На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Карабухин
    ..Легче прикинуться идиотом-дурачком, чтоб только не нести ответственность за совершённые преступления перед человече...Asia Times: Решен...
  • Вячеслав Денисов
    Т.е, наши славные енаралы даже пулемётами армию не смогли обеспечить!!! И теперь, некоторых из них, наконец-то аресто...Северокорейский п...
  • Дмитрий Бакланов
    Чушь какая-то.последний год подсолнечное масло дешевеет.Вслед за сливочны...

Освобождение Днепропетровска: молниеносный успех после хорошей подготовки

25 октября 1943 г. в результате стремительного ночного штурма войсками 3-го Украинского фронта были освобождены два важных города в среднем течении Днепра – Днепропетровск и Днепродзержинск.

Днепропетровская наступательная операция Красной Армии началась 23 октября 1943 года.

Но в отношении боев за самый крупный (после Киева) город на Днепре такая датировка не совсем корректна.
Ведь на самом деле левобережную часть Днепропетровска войска тогда еще Юго-Западного фронта генерала Малиновского освободили в конце сентября в ходе своего стремительного наступления к Днепру.
И первый советский десант в районе Речного порта на правобережной части города высадился 2 октября. Увы, закрепиться с целью удержания плацдарма нашим бойцам не удалось – практически все они пали смертью храбрых, в живых остались лишь те, кто, будучи раненными, был эвакуирован в тыл в первый день боев. После освобождения в честь героев была названа городская площадь…
Дальше наступление Юго-Западного фронта приостановилось. Необходимо было подтянуть резервы, мало-мальски компенсировать потери в личном составе и технике. Но, главное, южнее, в районе Запорожья, гитлеровцами удерживался масштабный плацдарм на Левом берегу Днепра, а там находилась их танковая армия, готовая ударить в левый фланг и в тыл нашим войскам и отрезать их от снабжения, как только основная их часть форсирует Днепр для дальнейшего продвижения вперед.
Так что сперва бойцам Малиновского пришлось разгромить «запорожскую» группировку немцев, потерявших в ходе боев три четверти техники и две трети солдат. А уж потом готовиться к освобождению и Днепропетровска.
Предварительная подготовка к этой операции параллельно велась с конца сентября, когда бойцы 3-го Украинского захватили два важнейших плацдарма выше и ниже по течению Днепра – у села Аулы и вблизи сел Войсковое и Вовниги. 
Тем не менее подготовка к решающему наступлению началась 16 октября 1943 года – спустя два дня после освобождения Запорожья и ликвидации угрозы флангового удара 1-ой немецкой танковой армии. Заодно Генштаб РККА мастерски разыграл комбинацию с другим фланговым ударом, уже нашим. Как раз в отношении вражеской группировки, засевшей в Днепропетровске.
Ведь 15 октября соседи с севера 3-го Украинского фронта – бойцы 2-го Украинского под командованием генерала Конева – начали успешное наступление с плацдармов на правом берегу Днепра в направлении Пятихаток, Никополя, Кривого Рога. К Кривому Рогу наши войска вышли уже 23 октября, что вынудило гитлеровцев стягивать к этому городу, одной из «металлургических столиц» Советской Украины, все возможные резервы. В том числе и оголяя при этом другие, как им казалось, менее опасные в плане нашего возможного наступления, участки – включая и днепропетровский.
Этой промашкой гитлеровского командования (впрочем, для него это был выбор меньшего из зол) тут же воспользовалась Красная Армия, начав стремительное наступление на Днепропетровск и Днепродзержинск с Аульского и Войсково-Вовнижского плацдармов.

Кстати говоря, хотя формально наше преимущество в живой силе было четырехкратным, а в артиллерии – трехкратным, но простым прорыв вражеской обороны все равно не был. Ведь за считанные дни перебросить через реку (а ее ширина в нижнем течении составляет 1,5-1,8 км – самое время вспомнить Гоголя с его «редкая птица долетит до середины Днепра») массу тяжелой боевой техники очень и очень сложно. 
Конечно, наша артиллерия, как могла, помогала советским бойцам наступать, ведя огонь с позиций на левом берегу, предваряя продвижение пехоты «огневым валом», но дальность такой стрельбы все же была достаточно ограниченной, особенно с учетом высоты правого берега. 
А уж о переброске танков в первые дни наступления вообще не было речи – уж очень велик был риск их потерять еще во время переправы даже не вступившими в бой. Так, например, в зоне переправы 152-ой стрелковой дивизии на Аульском плацдарме потери в плавательных средствах достигали 50%…
Тем не менее вражеская оборона вблизи плацдармов вскоре была прорвана, и наши войска встречными ударами с северо-запада и юго-востока замкнули кольцо окружения вокруг засевших в городах на Днепре гитлеровцев уже 24 октября. В тот же день вражеская группировка была рассечена надвое – у Днепропетровска и Днепродзержинска.
А в ночь на 25 октября начался штурм, к утру закончившийся полным успехов, несмотря на то, что, в отличии от освобождения Запорожья, танков в этом штурме использовать не удалось по причине их временного отсутствия у частей Красной Армии на правом берегу Днепра. 
С другой стороны, у фашистов бронетехники тоже было немного – ее большая часть еще до начала боев была оттянута по приказу Берлина к Кривому Рогу. А около 25 октября и оставшиеся немецкие части, поняв бессмысленность дальнейшего удержания городов на Днепре, попытались уйти к основным силам. Удалось это, правда, далеко не всем оккупантам…
25 октября Москва салютовала освободителям Днепропетровска и Днепродзержинска 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. В честь победы 10 подразделениям было присвоено почетное звание «Днепропетровских» – 27 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. 
Отдельным абзацем в Приказе Верховного Главнокомандующего была отмечена и роль в этом успехе наступления 2-го Украинского фронта генерала Конева, оттянувшего на себя немалую долю первоначальной численности вражеской группировки у Днепра.  

***

Увы, незадолго до своего бегства, гитлеровцы успели нанести городу немалый урон. Так, в книге «Днепропетровску – 200» 1976 года издания, сообщается:

«Велик был ущерб, нанесенный городу. Гитлеровцы взорвали и сожгли 187 многоэтажных зданий на проспекте Карла Маркса, 28 больниц и поликлиник, Дворец профилактики, 17 школ и 50 детских учреждений, 2 крупнейшие гостиницы города, здания театров оперы и балета, юного зрителя, украинской и русской драмы, филармонии, здание горного института. Была полностью сожжена городская публичная библиотека. Среди 800 000 томов книг имелись уникальные книги и ценнейшие архивные материалы. Были уничтожены и разграблены величайшие культурные ценности города: фонды исторического, художественного музеев. Полностью уничтожен музей революции

Враг разрушил заводы: имени Г.И. Петровского, имени Карла Либкнехта, имени Коминтерна, вагоноремонтный НКПС имени Артема, имени Красина… На Приднепровской железной дороге было разрушено 57 процентов главных путей, 61 процент станционных строений… Взорваны железнодорожный узел и пассажирская станция Днепропетровск, Нижнеднепровск-Узел, мосты через Днепр, Самару».

Однако наибольшие потери понесли мирные жители Днепропетровска. Если накануне войны в этом, одном из самых крупных городов Украинской ССР проживало 600 тысяч человек, то смогли встретить освободителей в сотни раз меньше, всего около 2-3 тысяч горожан. И пусть не все остальные погибли (часть успела эвакуироваться в советский тыл, часть была угнана оккупантами в Германию, кто-то смог укрыться в сельской местности), но все равно такие цифры откровенно ужасают…
Тем не менее стремительный характер завершающего этапа нашего наступления привел к заметной минимизации разрушений в Днепропетровске и почти полном ее отсутствии в Днепродзержинске. В Днепропетровске запуск электростанции и водопровода удалось реализовать уже на следующий день после освобождения, а Днепродзержинск, согласно сообщению начальника Политуправления фронта генерала Рудакова, «освобожден со всеми предприятиями в полной сохранности».

***

Начавшись столь блестящим успехом, Днепропетровская наступательная операция на этом не закончилась – армии 3-го Украинского фронта продолжили свое продвижение вглубь занятой врагом территории.
К сожалению, максимальная глубина этого продвижения составила лишь около 60 км, упершись в мощную вражескую оборону. Прорвать ее на том этапе просто не хватало сил. 
Во-первых, большинство войск РККА, занятых «битвой за Днепр», к концу октября 43-го было переброшено под Киев – для скорейшего освобождения столицы Советской Украины.
Во-вторых, в распоряжении немцев (несмотря на диверсионные действия наших партизан) все еще находилась хорошо развитая железнодорожная сеть, обеспечивавшая их войска подвозом резервов, боеприпасов, техники. В то время, как пусть и преодолевшие считавшийся Гитлером неприступным «Восточный Вал» на Днепре советские армии на правом берегу реки имели за спиной взорванные врагом при отступлении мосты через великую реку, не говоря уже о не менее варварски разрушенных железнодорожных линиях. Так что для продолжения атак с прежней интенсивностью нашим подразделениям все больше не хватало подвозимых вовремя ресурсов – тех же снарядов, например.
Под конец декабря 1943 года Днепропетровская операция завершилась наступлением оперативной паузы. Освобождение Никопольско-Криворожского региона состоялось уже в следующем, 1944 году – в феврале.
Тем не менее осеннее наступление 3-го Украинского фронта является успешным – его результатом стало освобождение советской земли по обеим сторонам Днепра на значительном его протяжении, включая такие крупные промышленные центры, как Днепропетровск и Днепродзержинск.  

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх