В советское время русско-японскую войну 1904-05 гг. историки пытались представить, как позорный крах военной машины Российской империи, руководимой бездарными генералами и адмиралами. Отчасти это было правдой, ведь Россия действительно не подготовилась к войне, которую в Санкт-Петербурге представляли лёгкой прогулкой. Совершенно не были учтены успехи Японии в модернизации армии и флота, а также объективные сложности с логистическим обеспечением Дальнего Востока и Маньчжурии. Всё это трагически отозвалось во время боевых действий, когда многие просчёты исправлять было уже поздно.
Японцы практически сразу попытались захватить главную базу русского Тихоокеанского флота в Порт-Артуре, однако столкнулись с упорным сопротивлением и были вынуждены приступить к правильной осаде. При этом морские силы русской крепости оказались заблокированы японским флотом и не смогли выйти на оперативный простор, чтобы наносить ущерб японским торговым, военным и транспортным кораблям.
Эту опасную и трудную задачу взял на себя Владивостокский отряд крейсеров, стоявший гораздо севернее Порт-Артура. Японцы изначально недооценили его значение и позволили русским кораблям совершить несколько болезненных рейдов в собственные воды. Самым большим успехом эскадры стало потопление в Корейском проливе транспорта «Хитаци-Мару», который вёз под Порт-Артур 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа, способных успешно крушить оборонительные укрепления Порт-Артура. Это вызвало сильный гнев японского командования, ранее убеждённого в том, что оно полностью контролирует ситуацию. Вице-адмиралу Камимуре Хиконодзё было приказано во что бы то ни стало найти русскую эскадру и уничтожить её.
Владивостокский морской отряд, которым командовал контр-адмирал К.П. Иессен, состоял из крейсеров «Рюрик», «Россия», «Богатырь», «Громобой». Этих сил не хватало для больших сражений с японским флотом, однако было вполне достаточно для небольших операций в прибрежных водах. Вплоть до августа 1904 года дела шли вполне успешно, пока не пришёл роковой приказ, предписывающий кораблям выйти в море на соединение с прорывающейся из Порт-Артура эскадрой контр-адмирала В.К. Витгефта.
К сожалению, прорыв из осаждённой русской крепости оказался неудачным, однако Владивостокский отряд об этом не знал. Как и было приказано, он выдвинулся на юг, чтобы оказать поддержку товарищам по оружию. Возле острова Цусима (роковое для русских слово) русские крейсеры столкнулись с японским флотом, который путём удачных манёвров смог окружить наши корабли. Начался тяжёлый бой, в котором превосходство было на стороне японцев.
Тяжелее всего пришлось «Рюрику», который имел слабую броневую защиту и уступал японским кораблям в скорости. «Громобой» и «Россия» прилагали огромные усилия, чтобы его спасти, однако сами оказались в критическом положении. Их попытки оттянуть на себя часть сил врага успеха не имели, но поставили «Рюрик» в безнадёжное положение. В конце боя он сражался один против 14 вражеских кораблей.
Несмотря на гибель большого количества матросов и офицеров, русские моряки не собирались сдаваться. Возглавивший экипаж после смерти капитана лейтенант Константин Петрович Иванов приказал держаться до последнего. Вражеский огонь превратил русский корабль в кровавое месиво из мяса и железа, однако моряки всё равно продолжали стрелять из орудий. Лишь когда стало очевидно, что дальнейшее сопротивление невозможно, Иванов приказал открыть кингстоны и затопить «Рюрик». Корабль ушёл под воду на глазах у изумлённых японцев, умевших ценить мужество.
К счастью, японцы на этот раз проявили милосердие и выловили часть экипажа из воды. После плена Иванов и его соратники вернулись в Россию и были восторженно встречены российским обществом. Так закончилась славная эпопея «Рюрика», который погиб, но не сдался врагу. Он показал японцам и всему миру, что даже обычные русские матросы и офицеры могут быть героями, любящими свою Родину больше, чем жизнь.
Заглавное фото. Броненосный крейсер «Рюрик» во Владивостоке, начало ХХ века.
Свежие комментарии