Очередной бунт, зафиксированный на видео, будоражит Интернет. Все наверняка уже видели происшедшее в Алабино, когда о господина подполковника практически вытерло ноги подразделение мобилизованных.
Ссылки на телеграмм-каналы, ибо здесь такое размещать не стоит, потому как звуковую дорожку придется убирать. Товарищи мобилизованные и господин подполковник изволят разговаривать мало того, что на повышенных тонах, так еще и на русском народном матерном.
Бунт в Алабино
Мнения разделились. Некоторая (наиболее непонимающая) часть интернета начала вопить о том, что всех надо в штрафбат/дисбат/тюрьму, но этих господ мы ни в коем случае не трогаем. Пусть завывают с диванов, это норма нашей сегодняшней жизни.
Мы же собрались поговорить с аудиторией несколько поспокойнее и разумнее. Мы – это, собственно, я сам и две головы, с которым могу обсудить любой вопрос, касаемый армии. Триумвират с товарищами полковником Александром Ставером и товарищем подполковником Алексеем Кузнецовым, представляющими собой две эпохи армейской эволюции. Очень светлые головы, впрочем, это не первая наша совместная работа (особенно со Ставером).
Бунтари
Начнем с того, а чем недовольны «мобики»? Жидким супом? Нет. Отсутствием отдыха и развлечений? Нет. Тяжелыми нагрузками? Тоже нет! Да, есть недовольство экипировкой. Но оно на втором плане. А что тогда на первом у этих орущих матом мужиков?
А у них претензии к полковнику в том, что их не готовят воевать так, как это надо делать по мнению мобилизованных. Строевая подготовка, уставы и три стрельбы в 15 патронов за две недели их, понимаете, не устраивают! Им надо больше!
Здесь надо выдыхать и просто отдавать честь таким мобилизованным. Которые настоятельно желают использовать время для подготовки к военному делу настоящим образом. А им дали в руководители/начальники мямлю, которому откровенно плевать на эту подготовку.
Не зря же из толпы люди в лицо господину полковнику орут «Вам на нас плевать, вам с нами в одном окопе не сидеть!».
Дальше мы начали искать, а с чего так все плохо, почему мобилизованные так взорвались. И нашли другие кадры, где в том же Алабино, только у другого офицера (настоящего) «мобиков» гоняют так, что только пар валит! Причем, там очень все грамотно построено, а кадры тактической медицины просто можно как пособие использовать, настолько грамотно работает инструктор. Да, орет в стиле сержанта армии США, но он автоматику нарабатывает. В бою чтобы не думали, а поворачивали, тянули, тащили, кололи и бинтовали на полном автомате.
Правильная подготовка в Алабино
Мы, как люди, понимающие толк, высоко оценили.
Вот почему произошел конфликт. Одним по полной программе, вторым – минималка. Все реально зависит от командира. Полковник оказался дрянным командиром, да еще и не пользующимся авторитетом у подчиненных.
И да, насчет уважения там к званию и должности. О чем писали тучи возмущенных читателей в той же «Телеге». Дорогие вы наши, тут как бы война идет.
В общем и целом, по инциденту: мобилизованные красавцы и правы, что требуют их готовить к боям, уважение и понимание. Методы не очень, но тут кто на что учился. Полковник – кисель, которому явно до пенсии чуть, вот ему ничего и не надо. Разговаривать не умеет, командовать не умеет, авторитетом у подчиненных не пользуется совершенно. Что он в армии делает? Правильно, ипотеку выплачивает и раннюю пенсию выслуживает. Что надо? Устроить досрочный выход, ибо пользы от него немного. Больше подрыва авторитета и дискредитации армии.
А теперь давайте поговорим о насущном. О том, с чем надо было начинать бороться вчера, потому что сегодня оказалось немного поздно. О проблемах, которые повыползали, как змеи из-под колоды.
1. Кто готовит и кто командует
Совершенно некачественный штат, ответственный за подготовку мобилизованных. Прослеживается очень четко, там, где офицеры грамотные и болеют душой за свое дело, там нет никаких скандалов. И таких центров подготовки много, даже можно сказать, что их больше, чем тех, где возникают проблемы.
Можно сказать, что Алабино – сверхблатное место, да. И не согрешить ничуть, но вот у соседей бунтовавших «мобиков» все идет как надо. В том же Алабино. Действительно, не место красит человека, а человек место.
То, что на такое место назначили полковника, которому действительно плевать на то, как будут подготовлены мобилизованные, это видно по отношению к нему. Ничего не скажем, заслужил. И, к огромному нашему сожалению, таких генералов и полковников у нас в армии сегодня избыток. Не все в связи с началом СВО успели рапорта подать об увольнении, не все. Есть такие, кто рассчитывает досидеть до светлого праздника законной пенсии.
Но главная проблема заключается в том, что готовить «мобиков» пытаются те, кто к реальной войне в целом и к войне на Украине в частности не имеет никакого отношения.
2. Уважение к погонам и должностям
Порой создается впечатление, что на подготовку мобилизованных бросили преподавательский состав военных институтов и академий. И это очень заметно.
Дело в том, что долгая работа в качестве преподавателя расхолаживает. Офицер начинает привыкать к беспрекословному подчинению курсантов. А тут вместо покладистых и послушных курсантов – мобилизованные. Да не пацаны, которые вчера срочную отслужили, а реальные кабаны 40+, которые бросили семьи, работу, бизнес. И которые имеют право требовать от горе-командиров, требовать, чтобы их готовили настоящим образом, потому что собираются вернуться обратно.
Оно понятно, что некоторым командирам на это с высоты Останкинской телебашни плевать, но вот когда такой разъяренный медведь начинает спрашивать – придется отвечать. Конечно, «Я каждые 15 минут в штабе буду одну конечность ломать» - это перебор, но уверен, в штабе не просто шевелиться будут. Росгвардию будут звать, ОМОН… В общем, придется реагировать.
Вообще позорное отношение к погонам и должностям было заложено не вчера. Еще в 2014-м, когда в ЛДНР на российского офицера смотрели, как на посланца небес. Но, увы, посланцы были не очень. Мы писали в свое время, что нельзя требовать от советников бог знает какой подготовки, потому что нормальный командир части от себя приличного офицера не отпустит. С ними и так недобор постоянно, а тут еще отправлять не понятно куда и насколько. Вот тогда и пошатнулось.
А когда «случилось» то самое, в ЛДНР приехали уже не советники, а командиры. «Нерастаможенные», как их называют. И получилось, что армии республик вроде те же, а командиры сменились. И полком командует российский офицер, а замом – местный, который ничуть не хуже, в полку с первого дня, ротным начинал в 2014-м, обстановку знает, но… Но местных начали замами ставить.
И наши повели себя далеко не красиво зачастую. Хватило откровенно надменных, спесивых и не особо подготовленных, но требующих к себе уважения и беспрекословного подчинения командиров.
Но у нас так-то сейчас война… И мне рассказали о случае, когда вот такой зам на приказ идти и брать хутор (название опущу с вашего позволения), спокойно ответил «нерастаможенному»: «Отлично. Бери своих людей и начинай. А наши посмотрят, как надо это делать». Атака была, но позже, после дополнительной подготовки, хутор не взяли, да и не нужен он был, но потерь практически не было. Собственно, что и нужно было заму.
И все подчинения и чинопочитания в окопах уходят на восьмой план в тыл. Потому что война. А многие бывшие ополченцы сегодня справедливо говорят, что единственное, что в избытке принесла российская армия армии Донбасса – это уставы и строевую. То, в чем корпуса нуждались менее всего. Но больше-то нести нечего…
А если говорить об уважении, то стоит посмотреть в донбасские лагеря и центры подготовки. Там зачастую преподаватели – рядовые и сержанты, ветераны. «Ветеран» в переводе с латыни – «выживший». Вот ветераны Лисичанска, Изварина, Донецка и Дебальцево там работают. Готовят бойцов. И никаких жалоб, никаких претензий. Почему? Потому что они готовят воевать, а не на параде шаг чеканить. И, кстати, это не предпенсионные по возрасту полковники, это парни те же 30-40, у кого язык нормально подвешен, кто разъяснить может толково и быстро.
Понятно, что эффективность у них намного выше, чем у полковников с конспектами и методичками. И уважают их не за то, что звезд у них много, а за то, что дело знают свое.
3. Устав и строевая
Тут один горе-блогер, звезда Телеграмма, повеселил нас, написав, что «строевая подготовка – это важнейший этап боевого слаживания». Мы оценили шутку, посмеялись. Поняли, что буквы Z, V и O этот товарищ употреблять умеет к месту и без оного, а вот служил – это навряд ли.
Строевая как ЧАСТЬ боевого слаживания в МИРНОЕ ВРЕМЯ вполне. Строевой вполне можно занять свободное время военнослужащих срочной службы, дабы им не лезли в голову глупые мысли. Строевая полезна, как часть парадного шоу.
Но во время войны… строевая… уставы…
Я вот такой пример дам. Вот вам не очень качественная запись одного Парада.
Это 9 мая 2015 года, город Донецк. Ну понятно, что какое-то время этих людей готовили к торжественному прохождению. Могу оценить, поскольку сам участник парадов на Красной площади. Двух. Можно после донецкого посмотреть сразу московский и сравнить.
Зато эти люди, откровенно не блещущие строевой подготовкой, не очень ровными шеренгами, обладали одной неизмеримо более ценной вещью – это были победители. Настоящие. Неподдельные. Не ряженые. Они два года воевали и в итоге шли своим Парадом.
Спросите у любого, кто был на Донбассе в то время, так ли ценны были его умения в строевой подготовке, или все-таки умение быстро снарядить магазин и качественно наложить жгут будет более ценно?
Уверен в ответе, потому промолчу. Дурь, которую гонят представители наших ипотечных войск и ангажированные блогеры просто вгоняет в оторопь.
То, что Устав зачастую на войне ни к чему, наши поняли еще в Афгане. Точнее, духи научили. Кто служил, караульный маразм помните? Отстоял, бодрствующая смена, которая уставы опять-таки гоняет и караулку намывает, отдыхающая смена, которая быстро становится очень активной, потому что дежурному по училищу (в наших случаях) бахнуло в голову тревогу караулу устроить и прочите «прелести» военной службы?
И это наши товарищи офицеры стойко несли в части. И тому же «учили» солдат. Так, что два часа на посту казались отдыхом. «Духи» это быстро просекли и стали наведываться и просто вырезать личный состав, пользуясь тем, что караул никакой.
Устав и строевую нужно просто взять и отложить до лучших времен. Скажем так, до победы. Пока у нас в активе за последние полгода одни отступления, бегства да перегруппировки, стоит подождать и учить другим вещам.
4. Что вместо?
Да умному человеку и так понятно, что должно быть вместо тупого употребления уставов в неограниченных количествах и строевой до кровавых мозолей. Это не составляющие настоящей победы, как ни крути. Это отмазка для баранов в погонах, что они что-то там делали. Типа работы с личным составом.
Учить надо тому, что реально нужно в бою. Перемещению правильному, стрельбе из всего: автомат, пулемет, гранатомет, снайперка. Чтобы реально подготовленный боец мог взять на себя выполнение других задач. Заменить выбывшего пулеметчика, например. Или гранатометчика, когда танки противника идут на позиции.
Копать, окапываться и закапываться. Ставить мины, снимать мины, искать мины. Уходить от мин. Отбрасывать гранаты. Накладывать жгуты, транспортировать раненых, перевязывать. Да много полезнейших вещей могут преподать те, кто уже воевал.
Вот что должно быть вместо выноса мозга уставами. Уставы хороши, они кровью писаны тоже, но всему свое время. «Мобики» в Алабино были правы, они не строем маршировать на Украину поедут. Воевать. И готовить их надо соответственно.
Кстати, подготовка – это очень непросто дело. Я очень слабо понимаю, как можно готовить человека, скажем, на Урале к войне под Донецком. Ландшафт совершенно разный. И война в условиях северной части Украины кардинально отличается от войны в южной части. А уж если смотреть в Заднепровье…
Для того, чтобы нормально готовить бойцов, нужны не только полигоны со схожим рельефом, но и инструкторы, воевавшие в тех местах. Знающие тонкости и особенности, понимающие сильные и слабые стороны окружающей среды.
И такие люди, а не ипотечники в погонах должны готовить бойцов. Конечно, если нам нужны именно бойцы, а не цифры в рапортах.
То, что произошло в Алабино показывает проблему и отсюда мы можем даже наметить путь ее решения. Конечно, решать так, как это сделал Лешков – не лучший способ. Лидерские качества можно реализовать иначе, не опускаясь до уровня камуфлированного убожества. Но и проблема подготовки – это очень важная проблема, чтобы не замечать ее.
Мы же хотим, чтобы все ушедшие максимально вернулись назад, не так ли?
***
Необходимый постскриптум: Одинцовский гарнизонный военный суд заключил под стражу мобилизованного военнослужащего Александра Лешкова до 14 января 2023 года. Лешкова подозревают в нанесении побоев в отношении начальника, совершённые во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей, в период мобилизации (ч. 3 ст. 334 УК РФ) и в оскорблении подчинённым начальника (ч. 2 ст. 336 УК РФ). Ему грозит лишение свободы на срок до 15 лет.
Свежие комментарии