На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 409 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    А сколько еще подобных тварей в резерве?Вот такая тварь з...
  • вера
    до омерзения.....и как только пересекут границу-тут же выливается все дерьмо......а где были ,родимые, раньше..кто от...Вот такая тварь з...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Те кто в России "умеют жить", на самом деле просто сидят на шее у тех, кто умеет работать!… Власть коррумпирована по ...Сытый бюджетник —...

Самый уникальный мотоброневагон в истории

Самый уникальный мотоброневагон в истории
Мотоброневагон «Заамурец». Модель в масштаба 1:87. Работа Ю. Пивкина. Компания "Major models", Пенза. Фотография автора


Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
Откровения Иоанна Богослова, 9:17

История оружия. Уже сталкивался на «ВО» с мнением некоторых читателей, утверждавших, что в царской России ничегошеньки путного не было, ни ученых мирового уровня, ни открытий мирового значения, а уж техника и вовсе хромала, и отчасти действительно так и было. Но только отчасти. Наши инженеры умели удивлять и подчас создавали настоящие технические шедевры. Вот и в годы Первой мировой войны случилось нечто подобное…


Вид броневагона в своем изначальном облике. Вооружение в куполообразных башнях – пушки Норденфельда калибра 57-мм с высокой скорострельностью. Благодаря особенности башенных установок эти орудия можно было использовать для стрельбы по аэропланам. То есть перед нами не просто мотоброневагон, а еще и зенитный мотоброневагон!

А было так, что опыт уже первого года войны показал, что бронепоезд, как орудие войны, имеет ряд существенных недостатков. Он большой, то есть хорошая цель, выдает себя облаками дыма и пара, а самое главное, несмотря на большие размеры, он достаточно слабо вооружен. Сам собой напрашивался вывод сделать бронепоезд в виде одного единственного вагона с дизельным двигателем и вооружением в башнях.

И уже осенью 1915 года подполковник Бутузов, начальник отдела железнодорожных войск и полевых железных дорог управления военных сообщений Юго-Западного фронта, представил проект такого самоходного броневагона. Двигатель — дизель, значит, нет дымовой трубы и клубов дыма и пара, управление огнём, которое на обычных бронепоездах при повреждении связи с бронеплощадками здесь принципиально не могло быть нарушено, ну а мощное вооружение и надежная броня должны были еще больше повысить ценность данной машины войны.

Работой занялась бывшая Заамурская ремонтная бригада, трудившаяся в Одесских мастерских Юго-Западной железной дороги. О важности работы свидетельствует тот факт, что строительство броневагона контролировал генерал-майор М. В. Колобов, причем доклады о его ходе в Ставку Верховного Главнокомандующего отправлялись еженедельно. Уже 16 ноября мотоброневагон, названный в честь своих создателей «Заамурец», отправили на показ царю в Ставку.

В силу особенностей своего вооружения «Заамурец» весной и летом 1917 года использовался в качестве зенитной самоходной установки в зоне действия 8-й армии Юго-Западного фронта. После чего в сентябре убыл в Одессу на ремонт, где и встретил Октябрьскую социалистическую революцию.

Когда в январе 1918 года одесские большевики начали восстание, «Заамурец» также вступил в бой и активно поддерживал красные войска. А вот дальше он попал в руки анархистов, которые разъезжали на нём по Юго-Западной железной дороге и взимали «контрибуции в пользу Советской власти» водкой и салом. Безобразия эти закончились, когда революционными матросами А. В. Полупанова он был отбит и стал использоваться в составе бронепоезда № 4 «Свобода или смерть» (другое название «Полупановцы»).

Вплоть до мая 1918 года «Заамурец» вместе с бронепоездом № 4 «Свобода или смерть» действовал у городов Одессы и Мелитополя, а затем убыл на Восточный фронт. Там 22 июля в бою за Симбирск мотоброневагон и бронепоезд были потеряны красными, но «Заамурец» не пропал, а оказался в руках у чехословаков. А те в свою очередь прикрепили его к бронепоезду чехословацкого корпуса «Орлик» и перевооружили (57-мм орудия Норденфельда, стоявшие в его башнях, оказались без снарядов) трехдюймовыми пушками 1902 года. В таком виде мотоброневагон циркулировал по Транссибирской магистрали летом 1919 года, обеспечивая ее безопасность.


Модель мотоброневагона после модернизации. Пушки пока ещё старые, но башни уже новые, увеличенного объема, и снабжены командирскими башенками. Количество пулеметов уменьшено, но зато они снабжены броневыми щитками...

Тут надо заметить, что «Заамурец» был на то время самым настоящим шедевром военно-технической мысли. Имел два дизеля фирмы «Фиат», динамомашину, телефонную связь, имел два скорострельных орудия и десять пулемётов. Несмотря на большой вес, он отлично преодолевал крутые подъёмы, имел скорость 45 км/ч и даже мог передвигаться на одном двигателе! Бронеплощадки «Заамурца» получили новые броневые башни – всё также полусферической формы, но при этом более высокие.


Внутри пулемётного каземата мотоброневагона «Заамурец»

Став боевой единицей чехословацкого корпуса, «Заамурец» (теперь уже «Орлик») потрудился и на дипломатическом поприще — сопровождал американскую дипмиссию на встречу с адмиралом Колчаком в Омск. Участвуя в боях, он показал себя с наилучшей стороны. Мог быстрее обычного бронепоезда сменить позицию, его было труднее засечь и, следовательно, уничтожить.


Интересно, что существует даже снятой в те годы киносюжет, на котором этот мотоброневагон хорошо виден в движении…

Когда в 1920 году Чехословацкий корпус начал эвакуацию из России, «Орлик» попал в руки японских интервентов, но находился у них недолго, так как те передали его местным белогвардейцам. Интересно, что чинить его практически не пришлось, хотя он и проехал тысячи километров от Киева и Одессы до Москвы, Симбирска, Иркутска, Читы и Владивостока, поучаствовав при этом в сотнях боев. Будучи в составе «Белоповстанческой армии» генерала В. Молчанова, он принял участие в «Хабаровском походе» и во взятии Хабаровска 22 декабря 1921 года. Но долго удерживать город генерал не смог и начал отступать. При этом командир броневагона полковник Чехов решил больше не воевать и увёл бронепоезд в Харбин, причем вместе со всем его экипажем.


Перед уходом в Китай

М. Коломиец и И. Дроговоз в своей книге «Броня русской армии» написали, что в 1924 году «Заамурец» вместе с чешским «Орликом» под командованием все того же полковника Чехова в составе войск Чжан-Чзу Чана участвовал в боях против Народно-революционной армии Китая. И советские военные советники в составе НРА сообщали, что бронепоезда Чехова наводили прямо-таки ужас на китайских солдат. Затем уже в 1925 году мотоброневагон с русским экипажем сфотографировал американский военный атташе. Ну а в 1931 году он вроде был захвачен японцами в Маньчжурии и затем какое-то время служил ещё и в Квантунской армии!


Владивосток, 1920 год.


«Орлик» в Китае, 1925 год

В любом случае только с чешскими легионерами этот мотоброневагон прошел около 9300 километров по Транссибирской магистрали от Москвы до Тихого океана. Он сыграл важную роль в сопровождении не менее чем 259 эшелонов с легионерами от Пензы до Владивостока. О том, сколько всего при этом было вывезено из Советской России, здесь вряд ли имеет смысл говорить, но вот, что у всего этого богатства был еще и такой вот прекрасный «конвоир», история никогда не забудет!

Что же касается самой модели, то сделана она очень современным способом – распечатана из специального пластика в технологии 3D. Ходовая часть стандартная от подобных железнодорожных моделей: подогнанная под размеры корпуса рама, пары колес, микроэлектродвигатель, токосъемники и редуктор. Рельсы покупные, так же как гравий и трава.

Есть и другой вариант изготовления подобной модели для тех, у кого нет возможности использовать технологию 3D. Все детали корпуса, и даже полусферические башни, делаются из тонкого листового полистирола, который склеивается полистирольным клеем. Все заклепки прочеканиваются на корпусе изнутри до разрезания на «броневые листы», что позволяет не сминать края вдоль линии разреза. То есть сначала изнутри чеканить, а затем уже резать. Аналогичным образом корпус можно сделать из тонкого латунного листа: сначала прочеканить заклепки, а затем всё спаять.

Полусферические башни легко выдавливаются при помощи деревянных шариков подходящего размера, ну а шарики эти продаются в магазине «Леонардо». Лист полистирола нагребают над газом или свечкой, а затем берут шарик и вдавливают его в полистирол. Лишнее обрезают, и башня практически готова. Тонкие стержни – китайские зубочистки либо вытяжки из литников от сборных пластиковых моделей. Красится модель с помощью аэрографа, но можно это сделать и кисточкой, используя для этого акриловые краски.

P.S. Автор и администрация сайта выражают глубокую признательность Ю. Пивкину за предоставленные фотографии изготовленной им модели мотоброневагона «Заамурец».
Ссылка на первоисточник
наверх