За украинским терактом могут последовать удары по мостам и объектвам государственного управления
Предложения для президента РФ по ответу на атаку БПЛА на Крымский мост и меры по повышению его безопасности еще вырабатываются, заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.
Напомним, Владимир Путин в понедельник провел совещание по ситуации в районе Крымского моста и заявил, что ждет предложений по повышению безопасности на мосту, так как произошел уже второй теракт.
То есть ответ еще только предстоит? А как же удары по инфраструктуре Одессы, о которых утром отчитались в Министерстве обороны? Как сообщили в военном ведомстве, ВС РФ минувшей ночью нанесли удар возмездия по объектам на Украине, где готовились теракты против России с применением морских дронов.
«Нанесен групповой удар возмездия высокоточным оружием морского базирования по объектам, где готовились террористические акты против Российской Федерации с применением безэкипажных катеров, а также месту их изготовления на судоремонтном заводе в районе города Одесса», — сообщили в Минобороны.
Кроме того, сообщалось, что в районе Николаева и Одессы уничтожены хранилища топлива общим объемом около 70 тысяч тонн, которые обеспечивали ВСУ горючим. В Минобороны подчеркнули, что все назначенные цели поражены, на уничтоженных объектах зафиксированы «пожары и детонация», заключили в Минобороны.
Так что это было тогда, если не ответ? Или это только начало, ответ будет более длительным и изощренным?
Напомним, после первого теракта на Крымском мосту в октябре прошлого года российские ВС несколько месяцев наносили удары по энергетической инфраструктуре Украины, практически разрушив ее. А толку? Это имело скорее медийный эффект, чем практический. Картинки темных городов выглядели красиво, но повлияло ли это как-то на ход военных действий? Едва ли.
Так куда наносить удары возмездия? Или пора уже, как не раз обещали — по центрам принятия решений?
— Обыватель жаждет сатисфакции за каждую звонкую пощёчину, совершенно не задумываясь над последующим результатом, — считает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— И то, что удовлетворëнное честолюбие за бездарно проигранного ферзя может стоить поражения во всей партии — над этим тоже мало кто задумывается.
В данной ситуации нам надо понимать, что уничтожение инфраструктуры в глубине территории противника имеющимися средствами не всегда бывает эффективным. Например, многих возмущает, почему до сих пор не разбомбили мосты в тылу украинских войск. А теперь посмотрим на результаты украинских атак Крымского моста: оба раза меньше чем через сутки движение по нему хотя бы частично, но восстанавливали. И это речь идёт про уникальный мост через морской пролив! А что говорить про мосты через Днепр и ещё менее значимые водные преграды? Там ведь дублирующей логистики ещё больше!
Громить инфраструктуру? Можно. Но эффект будет кратковременным, долго пользоваться преимуществами не получится: приспособление к новым условиям проходит очень даже быстро.
Выбивать центры принятия решений? Опять же есть риск скатиться в резонансные, но совершенно бесполезные в военном отношении спецоперации, распыляя на это людей и средства.
По-настоящему чувствительные удары оказываются внешне неказистыми, а зачастую — и не слишком болезненными для противника. Но ведь самые большие кровопотери чаще всего вызывают раны, сопровождающиеся не самыми сильными болевыми ощущениями. Так и нам нужно держать чувства в узде и поменьше увлекаться всевозможными ощущениями. Не зря же говорят: «Дай сердцу волю — заведёт в неволю!».
— Насколько мне известно, ночные удары по Николаеву и Одессе не нанесли портовой инфраструктуре противника критического повреждения, — говорит экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— А для планирования и подготовки операций наподобие осенних ударов по энергетической инфраструктуре Украины, конечно, требуется время.
В любой кампании важна методичность. Энергетическая инфраструктура Украины создавалась в советское время в расчете на ядерную войну с НАТО. У нее есть уязвимые позиции, прежде всего трансформаторы на 750 кВ, однако методичные удары по ним не наносились.
«СП»: Что можно было бы счесть симметричным ответом?
— Симметричный ответом как раз стало бы разрушение портовой инфраструктуры Одессы и Николаева. Кроме того, что мешает нашей стороне провести аналогичные атаки, с помощью полупогруженных катеров, на мосты через Днепр? Да и недавний удар по остаткам Антоновского моста ракетой Искандер показал, что и ракеты могут наносить стратегическим мостам изрядный ущерб. На мой взгляд, Кремль наложил здесь некоторые политические ограничения. Возможно, сейчас они будут сняты.
Сам формат «ударов возмездия» вызывает большие вопросы. Нужны не «удары возмездия», но удары, предотвращающие возможность противника к активной деятельности и диверсиям против стратегических объектов. Никакие увещевания и договоры противника не остановят. Его остановят только сила и физическая невозможность осуществления терактов.
«СП»: А как насчет ответа по повышению безопасности Крымского моста? Может, надежнее просто защитить потенциальные чувствительные цели у нас? Это вообще реально?
— Достаточно посмотреть на недавнее укрепление безопасности Севастополя, чтобы сделать вывод — для предотвращения нападения морских беспилотников имеются достаточно простые решения. Это банальные боновые заграждения (лучше двойные) и посты визуального наблюдения.
— По-хорошему, ответ должен быть таким, чтобы Украине в принципе больше было не повадно трогать Крымский мост, — убеждён советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: Каким? В прошлый раз хотя бы начали энергетическую инфраструктуру вырубать. Правда, не до конца. Почему?
— Видимо, сочли, что этого будет достаточно для того, чтобы киевский режим отказался от диверсионной деятельности на территории России. Как видим, расчет оказался ошибочным.
«СП»: Что же делать теперь — тоже мосты взрывать? Ракетами это сложно делать…
— Да, разрушение мостов через Днепр могло бы фактически расколоть Украину пополам, нарушив, а на какое-то время и полностью парализовав не только военную, но и гражданскую логистику. Аргумент насчёт сложности разрушения мостов опровергается действиями самой украинской стороны, которая уже второй раз «вырубает» Крымский мост — сначала при помощи начиненного взрывчаткой грузовика, а теперь — беспилотников. Почему Россия не может или не хочет организовать аналогичные диверсионные атаки на Украине — открытый вопрос.
«СП»: Разрушение каких еще объектов будет для них чувствительно?
— Удары по энергетической инфраструктуре, подстанциям на железной дороге и локомотивным депо. Украинские железные дороги продолжают работать в полную мощность и обслуживать ВСУ. По ним осуществляется и подвоз западных вооружений. Почему эта инфраструктура до сих пор в целости и сохранности — очередной вопрос без ответа.
«СП»: Может, наконец, случатся удары по центрам принятия решений? Или это бессмысленно?
— Даже если предположить, что истинные центры принятия решений находятся не в Киеве, а в Вашингтоне, а это верно лишь отчасти, удары по правительственным объектам в Киеве имели бы мощный символический эффект, а также привели бы к хотя бы к краткосрочной хаотизации всей системы управления. Так что нет, это никак не бессмыслица.
Свежие комментарии