Приходилось ли когда-нибудь обращать внимание на то, что у американских вертолетов для посадки под фюзеляжем находятся лыжи-полозья, а у наших вертолетов - колеса? Почему оно так? На самом деле у данного выбора есть совершенно конкретные причины. О них сегодня и поговорим. Начать придется издалека.
Дело в том, что всему виной холодная война межу СССР и США. Иногда, пускай и редко, но вертолетам все-таки приходилось догонять противника двигаясь по земле! Наши советские конструкторы знали, что в Америке очень хорошо обстоят дела с дорогами, поэтому готовясь к Третьей мировой войне оснастили все вертолета колесами.
Коварные американцы же знали, что с дорогами в СССР и России все мягко говоря «не очень хорошо», поэтому оснастили свои вертолеты полозьями, дабы те преследовали советских и русских как санки! И да, все это была шутка. А теперь серьезно.Сегодня и американцы делают вертолеты на колесах.
На самом деле страна-производитель не имеет никакого отношения к тому, какой именно тип шасси выбран для летательного аппарата: полозья или колеса. Сегодня американцы вполне успешно делают большинство своих вертолетов с колесами. Чтобы убедиться, достаточно посмотреть на какой-нибудь «McDonnell Douglas AH-64 Apache» или воспетый кинематографом «Sikorsky UH-60 Black Hawk». В свою очередь вертолеты на полозьях иногда делают и у нас, например, какой-нибудь «Ансат». Выбирают шасси конструкторы строго из двух соображений: производство и условия эксплуатации.
Плюсы и минусы полозьевДешево и сердито.
Плюсы. Главное и фактически единственное достоинство вертолетных полозьев – это их дешевизна в производстве. Ведь, по сути, это просто металлические трубки. Притом, что полозья крайне дешевы (относительно колесных шасси), они являются еще и достаточно компромиссным решением с точки зрения аэродинамики, так как мешают вертолету летать намного меньше в силу небольших габаритов и специфической формы.
На заре становления вертолетов, машины с полозьями действительно были свойственны в первую очередь американской конструкторской школе. Все потому, что, собираясь начать массовый выпуск боевых вертолетов для армии, Пентагон хотел получить что-то хорошее, но при этом не астрономически дорогое. Ну, а еще их легко обслуживать, в полозьях ломаться нечему…
Для транспортировки нужны тележки.
Минусы. Дешево и сердито – это всегда круто. Однако у вертолетных полозьев есть совершенно конкретные минусы. Во-первых, это все та же аэродинамика. Полозья все-таки нельзя убрать, а значит обтекаемость машины будет страдать, даже несмотря на то, что лыжи меньше и легче почти любого колесного шасси. Во-вторых, для транспортировки вертолетов с полозьями по земле с одного места в другое требуется использование специальные тележек. Что не очень-то удобно.
Плюсы и минусы колесСоветская школа сразу начала с колес.
Плюсы. Вертолеты с колесами обладают рядом важных достоинств. На заре становления вертолетной техники колесные машины действительно были свойственны в первую очередь для советской конструкторской школы. Сказалось в то, что у нас поначалу вертолет видели в качестве сугубо транспортного средства, а не боевой машины. Вертолеты были тяжелыми, а поставить такую махину на полозья достаточно сложно.
Первое и главное достоинство колесных систем – это возможность горизонтального взлета и посадки. Т.е. вертолет поднимается в небо или опускается на землю почти как самолет. Это полезно в первую очередь с точки зрения экономии горючего: вертикальный взлет и посадка сжирают чудовищное количество топлива. Колеса, как правило, создают больше аэродинамического сопротивления при движении в воздухе. Зато, в отличие от полозьев, их можно сделать убираемыми. Это дорого, но намного лучше. Кроме того, колесные системы приходится оснащать множеством «побочных» механизмов, таких как амортизаторы и тормоза. Все это еще больше увеличивает стоимость летательного аппарата. Зато колесному вертолету не нужны тележки для транспортировки на аэродроме.
Вертолеты с колесным шасси дороже, но лучше.
Минусы. Основных минусов три и проистекают они прямо из достоинств колесных шасси. Первый – колесные шасси сложнее производить. Второй – колесные шасси дороже. Причем, если речь заходит об убирающихся шасси, то это еще намного дороже. Третий – колесные шасси сложнее обслуживать. Причина очевидна: это куда более сложный с технической точки зрения механизм, чем несколько сваренных трубок нужной жесткости.
Свежие комментарии