На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег красноусов
    позор1 : 0 в пользу Аб...
  • Михаил Фадеев
    Обрыдло утираться уже от дружеских плевков. До чего же наглые зенки у этого Гунбы...1 : 0 в пользу Аб...
  • Т Н
    Вот как ба так нам пяток лет простоять! Да потома ишшо шесток продержаться… оо-ёой1 : 0 в пользу Аб...

Джон Филип Холланд – человек и электро-бот

Джон Филип Холланд – человек и электро-бот

Построить подводную лодку пытались многие. Ефим Никонов предлагал Петру I проект «потаённого судна», о котором конкретно мало чего известно (с режимом секретности в России всегда дела обстояли очень хорошо). Дэвид Бушнелл в 1775 году построил в Эссексе, штат Коннектикут, подводную лодку «Черепаха» и даже пытался утопить с её помощью британский фрегат «Орёл» (сведений о «Черепахе» не сильно больше, чем о «потаённом судне»). Фултон предлагал Наполеону свой «Наутилус». Но первого человека, у которого получилось создать настоящую субмарину, звали Джон Филип Холланд...


Джон Филип Холланд

Точнее, это по паспорту его так звали. Родители мальчика покрестили как Шона Пилиба Оуаллачайна. Странность имени удивлять не должна: Холланды были ирландцами, причём настоящими: английский язык Шон выучил только в школе. И то хорошо, что выучил, потому что школа, куда он поступил впоследствии, принадлежала Ирландским Христианским братьям, и всё английское там любили... достаточно слабо.

Поначалу Холланд преподавал математику в Ирландии, но потом перебрался в США, где стал учительствовать в католической школе святого Иоанна. Однажды Джон Филип неудачно поскользнулся и сломал ногу. В больнице от нечего делать он занялся проектированием подводной лодки. Проект был революционным. Ну как революционным... Опыт установки на подводные лодки электродвигателя в мире уже был. Но у электрических подлодок был существенный недостаток — небольшая ёмкость аккумуляторных батарей. Холланд решил её за счёт установки на лодку бензинового двигателя для надводного хода, под водой тот же двигатель у изобретателя работал на сжатом воздухе.


Холланд-1 в музее

Построил Холланд свою первую лодку в 1878 году в Нью Йорке, на воду аппарат спустили 22 мая. Длиной лодка была 14 футов, водоизмещением 2,25 тонны, а в движение приводилась бензиновым двигателем Брайтона мощностью в 4 лошадиные силы. Холланд лично испытал лодку, погрузившись на ней на глубину 12 футов и дав 3,5 узла в подводном положении. Американские военные идею не оценили. Зато оценили ирландские фении! «Братство фениев» было боевой организацией, боровшейся за независимость Ирландии. Боровшихся с оружием в руках — само собой, поэтому базировались фении в США и организовывали набеги на Канаду. В общем, они дали Шону Пилибу денег на создание новой лодки, на этот раз — вооружённой!

Лодку Холланд спроектировал по принципу «мины Уайтхеда» — вертикальный и горизонтальный рули располагались крестообразно в корме. Особенностью лодки было то, что принимая балласт, она достигала нулевой плавучести, после чего маневрировала по глубине, используя горизонтальные рули. В движение лодка приводилась тем же двигателем двойного действия конструкции Брайтона, но на этот раз работавшим на керосине и мощностью 15 лошадиных сил.


Как выглядел «Фенианский таран», неизвестно. Но есть фото Холланда-3, который был его уменьшенной копией

Вооружением субмарины, которую американские газетчики окрестили «Фенианский таран», служила пневматическая «динамитная пушка» — модное оружие в конце XIX века (стрелять динамитными снарядами при помощи пороха не получалось — динамит детонировал в стволе). Пушка «Фенианского тарана» имела калибр 9 дюймов и длину 3,4 метра. Носовая крышка орудия закрывалась герметично, после чего орудие заряжалось изнутри стальным снарядом длиной 1,8 метра.

Холланд неоднократно совершал погружения на «Фенианском таране», успешно испытал и пневматическую пушку. Вот только с деньгами у фениев были проблемы и подлодку они просто... украли! Случилось это в ноябре 1883 года. Вскоре фении поняли, что среди них нет никого, кто умеет управлять подлодкой. Обиженный Холланд помогать отказался, так что ирландцы бросили лодку в сарае на реке Милл в Коннектикуте.

Но идея подводной войны витала в воздухе, и у Холланда быстро нашёлся новый инвестор. Им стал лейтенант армии США Эдмунд Залински. Залински и сам был не чужд изобретательству: он изобрёл пневматическую «динамитную пушку» своей конструкции, для использования которой не хватало сущей мелочи — подводной лодки. Её и взялся построить Джон Филип Холланд.


Холланд-4, он же «лодка Залински»

Подлодка «Холланд IV» имела деревянный корпус с железным набором длиной 50 футов и диаметром 8 футов, в движение лодку приводил всё тот же двигатель Брайтона мощностью 4 лошадиные силы. Управлял лодкой пилот, стоявший в центре и смотревший в рубочные иллюминаторы, при помощи вертикальных и горизонтальных рулей в корме, как и на прежней модели.

Применять по назначению «Холланд IV» можно было тремя способами: выстрелом из «динамитной пушки»; подведением под днище корабля-мишени плавучей мины с дистанционным электрическим взрывателем; выстрелом в днище корабля гарпуном с прикреплённым к нему зарядом взрывчатки с дистанционным электрическим взрывателем.

Для строительства подлодки Холланд и Залински основали «Компанию по производству подводных лодок «Наутилус» (Холланд обожал «ХХ тысяч лье под водой»!). Просуществовала компания недолго, но опыт не прошёл даром. В 1893 году изобретатель основывает «Компанию торпедных катеров Холланда». Несмотря на прошлые неудачи, широкое освещение испытаний подлодок в прессе позволило привлечь инвесторов, и у Джона Филипа появились деньги на строительство подлодки «Холланд VI» («Холланд V» — прототип, построенный для демонстрации потенциала подлодок)...


Холланд-6, он же USS Holland (SS-1)

«Холланд VI», спущенный на воду в 1897 году, стал первой подводной лодкой, в которой имелись все элементы, без которых представить себе современную неатомную подлодку невозможно. У неё были балластные цистерны, вертикальные и горизонтальные рули, позволявшие погружаться на глубину до 23 метров, четырёхтактный бензиновый двигатель Отто мощностью 45 лошадиных сил для надводного хода и подзарядки аккумуляторной батареи и электродвигатель мощностью 50 (по другим данным – 75) лошадиных сил для подводного хода, дававшие скорость 8 узлов в надводном положении и 5 узлов — в подводном, перезаряжаемый торпедный аппарат с тремя торпедами и экипаж из 6 человек. Правда, отказаться от «динамитных пушек» в носу и в корме изобретатель так и не смог, кормовую демонтировали впоследствии.

Демонтировали американские военные моряки. Да, Холланду — повезло! Его лодку в 1900 году купил флот США за 150 тысяч долларов (что составило половину от стоимости её производства) и зачислили в состав ВМС как USS Holland (SS-1). Эта подлодка стала первой в его составе, командовать субмариной назначили лейтенанта Гарри Колдуэлла, который, таким образом, стал первым в мире командиром подлодки (со службой у Колдуэлла не сложилось из-за сложных отношений с алкоголем, но впоследствии он стал видным голливудским сценаристом: сценарий к фильму «Бен-Гур» — его рук дело).


Лодки стали размером с крейсер, но строит их всё та же компания...

Незадолго до этого, в 1899 году Холланд со своим финансистом Айзеком Райсом основали новую компанию: «Электрик Бот Компани», впоследствии ставшую «Дженерал Дайнемикс» (там сложнее всё, но не хочу копаться в финансовых деталях). Райс, как человек более опытный в финансах, быстро захватил контроль над компанией, оставив Холланда простым сотрудником в основанной им же фирме. Впрочем, возможно, что это было и к лучшему (для компании): под руководством Райса фирма начала снабжать субмаринами конструкции Холланда весь мир. Первыми подлодку заказали англичане: HMS Holland I вошла в строй в 1901 году, пять подлодок заказала Япония, шесть подлодок ВМС США, и так далее, и так далее, и так далее. Сегодня «Дженерал Дайнемикс» — пятый в мире оборонный подрядчик, занимает 94 место в списке 100 крупнейших компаний США по версии журнала «Форчун», объём продаж по всему миру — 39,4 миллиарда долларов США, штат сотрудников 106 500 человек.

А Холланд... А что Холланд — умер в бедности 12 августа 1914 года. Похоронен на католическом кладбище Гроба Господня в Тотове, Нью-Джерси.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх