Эксклюзив Новостного агентства «Харьков»
В Киеве постоянно говорят о недопустимости сотрудничества и торговли с Россией, однако многие украинские предприятия все равно заключают и продлевают контракты с РФ в разных сферах - в энергетике, металлургии. От поставок не отказываются заводы, в том числе химической отрасли.
Не стал исключением и автопром.Недавно российские дилеры марки Lada заявили, что будут выпускать на Запорожском автомобилестроительном заводе (ЗАЗ) универсал Lada Largus. Более того, в различных СМИ России и Украины появились сообщения о запуске производства. Кстати, на Украине сегодня продаются как минимум три модели Lada, собранные в Запорожье: универсал Largus, кроссовер XRay и компакт-кар Vesta.
Что там с «агрессором»?
Дела у украинской промышленности после 2014 года идут очень плохо. Чтобы избежать закрытия, предприятия готовы ухватиться за любой контракт, поскольку реальную помощь или большой заказ от Киева можно получить только в военной сфере (модернизация и производство бронетехники). ЗАЗ является частью корпорации «УкрАвто», которая много лет вела переговоры с разными производителями о хоть какой-то загрузке простаивающих мощностей. Похоже, Россия оказалась для нее идеальным вариантом.
Впрочем, как отметил в беседе с корреспондентом Новостного агентства «Харьков» руководитель проекта «Открытая аналитика» политолог Роман Травин, вопрос о сборке новых моделей Lada на Запорожье еще не решен, хотя на сегодняшний день выпущено ограниченное количество автомобилей в тестовом режиме:
«Запорожский автозавод находится в затяжном кризисе, поэтому его менеджмент рассматривает самые разные варианты сохранения предприятия. А речь сегодня идет уже именно о том, сохранится ли предприятие или нет. Заводы юго-востока Украины имеют большой опыт сотрудничества с российскими партнерами, и многие из них даже в нынешних условиях пытаются работать с РФ. Большинство из них точно с радостью бы развивали сотрудничество с Россией, если бы им не мешали».
Политолог подчеркнул, что модельный ряд Lada найдет на Украине большое количество лояльных покупателей. Однако, к сожалению, для успешного сотрудничества сейчас существует масса преград идеологического характера. Видимо, опасаясь травли и обвинений в «зраде», официальные представители ЗАЗа до последнего старались не афишировать факт переговоров.
«Что касается того, будет ли к этому спокойнее относиться нынешнее руководство страны, то думаю, что да – будет поспокойнее. Отчасти потому, что глава Украины Владимир Зеленский немного более умеренный политик, чем экс-президент Порошенко. Но во многом благодаря тому, что у Зеленского, в отличие от Петра Алексеевича, нет своего автомобильного бизнеса, соответственно, нет личных интересов в этой сфере», – добавил Роман Травин.
Есть ли у промышленности Украины выбор?
Русофобия и антироссийская повестка правительства мало интересуют украинские предприятия, поскольку они заняты противодействием спаду производства. Вместе с тем РФ предлагает уникальные предложения сотрудничества. Нельзя забывать и о том, что страны раньше были одним целым - их промышленность «заточена» под кооперацию. Кроме того, есть еще и вопрос рынков сбыта. Об этом Новостному агентству «Харьков» рассказал промышленный эксперт кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
«Для ЗАЗа сборка российской Lada Largus на сегодняшний день – единственный способ спасения от гибели. Конечно, у Запорожского завода есть собственный модельный ряд автомобилей, однако если бы они были востребованы на Украине, то ЗАЗ не простаивал бы с 2018 года. Машины же марки Lada пользуются спросом в стране за их надежность. К тому же Renault – чуть ли не единственный зарубежный автоконцерн, готовый платить за сборку автомобилей на мощностях ЗАЗа, поэтому правительству Украины нет смысла с ним ссориться», – подчеркнул эксперт.
Хазанов напомнил, что предприятиям на Украине невыгодно отказываться от партнеров в России, поскольку на ней многое завязано. Например, химические заводы на Украине получают немало российского аммиака, без которого они бы работали с крайне низкой загрузкой. Да и как рынок сбыта Россия очень привлекательна. Поэтому идеология идеологией, а кушать хочется всегда: в украинском бизнесе отлично понимают смысл этой простой истины
«Правительство же Украины может закрыть глаза на «измену» национальных промышленных компаний, не желая углублять экономический кризис. Я даже допускаю, что на словах оно будет осуждать эти действия, но мешать не станет. Владимир Зеленский и Денис Шмыгаль - умные люди, поэтому, как бы они ни критиковали Россию, жесткая конфронтация с ней им невыгодна. Да и Европейский Союз и США не будут помогать Украине, так как она для них ценна не более, чем детская погремушка», – подытожил Леонид Хазанов.
Свежие комментарии