Вместо Германии газовым хабом для всей Европы с подачи России станет Турция
Москва может перенаправить поставки газа в черноморский регион и компенсировать таким образом утраченный объем транзита по «Северным потокам», считает президент России Владимир Путин. По его словам, Россия могла бы создать в Турции «крупнейший газовый хаб» для поставок в Европу.
«По „Турецкому потоку“ транзитируется сейчас в Европу 14 млрд куб. м газа. Не такой уж большой объем, но приличный. <…> Утраченный объем транзита по „Северным потокам“, по дну Балтийского моря, мы могли бы переместить и в регион Черного моря и сделать таким образом основными маршрутами поставки нашего топлива, нашего газа природного в Европу [маршруты] через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы. Если, конечно, в этом заинтересованы наши партнеры», — заявил он на заседании международного форума «Российская энергетическая неделя», добавив, что такой шаг был бы экономически целесообразен, а безопасность подобного маршрута, «судя по последним событиям, конечно, значительно выше».
Комментируя предложение Путина, глава «Газпрома» Алексей Миллер, заявил, что технически компания готова построить газотранспортные мощности.
«Что касается хаба, без сомнения, можно рассматривать вопрос торговой площадки на границе Европейского союза и Турции», — уверен он.
В ответ турецкий министр энергетики и природных ресурсов Фатих Донмез заявил, что впервые услышал об этом, но расценивает предложение как «совершенно возможное».
«Наверное, еще очень рано говорить о том, что мы знаем, как это сделать. Для нас это новое предложение. Нам нужно какие-то юридические вопросы, торгово-экономические вопросы, технические моменты обсудить», — так Донмез прокомментировал идею российского президента.
Напомним, Россия поставляет газ в Турцию по двум трубопроводам: «Голубому потоку» и «Турецкому потоку». Первый из них с объемом 15,98 млрд куб. м предназначен для поставок газа только на турецкий рынок. Первая из двух ниток «Турецкого потока» (15,75 млрд из 31,5 куб. м) также поставляет газ турецким потребителям, вторая используется для снабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы.
Кроме того, через Турцию проходит Южный газовый коридор, состоящий из Южнокавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), турецкого Трансанатолийского газопровода (TANAP) и Трансадриатического газопровода (TAP), ведущего в Южную Европу. Кроме того, Анкара планирует весте с Тель-Авивом начать обсуждение строительства газопровода к израильскому месторождению Левиафан. Эту магистраль с самого начала назвали альтернативой поставкам российского газа на юг Европы.
Таким образом, Турция уже фактически является серьезным газовым хабом для Европы, а после уничтожения «Северных потоков» и расставания Германии с надеждой стать таковым — и вовсе единственным. Но ведь именно усиления роли Турции опасались многие эксперты.
— Действительно, Турция уже де-факто превратилась в крупнейший газотранспортный хаб и активно использует свое выгодное географическое положение между Европой, Ближним Востоком и государствами бывшего СССР, — отмечает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: — Если говорить о перенаправлении объемов с «Северных потоков», это ж надо строить новые трубопроводы или как? За чей счет?
— Да, это наверняка потребует дополнительных вложений в строительство новых нитей газопровода, оборудование газохранилищ и т. п. Насколько все это оправданно и с какими политическими и экономическими рисками связано — отдельный вопрос, требующий тщательного изучения. Деньги, потраченные на «Северный поток-2», в буквальном смысле вылетели в трубу. Как бы здесь не получилось то же самое.
«СП»: — А Европе это нужно? Она же решила отказаться от российского газа? Или перекупать его у Турции не считается? Насколько при такой перекупке вырастет цена? Она будет выше, чем была при «Северных потоках»? Европу она устроит?
— Да, думаю, смысл именно в этом — продавать Европе российский газ под видом уже как бы не российского. Конечно, цена на газ из-за этого возрастет. К тому же, «Северные потоки» были ориентированы прежде всего на Германию, и они оптимальны с точки зрения логистики. Прокачка через Турцию дополнительно увеличит издержки на транспортировку и, кроме того, может потребовать дополнительных вложений в инфраструктуру на территории ЕС.
В последнем случае это наверняка вызовет противодействие со стороны европейских «зеленых» или той же Польши и других русофобствующих членов ЕС. Однако даже с такими издержками российский газ для Европы может оказаться дешевле американского СПГ и других альтернативных источников.
«СП»: — Означает ли это, что от северного направления мы окончательно отказываемся. Миллер так и не смог ответить на вопрос о целесообразности починки «Северных потоков». Как это понимать?
— Думаю, что «Газпром» приложит все усилия, чтобы восстановить функционирование «потоков», ведь это наиболее удобный маршрут, да и тратить деньги на новые «стройки века» вряд ли хочется. Но здесь уже будет решать политика, а не экономика.
«СП»: — Кому это больше нужно, нам или Турции? Не попадаем ли мы в зависимость от нее? Нужна ли нам Турция в качестве главного газового хаба с точки зрения влияния в Евразии?
— Безусловно, в выигрыше оказывается Турция, которая превращается в газотранспортного монополиста. На мой взгляд, идея превращения ее в газовый хаб возникла, что называется, не от хорошей жизни.
— Вице-премьер РФ Александр Новак действительно уже заявил, что «Россия обсуждает строительство дополнительных ниток «Турецкого потока», — поясняет ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Однако реализация такого проекта вполне может столкнуться и с рядом новых сложностей. Можно вспомнить, например, как у оператора «Турецкого потока», компании South Stream Transport B. V., 18 сентября 2022 года была досрочно отозвана экспортная лицензия в связи с санкциями ЕС.
Опять же, строительство новых ниток «Турецкого потока» потребует времени. Между тем, в ЕС также будут в тот же период предприниматься усилия по дальнейшей диверсификации поставок газа — например, в течение ближайших лет планируется ввести в эксплуатацию новые СПГ-терминалы (скажем, в ФРГ заявляют, что к 2024 году таких терминалов там будет шесть). Понятно, что не все (возможно, даже далеко не все) эти шаги ЕС будут результативны, а в каких-то вопросах европейские государства могут сделать «шаг назад».
Но данные риски также стоит учитывать.
При этом, вероятно, части политиков в ЕС идея увеличения объемов поставок российского газа через Турцию может понравиться. Но будет активно и противоположное лобби, в том числе, действующее в интересах США, которые рассчитывают увеличить объемы поставок сжиженного природного газа на европейский рынок.
«СП»: — Нужна ли нам Турция в качестве главного газового хаба? Усилит ли это ее влияние в Европе? А наше не понизит?
— Конечно, чем более значим экономический партнер для той или иной страны, тем сильнее у него позиции для торга в рамках диалога с этой страной. Безусловно, для Турции важно, как усиление роли в качестве страны-транзитера газа, так и российские поставки для собственных нужд. Но Анкара — сложный партнер как для России, так и для западных игроков.
Риски, что в случае роста противоречий между Москвой и Анкарой, это может отразиться на судьбе газовых проектов, существуют. Можно вспомнить, как после заметного охлаждения российско-турецких отношений в конце 2015 года была приостановлена реализация проекта «Турецкий поток», хотя и сравнительно ненадолго — как известно, уже в октябре 2016 года было заключено межправительственное соглашение по строительству трубопровода.
— Южное направление действительно может теоретически компенсировать «Северные потоки», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
— После отмены «Южного потока» и до решения о строительстве «Северного потока-2» так и предполагалось. Планировалось строительство четырёх ниток газопровода из России в Турцию и создание торгового хаба на границе с ЕС.
Но учитывая санкционную политику Брюсселя, здесь будет много препятствий. Впрочем, это лишь начало обсуждения расширения стратегического сотрудничества с Турцией в газовой сфере. Этот проект возможен только на основе взаимного интереса.
Что же касается восстановления «Северных потоков», тут надо понимать, что восстановление газопроводов, по которым газ должен идти в Европу может произойти только в рамках сотрудничества, а с этим сейчас известные искусственные проблемы.
«СП»: — Турции — это нужно? Она и так стала газовым хабом…
— Сейчас транзитный потенциал Турции около 30 млрд. кубометров, но Анкара хочет его расширять. За счет газа из других источников.
«СП»: — А Европе?
— Думаю, как раз Европе эта площадка как раз не нужна. Но она будет вынуждена считаться с мнением Турции, а ей, думаю, будет льстить возможность расширить свой транзитный потенциал за счет российского газа. В любом случае, формат еще только предстоит обсуждать.
«СП»: — Если Турция будет перепродавать российский газ, насколько вырастет цена? Она будет выше, чем была при «Северных потоках»? Европу она устроит?
— Главный момент не в цене. А именно в усилении позиций Турции и прощании с планами Германии превратиться в мощнейший газовый хаб в Европе.
Свежие комментарии