Новая тысячная купюра вызвала скандал всероссийского масштаба
Новые банкноты номиналом 1000 и 5000 рублей, запущенные в оборот с 16 октября, стали наглядной иллюстрацией крылатой фразы Владимира Ленина — «формально правильно, а по сути издевательство».
В новом дизайне пятитысячной купюры использованы уральские мотивы — стелы «Европа-Азия» и «66-параллель», памятник «Сказ об Урале».
К этой банкноте претензий нет. А вот художественное оформление купюры номиналом 1000 рублей больно щелкнуло по самой консервативной струне в душе у православных россиян.Композиция на «штуке» включает в себя изображения исторических зданий Нижнего Новгорода — Никольской башни кремля, Уфы — музей археологии и этнографии, а также башни Сююмбике и Дворцовой церкви в Казани. Так что режет русский глаз в этом соседстве образцов национальной архитектуры? А вот что: на башне Сююмбике сияет мусульманский полумесяц, а Дворцовая церковь изображена без крестов на куполах.
Религиозная дисгармония вызвала бурю гнева у православных активистов. Как высказался священник РПЦ, блогер и телеведущий Павел Островский: «товарищи совсем страх потеряли», изображая минарет с полумесяцем и рядом храм без креста.
В свою очередь, лидер православного движения «Сорок сороков» Георгий Солдатов, оперативно написал заявление в «органы» с требованием найти виновных в умышленном унижении символов православия. Изображение церкви без креста, а башен кремля без российского двуглавого орла, на фоне минарета с полумесяцем — это, по мнению Солдатова, типичное «возбуждение ненависти, либо вражды».
Нюанс в том, что вражду и ненависть «возбуждают» не дизайнеры купюр, а сама нелепая реальность, в которой мы живем. Дворцовая церковь — это бывшая церковь, а ныне «Музей истории государственности татарского народа». Изображение на купюре строго документально: на Дворцовой церкви в Казанском кремле, действительно, нет крестов — их сняли еще во времена Советского Союза. А на башне Сююмбике полумесяц есть.
Собственно, это несколько объясняет хладнокровный ответ официальной РПЦ на вопрос об отсутствии крестов: «это не церковь, а музей». Надо было бы добавить, что прежде в церкви располагалась пролетарская столовая, и все поняли бы «ничтожность» предмета спора. А так, краткое объяснение РПЦ поняли не все.
Большинство граждан России не поняли, потому что не являются фанатами истории Казанского кремля. Люди видят изображение церкви и минарета. Минарет с полумесяцем, церковь — без креста. Точка. Вот если знаменитые императорские 100-рублевые банкноты с изображением Екатерины Великой носили в народе ласковое прозвище «катька» (а 500-рублевые, соответственно, «пятикатька»), то как будут называть купюры образца 2023 года — «беспоповками»?
Сами жители Казани, оказавшиеся в географическом центре религиозно-политической дискуссии, теперь пишут в Сети, что в столице Татарстана много прекрасных памятников архитектуры. Вовсе не обязательно было помещать на банковский билет кадр, несущий в себе потенциал раздора. Но дело не в оформителях купюр, или склочности активистов, или невозмутимости РПЦ. Ведь кресты с публичных изображений храмов пропадают массово. Пример навскидку: посмотрим на панно в московском аэропорту Шереметьево имени Александра-свет Пушкина. Церкви в стилизованных кудрях поэта есть, а крестов на куполах — нет.
Отгадка этой загадки проста, по сути. Современный клан управленцев, относится к России, как к музею России, в котором временами надо стирать тряпкой пыль с экспонатов, будь то церковь, или станок с ЧПУ.
Если какая-то деталь отвалилась — не страшно, все равно — мертво, не работает, «секретные технологии» утеряны. Работают только деньги, вот их и надо совершенствовать. Но в этой истории с купюрами, важно отметить такой момент: скандал показал, что власть ходит по очень тонкому льду. Не все экспонаты мертвы. Так что, если модернизировать, то лучше стирать с купюр ноли, а не кресты.
Свежие комментарии