Рост цен на продовольствие далеко не единственная проблема 2020 года, связанная с нарушением привычных рыночных отношений, с дисбалансом мировой экономики. Тяжёлая ситуация сложилась в металлургии. Она может сказаться на экономике в целом.
Михаил Мельников
Касается каждого
Не следует думать, что проблемы людей, продающих и покупающих металл тоннами на международных рынках, нас не касаются, что страшно далеко всё это от народа.
Рост цен на чёрные и цветные металлы – это рост цен на автомобили, на бытовую технику, в том числе импортную (скажем, Китай является одним из крупнейших покупателей нашей меди, и эта медь в готовых устройствах потом возвращается в Россию). Вырастут расходы на большие государственные проекты – строительство кораблей, самолётов, мостов, а это обернётся снижением дивидендов и налогов от компаний, осуществляющих эти проекты. Меньше бюджет – проблемы с повышением пенсий, с выполнением социальных обязательств.
Очень сильно дорожает арматура из-за строительного бума, к которому, в свою очередь, привела программа льготной ипотеки. Увеличиваются и сроки её поставки, что приводит к сбоям графика строительства и откладыванию передачи ключей новосёлам.
Рост цен в этой отрасли – серьёзный удар по России ещё и потому, что металл в нашей стране – это, к сожалению, пока что в первую очередь трубы, а крупнейшими покупателями металла являются "Газпром" и его подрядчики. Отсюда следует следующий серьёзный риск: рост цен может стать для монополии предлогом в очередной раз саботировать программу газификации России.
Упали, чтобы взлететь
Давайте посмотрим, что же происходит с металлами. Начнём с самых дешёвых, чёрных.
Например, горячекатаная рулонная сталь в начале года стоила 540 долларов за тонну, в начале апреля – 440 долларов, а в декабре цена достигла 740 долларов. Соответственно, растут цены и в России: изготовители заборов констатируют, что с лета 2020 года ценник на прокат увеличился на 20-30%, а производители предупреждают о дальнейшем росте.
Та же картина на рынке цветных металлов: алюминий, медь, свинец, никель, олово, цинк – все они существенно подорожали за год, но особенно за осень.
https://vk.com/video-75679763_456259018
Похожие графики и у драгоценных металлов, разве что период провала у них был в марте, и то очень короткий, буквально на неделю-две.
Таким образом, цены на все металлы рухнули в марте, но после прекращения первых локдаунов, а для инвестиционных металлов и раньше, пошли вверх, да так, что не остановить. Дело ещё и в том, что, не имея представления о том, сколько будут продолжаться ограничения, российские производители металла (НЛМК, "Северсталь", Магнитогорский металлургический и другие) весной существенно уменьшили выпуск продукции – и в результате на складах её сейчас очень мало или просто нет.
Невидимая рука мирового рынка
Генеральный директор "Северстали" Александр Шевелёв разводит руками: это рынок, ребята, чего вы хотите?
Причины роста: неплохой спрос в Китае, остающиеся на высоких уровнях цены на сырьё, низкие складские запасы на фоне того, что были ожидания новых полных локдаунов, которых повсеместно не случилось. Ещё беспрецедентно низкие банковские ставки по депозитам. С учётом девальвации людям ничего не остаётся, как вкладываться в покупки – жильё, автомобили, бытовую технику, что логичным образом приводит к росту спроса (а значит, и цен) на сталь.
И далее в саморекламном интервью РБК менеджер предрекает, что в течение трёх месяцев "закончится отложенный спрос", в переводе на честный русский – закончатся деньги у населения.
Работающие в отрасли рядовые специалисты тоже сходятся на том, что основная причина подорожания металлов та же, что и у продовольствия, – рост мирового спроса и, как следствие, цен. При этом внутренние цены вполне могут расти и при стабильности на рынке. Если год назад ты экспортировал, скажем, килограмм какого-то металла за доллар и это равнялось 62 рублям, то сейчас тот же доллар эквивалентен уже 74 рублям. А у тебя, конечно, зарплаты и налоги рублёвые, зато оборудование и расходники зачастую импортные, да и почему ты должен продавать свой товар не по самой высокой возможной цене?
https://vk.com/video-75679763_456257600
Кстати, по мировым меркам цены на металл в России всё ещё относительно скромны. Скажем, катанка – гибкая стальная проволока – в США обойдётся в 820 долларов за тонну, в Евросоюзе – в 640, в Латинской Америке – в 610. Внутри России катанку марки СТ3 сейчас ещё можно купить в среднем по 45 000 рублей за тонну, по текущему курсу это 612 долларов. То есть по этому показателю цены у нас мировые, но на нижней грани.
Пошлины не помогут
Подобные ситуации – рост цен внутри России вследствие роста цен на мировых рынках – для нас не внове. Как правило, регулятор решает эту проблему повышением вывозных пошлин. Если 15% экспортной цены приходится возвращать государству, особого смысла в вывозе товара за границу нет – соответственно, производители переориентируются на внутренний рынок, на нём исчезает дефицит, обостряется конкуренция и снижаются цены. Но Федеральная антимонопольная служба считает эту меру в данном случае бессмысленной:
Установление вывозных таможенных пошлин на лом и отходы чёрных металлов не приведёт к заявленному результату – снижению цен на металлопрокат, так как наблюдается рост мировых цен не только на металлургическое сырьё, но и на металлопродукцию… Предложено рассмотреть возможность введения системы экспортных пошлин на конечную продукцию… Ведомство проводит расследование обоснованности роста цен на рынке металлопродукции…
Сейчас, по данным той же ФАС, около 40-50% металлопродукции, произведённой в России, поставляется на экспорт. Пошлины приведут к потере нашими производителями части их доли мирового рынка, что в долгосрочной перспективе также грозит неприятными последствиями в виде уменьшения выпуска продукции, приостановки мощностей, сокращения персонала.
В общем, куда ни кинь – всюду хуже. Это неизбежное следствие участия России в глобализации, её вовлечённости в мировые производственные цепочки, её зависимости от внешних обстоятельств. Сейчас нам придётся просто перетерпеть период высоких цен на металл и надеяться, что рост налоговых поступлений от его продажи за рубеж будет использован с умом. В целом же бороться надо с зависимостью России от капризов свободного внешнего рынка – хотя бы потому, что его свободу легко прочувствовать на абсолютно нерыночных санкциях против "Русала", "Северного потока", Huawei.
Но это, кажется, тема даже не ближайшего десятилетия.
Свежие комментарии