На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 447 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Корякин
    Не просто иждивенца, а - паразит.В нашей стране и ...
  • Лев Сивохин
    Турки никогда не были нашими друзьями. Они дружат с нами лишь в согласии с  своими интересами.Граждане РФ, отдо...
  • Валерьян Смогловский
    Пусть. Сами. Возрождают. Страну. И. Отстраивают. Опять. Мы. Должны. Помогать. И. Ходить. С. Голой. Задницей. Кругом. ...Бездетная Украина...

Последний резерв. Формирования фольксштурма на одерском фронте в 1945 году

Последний резерв. Формирования фольксштурма на одерском фронте в 1945 году

Перевод статьи «Das Letzte Aufgebot: Die Volkssturm-Verbände an der Oderfront 1945», опубликованной в специальном выпуске-альманахе «Seelower Höhen» военно-исторического журнала "Clausewitz Spezial" 2025.

Примечание переводчика


Данный специальный выпуск журнала «Клаузевиц» посвящен сражению за Зееловские высоты и Хальбскому котлу.
Рассказ о сражениях большого масштаба выглядит весьма хрестоматийно, и постоянные читатели ВО вряд ли откроют для себя что-то новое. Мне же показались интересными материалы, рассказывающие о состоянии вермахта в последний дни своего существования, о том, что представлял из себя фольксштурм, и о действиях военно-воздушных сил сторон, каковые обычно остаются в тени.

Таким образом, я хочу представить читателям Военного обозрения цикл из трех статей:

- Фольксштурм на одерском фронте;

- Воздушное сражение над Зееловскими высотами;

- Танковая дивизия «Мюнхеберг» в боях на Одере.


Когда летом 1944-го войска антигитлеровской коалиции приблизились к границам Рейха, национал-социалистический режим стал предпринимать все усилия, чтобы оттянуть неминуемый конец. Все хоть как-то способные держать оружие мужчины должны были быть призваны в фольксштурм. Эти плохо обученные и столь же плохо вооруженные формирования оказались на пути сильного и опытного противника.

После долгих подготовительных мероприятий первые формирования фольксштурма были сформированы 18 октября 1944, в день «битвы народов» при Лейпциге. Единой организационно-штатной структуры батальонов не существовало. Это было отдано на откуп местным гауляйтерам.
Так же формировался ландвер во время освободительной войны 1813 года. Дальнейшее обучение и оснащение этих формирований Гитлер поручил командующему армией резерва и рейхсфюреру СС Гиммлеру.

В центральной Германии, в междуречье Одера и Эльбы, большинство отрядов фольксштурма было сформировано лишь в 1945 году. При этом новобранцы не отправлялись на фронт. Они были задействованы в тылу, например на разборе завалов после бомбардировок Дрездена и Хемница.

Всех будущих новобранцев фольксштурма разделили на четыре категории.

Категория I — люди, не занятые на производстве, могли служить в пределах административного округа, должны были размещаться в казармах. Сюда включались члены НСДАП, общих СС, СА, NSFK, NSKK, чиновники.

Категория II — люди, занятые на производстве, могли служить только в их родном районе, размещались на своих квартирах.

Категория III — молодые люди 1925-28 годов рождения, по каким-либо причинам не призванным на воинскую службу.

Категория IV — люди с ограниченными физическими возможностями и добровольцы старше 60 лет, могли выполнять задачи охраны тыловых объектов, концентрационных лагерей и лагерей военнопленных.


По советскому примеру, в фольксштурм могли добровольно вступить и женщины

Формирования фольксштурма делились на два вида: те, кто размещался в казармах (kasernierte Volkssturm), и те, бойцы которых проживали по постоянному месту жительства (stazionäre Volkssturm).

Первые состояли в основном из людей I-й категории — мужчин 1884-1924 годов рождения. Они призывались заблаговременно и проходили более основательную военную подготовку. Такого рода формирования предназначались для действий непосредственно на фронте.

Формирования второго типа вступали в действие, когда враг, в буквальном смысле, стоял «на пороге их дома». Они включали рекрутов II, III и IV категорий.

Рейхсляйтер Мартин Борман так сформулировал принцип формирования:

В I и II категории включаются мужчины, способные носить оружие и совершать хотя бы короткие пешие марши.

О том, насколько драматично складывались обстоятельства, говорит тот факт, что Борман вынужден был дать «зеленый свет» призыву даже «политически неблагонадежных, ранее судимых преступников и прочего проблемного элемента». Таким образом, двери в фольксштурм открывались даже для лиц, подозреваемых в связях с антифашистской организацией «Национальный комитет Свободная Германия». Такого Гитлер стерпеть уже не мог и два дня спустя отменил указание Бормана.

В общей сложности фольксштурм включал в себя около шести миллионов человек всех четырех категорий. И действительно, номинально формирования некоторых городов достигали значительной величины. Например, большие города Саксонии — Дрезден и Хемниц — выставили по 20000 и 16000 человек соответственно. Реальную же их численность установить не представляется возможным. Некоторые отряды формировались, затем их состав передавался другим частям. В это время было уже не до правильного ведения делопроизводства. Многие документы были просто утеряны.

Многие, вступившие в фольксштурм в начале 45-го, поначалу не воспринимали свою новую роль всерьёз. Отто Рудерт, архивариус из Бауцена, призванный в январе, так вспоминает их подготовку:

...Назначенные на вторую половину дня занятия по боевой подготовке были похожи на какой-то стрелковый фестиваль. Многие в казарме вообще не знали, что эти занятия должны состояться. Наконец нашелся какой-то добросовестный вахмистр, который сделал объявление по громкой связи. А уже в 4 часа все разошлись по домам, договорившись назавтра снова собраться в 8 утра у проходной казармы. Мы продолжали думать, что это всего лишь учебное мероприятие и мы останемся дома. Вся эта неразбериха заставила меня думать, что ничего путного из затеи с фольксштурмом не выйдет.


Опытные солдаты вермахта обучают фольксштурмистьв тактике боя в городе


Командир батальона отдает приказ бойцам фольксштурма

Другие члены фольксштурма в это время уже были на передовой. Франкфурт-на-Одере сформировал несколько батальонов, которые в январе 45-го вступили в бой на рубеже Варта — Одер. Батальон 16/87 относился к первой категории и прибыл на фронт 30 января вместе с ещё 25-ю батальонами фольксштурма, собранными со всей Германии. Командовал им директор местной средней школы Роберт Крисманн. К концу февраля, когда вермахт вынужден был отступить с укрепленных позиций, от батальона уже мало что осталось. Многие фольксштурмисты пытались вырваться из окружения. Многие были расстреляны красноармейцами.

Формирования фольксштурма первой категории были в общем неплохо оснащены. Франц Шлёзингер из батальона 27/32 вспоминал:

«Мы относились к первой категории, и нас можно было в части оснащения и вооружения даже сравнить с вермахтом. Ну, может, чуть-чуть похуже. Во всяком случае, у всех была форма и стальные шлемы».

Но этим могли похвастаться не все батальоны даже I-й категории. Несмотря на все усилия, германская промышленность к концу войны уже не могла полноценно снабжать войска. Это касалось не только бензина, тяжелого вооружения или запчастей, но и самых элементарных вещей.

В истории городка Бееренсдорф в окрестностях Делича осталось такое распоряжение местной администрации:
В период с 7 по 28 января 1945 года состоится сбор предметов одежды и снаряжения для вермахта и фольксштурма. Требуется годные к носке одежда и обувь, палатки, шерстяные и войлочные одеяла, вещмешки, рюкзаки, посуда, ремни, лопаты, стальные шлемы. Также требуются ткани для пошива новой одежды. Гражданские структуры и общественные организации, имеющие собственную униформу, должны сдать её полностью.

Можно представить, насколько пеструю картину представляло это войско.


Бойцы фольксштурма, единственным отличительным знаком которых была лишь нарукавная повязка, с точки зрения законов войны балансировали на тонкой грани между солдатами и членами незаконных вооруженных формирований.

Даже знаменитые нарукавные повязки с надписью «Deutsche Volkssturm- Wehrmacht» были далеко не у всех. А вот всяких мундиров — полицейских, пожарных, железнодорожных — хватало. Например, один полк гитлерюгенда из Дрездена получил остатки формы африканского корпуса. Тем, кому досталась форма НСДАП и Имперской службы труда (RAD) цвета хаки, по-настоящему не повезло. В Восточной Пруссии отмечались случаи, когда красноармейцы расстреливали пленных фольксштурмистов в такой форме, расцветкой похожей на советскую, считая, что те пытаются выдавать себя за советских солдат.

Многие формирования фольксштурма, отправившиеся на фронт зимой 1944-45 годов, не имели даже нормальной обуви. Настоящих солдатских сапог не хватало, а городские башмаки мало соответствовали военным реалиям.

Что касается вооружения формирований фольксштурма, оборонявших фронт на Одере, то рейхсминистр СС Гиммлер отдал такой приказ:

Местным партийным органам обеспечить батальоны, по возможности, оружием немецкого образца.

Таким образом, рейхсминистр спихнул ответственность на местные органы, которые должны были найти какое-то оружие на складах или изымать его у частных лиц. И без того сложная ситуация в начале 45-го ещё больше ухудшилась. Генерал танковых войск Максимилиан фон Эдельсхайм, формирующий новый танковый корпус в регионах к западу от Эльбы, в который должны были войти и формирования фольксштурма, сообщал:

Стрелковым оружием (пулеметами, пистолет-пулеметами, винтовками) можно обеспечить не более 50% личного состава. Имеется большое количество винтовок иностранных образцов, но к ним нет патронов. Тяжелое пехотное вооружение отсутствует.

Германская промышленность не могла удовлетворить потребность вермахта в стрелковом оружии, и последний не собирался делиться своими невеликими запасами ещё и с фольксштурмом. Тем более, что и боеспособность новых формирований с самого начала вызывала у военного командования большие сомнения.

На вопрос гауляйтера округа Халле-Мерзебург Лео Эггелинга, откуда он должен брать оружие для фольксштурма, Мартин Борман ответил, что для их вооружения предназначены лишь ручные гранаты и фаустпатроны. Поэтому и обучать новобранцев обращению с винтовками не обязательно.


Офицер вермахта обучает бойцов фольксштурма применению противотанковых гранат


Обучение берлинских фольксштурмистов- стариков и подростков- обращению с панцерфаустом. Снимок сделан 9 апреля 45-го. Берлин

Такое ограничение было неразумным, поэтому Гитлер ещё в конце 1944-го распорядился разработать простое и дешевое оружие для фольксштурма. В результате этого появились несколько образцов, которые, однако, были выпущены лишь в небольшом количестве.


Винтовка фольксштурма Volkssturmgewehr 1-5- самозарядный карабин с магазином на 30 патронов калибра 8х33

Происхождение фольксштурмистов на одерском фронте было не менее пестрым, чем их одежда. Это были не только формирования из восточных регионов, но и со всего Рейха. В том числе и с запада, где уже тоже шли бои. Батальон 134 прибыл во Франкфурт-на-Одере из Вюрцбурга. Он состоял преимущественно из людей, замеченных в нелояльности режиму. Поговаривали, что местный гауляйтер Хеллмут, отправляя их на фронт, сказал: «Надеюсь, что назад они уже не вернутся».
Дела с вооружением в других регионах обстояли не лучше, чем в Саксонии. Ханс Шлеех из 2-й роты батальона 7/108 вспоминал:

У нас были древние винтовки времен Первой мировой, итальянские, чехословацкие… Многие ржавые, у каких-то отломан флажок предохранителя, у каких-то нет целика. Невероятно!

Везде было по-разному. Некоторые фольксштурмисты рассказывают, что были поражены безупречным состоянием старых винтовок, но вот патронов к ним не было. Отряды фольксштурма, в апреле 45-го оборонявшие Бауцен (Сражение за Баутцен. Последняя победа вермахта), получили лишь по пять патронов к старым французским винтовкам.

Верность важнее профессионализма


Дела с обучением новобранцев обстояли не лучше, чем с оснащением. Причиной была нехватка опытных инструкторов. Командный состав новых формирований подбирался из тех, кто твердо держался линии партии. Если кто-то из них и обладал боевым опытом, то в лучшем случае из Первой мировой. И на это были причины. Когда фольксштурм только начал создаваться, Мартин Борман поручил гауляйтерам и партийным руководителям округов подобрать «подходящих людей», но имел он в виду при этом не военные навыки, а верность режиму. Он считал, что фольксштурм должен быть как можно менее связан с армией.

Так, командиром батальона из региона Франкония стал шестидесятилетний университетский профессор Германн Ригер, а командиром 2-й роты — железнодорожник, верный национал-социалист Ханс Хирш.

Вышеупомянутый фольксштурмист Ханс Шлеех вспоминал:

Моим командиром отделения был старый партиец, член СА. В военном же деле он не понимал ничего. Он, как выяснилось позже, не знал даже, как обращаться с карабином.

Всё же одно доброе дело комбат-профессор сделал: когда его люди попали под сильный артобстрел, он самовольно приказал им оставить позиции и уходить во Франкфурт. Это, конечно же, не осталось для него без последствий: он был разжалован в рядовые, чтобы «искупить вину».

Дрезденский 95-й батальон был сформирован 22 января и, после короткой подготовки, брошен на передовую, где сразу же понёс тяжелейшие потери. После того как до дрезденцев дошла весть, что их родной город разрушен бомбардировкой, один из них — Альфонс Вальман — писал 24 февраля из Фюрстенвальде на Шпрее своему брату:

Я никогда не мог представить, что наше совершенно необученное подразделение сразу бросят на фронт. Из 604 человек нас осталось 350. Остальные погибли, ранены или пропали без вести. И это всего за три недели. Худшего преступления перед немецким народом нельзя и представить. Но долго это смертоубийство продолжаться не будет. Остается надеяться, что мы выживем.


Бойцы фольксштурма с фауспатронами на позиции

Советский опыт показал, что даже плохо обученные формирования ополченцев могут эффективно обороняться на укрепленных позициях и в городах и наносить лучше вооруженному противнику чувствительные потери. Этим нацисты обосновывали свою идею «фестунгов» — укрепленных городов, обороняемых фольксштурмом. Реальность часто выглядела иначе. Вместо обороны городов фольксштурмисты перемалывались в бесплодных попытках залатать дыры в прорванном фронте.


Гитлер награждает Железными крестами несовершеннолетних бойцов фольксштурма, отличившихся в боях

Причиной высоких потерь и низкой боеспособности фольксштурма был не низкий боевой дух, а, в основном, плохое вооружение, отсутствие полноценной подготовки и низкая квалификация командного состава.

Отправка этих людей в бой приводила лишь к росту числа жертв в последние дни войны.
Ссылка на первоисточник
наверх