и словами, и действиями. Набор реакций практически неограничен. Вопрос не в них, а в целеполагании. Всё-таки разборки подростков на школьном дворе — это совсем не то, что отношения государств. Дипломатия как раз и существует, чтобы страны не скатились в состояние войны всех против всех, описанной Гоббсом. Понятно, что дипломаты, в отличие от нефти, — это ресурс возобновляемый: можно выслать, можно импортировать обратно, никто не пострадает. Но какова здесь цель? Продемонстрировать Чехии, что Россия — великая держава? А Чехия разве в этом сомневается? А если выслать дипломатов, то перестанет сомневаться? Это несерьёзно.
«СП»: — Гамачек говорит, что готов к строительству отношений Праги и Москвы с самого нуля. Это как? На каких-то их условиях? Кому эти отношения более нужны, нам или им? И обязательно ли их разрушать, чтобы заново выстроить?
— С точки зрения коллективного Запада, отношения ухудшаются вследствие агрессивных действий России, на которые этому самому Западу приходится коллективно отвечать. В риторике российского официоза картинка выглядит строго противоположным образом: Москва в ранний постсоветский период шла к Западу с распростёртыми объятиями, а Запад этой дружбы не принял и стал расширять НАТО и ЕС дальше к российским границам, а заодно поддерживать антироссийские силы на периферии страны, с чем Москва не могла смириться и поэтому вынуждена была отвечать. Такая зеркальная картинка вырисовывается без каких-то очевидных точек соприкосновения.
«СП»: — Это уже не первый русофобски выпад со стороны Чехии, достаточно вспомнить историю с памятником. Но чехи не природные русофобы, как поляки и прибалты, откуда это?
— Памятник маршалу Коневу, который освобождал Прагу от гитлеровцев в 1945 году и участвовал в подавлении «пражской весны» в 1968 году, был создан чешским скульптором и по решению совета соответствующего пражского района демонтирован. Демонтаж не был решением Чехии как таковой, это решение конкретного районного совета, в чью компетенцию этот вопрос и входит.
Что же касается взрывов на складах боеприпасов в чешской Врбетице в 2014 году, когда погибли два человека, — это уже общенациональная история совсем другого уровня, причём не символического, как в случае с памятником Коневу, а вполне конкретного. В связи со взрывами чешская полиция объявила в розыск двух россиян, которых мы знаем под разными фамилиями, в частности Петрова и Боширова. Таким образом, представляется целесообразным рассматривать все эти обстоятельства по-отдельности, а не сваливать в один мешок с надписью «Русофобия».
Очевидно, что если отечественная полиция вдруг объявит в розыск иностранных граждан из страны-члена НАТО по подозрению в организации взрыва склада боеприпасов на российской территории, в результате которого есть жертвы, то мы отнесёмся к этой информации с некоторым вниманием. Хотя среди нас, разумеется, будут и те, кто скажет, что полиция просто хочет отвлечь граждан от внутренних проблем или что-то в таком духе.
«СП»: — Если говорить об исторических обидах (подавленная «пражская весна»), то и мы можем вспомнить про памятники чешским легионерам, открытые в городах Транссиба, и восстание чехословаков в 1918—1919 гг., генерала Гайду, и как они зверствовали и грабили, отправляя награбленное эшелонами на Родину через Владивосток… Стоит ли все это ворошить? Эти факторы будут еще влиять на наши отношения с чехами?
— Войны исторической памяти, в отличие от настоящих войн, — дело весьма увлекательное, но контрпродуктивное. Принцип коллективной ответственности за преступления прошлого, реальные или мнимые, государственные или частные, — совсем скверная штука, хотя она и всплывает то здесь, то там, когда пытаются текущие международные отношения «вывести» из неких исторических закономерностей.
Один из историков называет подобных подход «принципом вечности»: сегодня положение дел таково, потому что оно таким всегда было и, видимо, таким и останется — все изменения, весь прогресс представляет собой иллюзию, а на самом деле всё более-менее стоит на месте. Россия, якобы, как и столетия назад, тянет свои медвежьи лапы к сердцу Европы — или, наоборот, неотевтонская Европа (а что, Германия — это же центр Евросоюза, следовательно, это неотевтоны и есть) продолжает свой тысячелетний «натиск на Восток». Красиво, поэтично, хотя и глуповато. Но кого это когда-нибудь останавливало?
— Уже давно стал привычным тот факт, что страны Восточной Европы и Прибалтики выступают с куда более отмороженных антироссийских позиций, чем Западная Европа, — поясняет координатор партии «Другая Россия Э. В. Лимонова» Андрей Дмитриев. — Поэтому мы очевидно имеем дело со скоординированной атакой со стороны Польши и Чехии, за которыми стоит администрация Джозефа Байдена. Придумали очень смешную версию с причастностью России к взрывам во Врбетице. Спрашивается, почему понадобилось 7 лет это расследовать? И в итоге выйти на Петрова и Боширова. Это люди реально уже выглядят какими-то супергероями из комиксов!
И вот в срочном порядке назначенный новый министр — Якуб Кулганек — выдвинул… ультиматум. Типа пусть Москва вернет обратно высланных в зеркальном порядке чешских дипломатов. Совсем охамели, ультиматумы ещё России будут объявлять! Думаю, в такой обстановке вполне может дойти дело и до разрыва отношений.
К счастью, многие чехи не разделяют таких позиций своих властей. Скажем, когда год назад мы протестовали против сноса в Праге памятника маршалу Ивану Коневу, нам много писали из Чехии, выражая согласие с акциями по этому поводу и сообщая, что возмущены не меньше нашего.
Установленные же в России памятники Чехословацкому корпусу, который прославился своим зверствами в ходе Гражданской войны как против красных, так и против белых, — это вообще бред чистой воды. Как и репрессии против парней, который ударили по нему кувалдой в Челябинске… Вот бравый солдат Швейк в Петербурге близ улицы придумавшего его Ярослава Гашека — пусть стоит, к нему претензий нет.
Общая ситуация в международных отношения накалена и стремительно деградирует. Причем наш МИД выглядит как-то слишком старомодно и благостно с отсутствием ответов по сути на наглые выходки наших заклятых «друзей». Да и Владимир Путин от которого ждали в ходе послания, к примеру, признания ЛДНР в ответ на враждебные шаги Запада, этого не сделал. И вообще уделил внешней политике 5 минут, и то в основном Александру Лукашенко. Это не соответствует серьезности ситуации. Украинские войска вон спокойно продолжали Донбасс обстреливать во время его речи. Так можно потерять инициативу окончательно… Этот ли человек, спрашивается, решился в свое время на присоединение Крыма к России?
Свежие комментарии