На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Та и пёс с ними! Вы про наших напишите. Как у наших исчезли миллионы. Или неудобно?В Пентагоне исчез...
  • Evgenija Palette
    Да ты никакая не КОРОЛЕВА... ( дух она украинский поддерживает)...  ТЫ - ПОРЫВАЙ, ПИДОПРИГОРА, БРЕХЕНЬКА, да коротень...Этот цирк пора за...
  • Evgenija Palette
    ПРАВИЛЬНО, ЯНА. И поставить, наконец, закономерный вопрос этим хохмачам (Королевой и Глушко) - ДО КАКИХ ПОР ЭТА КИКИМ...Этот цирк пора за...

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается

 

 

 

Надеюсь, читающие простят мне то, что я позволю себе начать сразу с отступления в свою сторону. Потому что так будет проще в дальнейшем понять мое личное (а оно тут будет) отношение к этим людям. В моей военной биографии было несколько случаев, когда я имел возможность попробовать стороны, не связанные с моей военной специальностью. То есть попрыгал с парашютом, однажды в течение 10 минут пилотировал военно-транспортный вариант Ан-24 (пилот из меня оказался никакой, поэтому по приземлении я имел неприятную беседу с остальными пассажирами, переходящую в дружеский мордобой. Причем беседа длилась намного дольше чем я пилотствовал). Во время прохождения службы на Дальнем Востоке меня угораздило познакомиться по пьяни со старшим лейтенантом, командиром тральщика, и по пьяни же принять приглашение «выйти в море» на проверку двигателей. Мне даже доверили подержать штурвал (но, помня свой печальный опыт пилота, я это сделал чисто символически), а так, как только мы вышли из бухты, я сделал вывод, что моряк из меня примерно как пилот. Все остальное время проверки я блевал, как заводная игрушка.

И, на День ВМФ, когда все моряки раздуваются от важности и становятся добрыми и снисходительными по отношению к сухопутным крысам (а я уже к тому времени такой себя более чем зарекомендовал, но относился к этому с юмором, что было оценено плавающими и ходящими), несколько желающих пустили на борт подводной лодки «Чита». Это было событие, которое произвело на меня неизгладимое впечатление. У меня слишком уж хорошая фантазия, поэтому когда я представил себя в этом корабле, когда над тобой метров сто воды… Сразу почему-то захотелось не просто наверх, а даже на сушу. Но, дав себе соответствующее указание, я с честью выдержал всю экскурсию, добросовестно слушая старшину-экскурсовода и ударяясь башкой о самые разные хреновины и механизмы.

Простите меня, подводники, мне никогда не хватало смелости спросить, что должно быть в мозгах, чтобы вот так добровольно зайти на борт этого воплощения кошмара клаустрофоба и на нем не просто жить, а еще и работать. Жить там нельзя, это мое устоявшееся мнение. Я не клаустрофоб, сам привык к тому времени к работе в ограниченном пространстве, но это был перебор. Одно дело, когда нас трое в консервной банке кунга, и совсем другое дело – подлодка.

Старшина, который нас водил по отсекам (блин, они между ними еще и бегают по тревоге!!!), заметил, что на современных атомных, конечно, места поболее, посветлее, и вообще… Но сказал это как-то совсем без зависти. Меня это насторожило, и я спросил, а что, здесь плюсов больше? И тогда этот мужичок, почесав ус, ответил так: «знаешь, старшой, если чего, мы тут раз – и все. А они там будут тонуть долго. Очень долго». Больше я вопросов не задавал… И, когда началась эпопея с «Курском», я вспомнил этого пожилого старшину.

Но вернусь к основной теме своего повествования.

1941 год. Северный флот.
Сначала цифры.
К началу войны подводные силы Северного флота состояли из 15 подлодок.
К 1945 году их было уже 42.
Потери за войну составили 23 подводные лодки, из них 13 пропали без вести.
Вот они.

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Д-3» «Красногрвардеец».

«Д-3» была первым кораблем ВМФ СССР, добившимся одновременно Гвардейского звания и ставшим Краснознаменным.
Спущена на воду и 14 ноября 1931 вошла в состав Морских сил Балтийского моря.
Летом 1933 года лодка в составе ЭОН-2 по только что построенному Беломоро - Балтийскому каналу совершила переход с Балтики на Север, став ядром зарождающегося Северного флота. 21 сентября 1933 «Красногвардеец» вошел в состав Северной военной флотилии.
8 боевых походов.
Первый: 22.06.1941 - 04.07.1941
Последний: 10.06.1942 - ?

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


Результат:
По официальным советским данным, на счету «Д-3» 8 потопленных судов противника общим водоизмещением 28.140 брт и повреждение одного транспорта в 3.200 брт.
Успешность ни одной атаки не подтверждена противником.

В свой последний боевой поход Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Д-3» вышла 10 июня 1942 года. К этому времени лодка имела полностью орденоносный экипаж, в основном состоящий из кандидатов или членов ВКП(б). Больше «Д-3» на связь не выходила и в базу не вернулась. Вместе с лодкой погибли и 53 члена её экипажа.

Подводная лодка «К-1»

К-1 была заложена 27 декабря 1936 года на заводе № 194 «Им. А. Марти» в Ленинграде. Спуск на воду состоялся 28 апреля 1938 года, К-1 включили в состав 13-го дивизиона учебной бригады подводных лодок Балтийского флота. 16 декабря 1939 года лодка вошла в строй.
26 мая 1940 года К-1 вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота, летом того же года К-1 вместе с однотипной К-2, эсминцем «Стремительный» и несколькими прочими кораблями, проследовала через Беломоро-Балтийский канал. 6 августа вошла в состав Северного флота, зачислена в 1-й дивизион бригады подводных лодок Северного флота с базой в Полярном.

Лодка совершила 16 боевых походов общей продолжительностью 196 суток, совершила одну торпедную атаку двумя торпедами и 10 минных постановок, в которых выставила 146 мин. Торпедная атака с дистанции 10-11 кабельтовых оказалась безрезультатной, хотя по официальным советским данным того времени считалось, что К-1 потопила транспорт. На выставленных минах по проверенным послевоенным данным погибли 5 судов и 2 боевых корабля.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


8 ноября 1941 года — транспорт «Flottbeck», 1 930 брт;
26 декабря 1941 года — транспорт «Kong Ring», 1 994 брт, погибло 257 солдат-отпускников;
8 апреля 1942 года — транспорт «Kurzsee», 754 брт;
23 мая 1942 года — транспорт «Asuncion», 4 626 брт;
12 сентября 1942 года — транспорт «Robert Bormhofen», 6 643 брт;
6 декабря 1942 года — сторожевые корабли V6116 и V6117.
Суммарный тоннаж погибших судов — 15 947 брт.

Лодка пропала без вести в 1943 году во время последнего похода в районе Новой Земли.
На борту в последнем походе было 69 моряков.

Подводная лодка «К-2»

Заложена 27 декабря 1936 года на заводе № 194 в Ленинграде. 29 апреля 1938 года лодка была спущена на воду и 26 мая 1940 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Вскоре "К-2" переведена на Север и 18 июля 1940 года вошла в состав Северного флота.

7 боевых походов:
Первый: 07.08.1941 - 31.08.1941
Последний: 26.08.1942 - ?

Результаты:
4 безрезультатных торпедных атаки, выпущено 9 торпед
3 артиллерийские атаки (49 снарядов), в результате чего поврежден 1 транспорт.
2 минных постановки (33 мины), на которых предположительно погиб 1 корабль противника.

В свой последний боевой поход "К-2" вышла 26 августа 1942 года. 7 сентября согласно плану прикрытия конвоя "PQ-18" лодке было приказано сменить позицию, но условного сигнала о переходе от "К-2" не было получено. Дальнейшие попытки установить связь и поиски лодки самолетами ни к чему не привели. Предположительно, "К-2" погибла на мине в начале сентября 1942 года.
На борту "К-2" в ее последнем походе было 68 моряков.

Подводная лодка «К-3»

Заложена 27 декабря 1936 года под стапельным номером 453 на заводе № 194 в Ленинграде и 31 июля 1938 года спущена на воду. 27 ноября 1940 года «К-3» вступила в строй и 19 декабря 1940 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Лодка готовилась в Кронштадте к переходу на Северный флот в составе ЭОН-11 и 9 сентября 1941 г. прибыла в Беломорск.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


9 боевых походов

Первый: 27.07.1941 – 15.08.1941
Последний: 14.03.1943 – ?

Уничтожила 2 больших охотника, 1 норвежский транспорт (327 брт), повредила 1 германский транспорт (8116 брт).

03.12.1941 БО «Uj-1708», артиллерия.
30.01.1942 ТР «Ингё» (327 брт), мина.
05.02.1943 БО «Uj-1108», артиллерия.
12.02.1943 ТР «Фёхенхайм» (8116 брт) – поврежден.

В свой последний боевой поход «К-3» вышла в ночь на 14 марта 1943 года. В дальнейшем на связь она не выходила и в назначенное время в базу не вернулась. 14 апреля истек срок автономности субмарины. На ее борту было 68 моряков.

Гвардейская подводная лодка «К-22»

Заложена 5 января 1938 года на заводе N196 (Судомех) Ленинград. 3 ноября 1939 года спущена на воду. 15 июля 1940 года вступила в строй, и 7 августа 1940 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
4 августа 1941 года, пройдя по Беломоро-Балтийскому каналу, лодка прибывает в Молотовск (ныне Северодвинск) и 17 сентября зачисляется в состав Северного флота.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


8 Боевых походов:
Первый: 21.10.1941 - 18.11.1941
Последний: 03.02.1943 - 07.02.1943

Результаты:
потоплено 5 транспортов, дрифтербот и баржа. Всего более 8.621 брт.

артиллерией: более 1.463 брт
09.12.1941 ТР "Вейдинген" (210 брт)
11.12.1941 дрифтербот и баржа
19.01.1942 ТР "Мимона" (1.147 брт)
19.01.1942 Траулер "Вааланд" (106 брт)

минами: 7.158 брт
09.12.1941. ТР "Штейнбек" (2.184 брт)
15.03.1942. ТР "Никколо Сьяффино" (4.974 брт)

В конце января 1943 года "К-22" совместно с ПЛ "К-3" на Кильдинском плесе провели совместные учения с целью отработки совместных действий с помощью гидроакустической аппаратуры "Дракон-129". 3 февраля 1943 года лодки вышли в боевой поход, из которого "К-22" не вернулась.
7 февраля в 19.00 лодки обменивались сообщениями по звукопроводной связи. Акустик "К-3" услышал четыре громких щелчка, после чего на связь "К-22" больше не выходила. Предположительно, в этот момент лодка погибла в результате аварии, так как взрыва на "К-3" никто не слышал, хотя не исключено, что "К-22" погибла на мине.
На подводной лодке погибло 77 моряков.

Подводная лодка «К-23»

Заложена 5 февраля 1938 года на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) в Ленинграде.
28 апреля 1939 года лодка спущена на воду и 25 октября 1940 года "К-23" вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
17 сентября 1941 года лодка зачислена в состав Северного флота.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


5 боевых походов:
Первый: 28.10.1941 - 30.10.1941
Последний: 29.04.1942 – 12.05.1942 ?

Результаты:
2 торпедные атаки с выпуском 6 торпед и 1 несанкционированный пуск торпеды по ошибке экипажа. Результатов нет.

3 минные постановки (60 мин), на которых погибли
08.11.41 ТР "Флотбек" (1931 брт) - скорее всего погиб на минах "К-1"
26.12.41 ТР "Осло" (1994 брт) - возможно, погиб на минах "К-1"
15.02.42 ТР "Бирк" (3664 брт)

3 артиллерийские атаки, в результате чего потоплен
19.01.42 ТР "Серей" (505 брт)

В свой последний боевой поход "К-23" вышла 29 апреля 1942 года. 12 мая 1942 года "К-23" атаковала конвой противника в составе транспортов "Карл Леонгард" (6115 брт) и "Эмеланд" (5189 брт) в охранении сторожевых кораблей "V-6106", "V-6107" "V-6108" и охотников за подводными лодками "Uj-1101", "Uj-1109" и "Uj-1110". Торпеды в цель не попали, а одна из них шла по поверхности, а в конце дистанции всплыла. Корабли застопорили ход и приступили к подъему торпеды из воды. Вдруг "К-23" неожиданно поднялась на поверхность и открыла безрезультатный артиллерийский огонь по кораблям эскорта конвоя, на что те так же ответили огнем из 88-мм орудий, выпустив в общей сложности более 200 снарядов. Лодка получила попадания и попыталась уйти, но подверглась атаке самолета Ju-88, погрузилась, а охотники начали поиск и преследование субмарины, которое длилось более 3-х часов. Гаджиев (командир дивизиона ПЛ) доложил по радио, что в результате торпедной атаки потоплен транспорт, а в ходе артиллерийского боя - два сторожевых корабля противника, "К-23" имеет повреждения и нуждается в немедленной помощи. Командование дало "добро" на возвращение, однако "К-23" на базу не вернулась. Вместе с кораблем погиб и его экипаж -71 человек.

Подводная лодка «С-54»

Заложена 24 ноября 1936 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде. Секциями по железной дороге подводная лодка доставлена на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке проводилась ее окончательная сборка. 5 ноября 1938 года корабль спущен на воду. 31 декабря 1940 года подводная лодка вступила в строй, и 5 января 1941 года вошла в состав Тихоокеанского флота.

Начало Великой Отечественной войны корабль встретил в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФ во Владивостоке.

5 октября 1942 года «С-54» начала межфлотский трансокеанский переход с Тихого океана на Северный флот через Панамский канал. 10 января «С-54» прибыла в Англию. В Розайте ей сменили аккумуляторную батарею, а в Порсмуте провели текущий ремонт и установку гидролокатора и радара. В конце мая «С-54» покинула Лервик, и 7 июня 1943 года прибыла в Полярное, где в этот же день была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ СФ.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


5 боевых походов

Первый: 27.06.1943 - 11.07.1943
Последний: 05.03.1944 - ?

1 безрезультатная торпедная атака. Побед нет.

В свой последний поход «С-54» вышла 5 марта 1944 года. В базу подлодка не вернулась. На борту «С-54» в момент гибели находилось 50 человек.

Подводная лодка «С-55»

Заложена 24 ноября 1936 года на заводе № 194 в Ленинграде под стапельным номером 404. Секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на Дальний Восток, где на заводе № 202 во Владивостоке производилась её окончательная сборка. 27 ноября 1939 года «С-55» спущена на воду, 25 июля 1941 вступила в строй, и 22 августа 1941 года вошла в состав Тихоокеанского флота.

5 октября 1942 года в паре с «С-54» субмарина начала переход на Север по маршруту: Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло – Гуантанамо – Галифакс – Рейкьявик – Гринок – Портсмут – Розайт – Лервик – Полярное. 8 марта «С-55» прибыла в Полярное и в этот же день зачислена в состав 2-го дивизиона бригады ПЛ СФ.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


4 боевых похода:

Первый: 28.03.1943 – 03.04.1943
Последний: 04.12.1943 – +

Результат: потоплены 2 транспорта (6.089 брт)

29.04.1943 ТР «Штурцзее» (708 брт)
12.10.1943 ТР «Аммерланд» (5.381 брт)

Вечером 4 декабря «С-55» вышла в свой последний поход. Утром 8 декабря в устье Тана-фьорда неразорвавшаяся торпеда попала в корму норвежского судна «Валёр» (1016 брт). Корабли сопровождения конвоя не стали покидать свое место в ордере, так как атака подлодки была обнаружена слишком поздно. Дальнейшие действия «С-55» неизвестны, подлодка ни разу не выходила на связь, не ответила она и на приказ о возвращении отданный ей вечером 21 декабря.
Возможно, что обнаруженный в 1996 году на дне у мыса Слетнес остов подводной лодки является братской могилой для 52 членов экипажа «С-55».

Подводная лодка «Щ-401»
(до 16 мая 1937 года «Щ-313»)

Заложена 4 декабря 1934 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под стапельным номером 253 как «Щ-313». 28 июня 1935 года подводная лодка спущена на воду, 17 июля 1936 года вступила в строй и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Летом 1938 года по Беломоро-Балтийскому каналу субмарина перешла на Север и 27 июня 1937 года вошла в состав Северного флота.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


7 боевых походов
Первый: 22.06.1941 – 02.07.1941
Последний: 11.04.1942 – ?

Результат: потоплено 1 судно (1.359 брт)
23.04.1942 ТР «Штенсаас» (1.359 брт)

В свой последний поход «Щ-401» вышла в ночь на 11 апреля 1942 года. 18 апреля по приказу командования она перешла к мысу Нордкап. Днем 19 апреля у мыса Омганг безуспешной атаке подводной лодки подвергся танкер «Форбах». Сопровождавшие конвой тральщики «M-154» и «M-251» провели противолодочный поиск и сбросили в предполагаемом месте нахождения субмарины 13 глубинных бомб. Второй раз «Щ-401» заявила о себе утром 23 апреля, когда у мыса Слетнес в результате попадания торпеды пошел ко дну мобилизованный немцами норвежский транспорт «Штенсаас» (1359 брт) с грузом военного имущества для Киркенеса. 23 апреля «Щ-401» вышла на связь с докладом о двух атаках с использованием всех торпед в носовых торпедных аппаратах.

Это было последнее донесение с борта «Щ-401». На дальнейшие вызовы с приказом о возвращении она уже не ответила.

Вместе с «Щ-401» погибло 43 моряка.

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Щ-402»

Подводная лодка была заложена 4 декабря 1934 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 254). Спущена на воду 28 июня 1935 года. Должна была получить собственное имя «Тигр». 1 октября 1936 года вошла в состав кораблей Краснознамённого Балтийского флота под номером Щ-314.
В мае 1937 года лодка была поставлена в плавучий док для подготовки к переходу в Баренцево море.
16 мая 1937 года была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота под номером Щ-402.
28 мая 1937 вышла из Ленинграда, прошла по Беломорско-Балтийскому каналу и в сентябре 1937 года прибыла в порт города Полярный.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


22 июня 1941 года была включена в состав 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

Во время первого боевого похода 14 июля 1941 года Щ-402 проникла в Порсангерфиорд и с дистанции 14-15 кабельтовых торпедировала стоявший на якоре в порту Хоннингсвог немецкий пароход «Ханау» водоизмещением 3 тысячи тонн, первой из подводных лодок Северного флота успешно атаковав транспорт противника.
В годы войны лодка совершила ещё 15 боевых походов, потопила немецкий сторожевой корабль NM01 «Vandale» и каботажный пароход «Вестераален» водоизмещением 682 тонны.

Вечером 17.09.1944 вышла из базы в последний боевой поход.

21 сентября 1944 года в 6 часов 42 минуты экипаж самолёта-торпедоносца «Бостон» 36-го минно-торпедного авиационного полка Северного флота атаковал и потопил надводный объект торпедой. После анализа снимков фотопулемёта был сделан вывод, что он принял находившуюся в море в надводном состоянии Щ-402 за лодку противника и, в нарушение приказа, запрещавшего авиации атаковать любые подводные лодки, с дистанции 600 метров сбросил торпеду, в результате взрыва которой та затонула, вся команда (44 моряка) погибла.

Подводная лодка «Щ-403»

Лодка была заложена 25 декабря 1934 года на заводе № 189 «Балтийский завод» в Ленинграде под строительным номером 261 и названием Щ-315, спущена на воду 31 декабря 1935 года. Предполагалось присвоить наименование «Ягуар». 26 сентября 1936 года вступила в строй и вошла в состав Балтийского флота ВМФ СССР.
16 мая 1937 года корабль получил название Щ-403, в мае-июне был переведён по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот, в 19 июня вошёл в состав 2-го дивизиона подводных лодок Северного флота.

Всего за годы войны Щ-403 совершила 14 боевых походов, проведя в них 165 суток, выполнила 11 торпедных атак с выпуском 37 торпед, поражения целей не добилась.

В свой последний поход Щ-403 вышла 2 октября 1943 года.

13.10.1943 безуспешно атаковала конвой у мыса Маккаур, после чего лодка на связь не выходила.

Вместе с лодкой погибло 43 моряка.

Краснознаменная подводная лодка «Щ-421»

Заложена 20 ноября 1934 года на заводе №112 (Красное Сормово) г. Горький, из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева под обозначением "Щ-313". Спущена на воду 12 мая 1935 года. 5 декабря 1937 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 19 мая 1939 года по Беломорско-Балтийскому каналу начала переход на Северный флот, и 21 июня 1939 года вошла в его состав.

6 боевых походов
Первый: 22.06.1941 - 08.07.1941
Последний: 20.03.1942 - 09.04.1942

Результаты:
потоплен 1 транспорт (2.975 брт)
05.02.1942 ТР "Консул Шульце" (2.975 брт)

В 20.58 3 апреля 1942 года, когда "Щ-421" находилась в районе Лаксе фьорда на глубине 15 метров, лодка подорвалась на мине. Лодка всплыла, был открыт рубочный люк и осмотрен горизонт. Попытка дать "Щ-421" ход не увенчалась успехом. Убедившись, что ход лодке дать не удается, командир решил просить базу о помощи. К месту аварии были направлены ПЛ "К-2" и "К-22". "Щ-421" неумолимо сносило к вражескому берегу. Тогда по предложению помощника командира А.М.Каутского два брезентовых чехла от дизелей были подняты как паруса на перископах. К утру видимость улучшилась, и паруса пришлось убрать, а лодке перейти в позиционное положение, так как до берега противника было всего 8 миль. В случае появления врага "Щ-421" подготовили к взрыву, но около 11 часов 9 апреля "К-22" обнаружила аварийную лодку. Попытки буксировать "Щ-421" были неудачны: буксирные концы рвались, кнехты были вырваны, а попытка буксировки лодки лагом так же к успеху не привела. В 13.34 показался самолет противника, который заметил лодки и начал сбрасывать сигнальные ракеты. Чтобы не подвергать напрасному риску людей, с "Щ-421" был снят экипаж, а сама лодка потоплена торпедой с "К-22"в точке 70.12 сш; 26.22 вд. Через 12 секунд после попадания торпеды "Щ-421" скрылась под водой. Экипажи провожали лодку с обнаженными головами.

Гвардейская подводная лодка «Щ-422»

Лодка была заложена 15 декабря 1934 года на заводе № 112 «Красное Сормово» в Горьком из деталей, изготовленных на Коломенском заводе имени Куйбышева под строительным номером 84 и названием Щ-314, спущена на воду 12 апреля 1935 года. 5 декабря 1937 года вступила в строй, 6 декабря вошла в состав Балтийского флота ВМФ СССР. В мае-июне 1939 года была переведена по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот, 17 июня 1939 года получил название Щ-422, а 21 июня вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок Северного флота.

За время Великой Отечественной войны Щ-422 совершила 15 боевых походов, провела в море 223 дня, совершила 18 торпедных атак с выпуском 42 торпед. 25 июля 1943 года удостоена звания гвардейской.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


2 сентября 1941 года одиночной торпедой потоплен немецкий транспорт «Ottar Jarl» (1459 брт).
12 сентября 1941 года одиночная торпеда попала в стоящий на якоре транспорт «Tanahorn» и не взорвалась.
26 января 1942 года взят в плен экипаж норвежского мотобота, оставленное судно потоплено артиллерией.

В последний поход Щ-422 вышла 30 июня 1943 года. На связь не выходила.
Вместе с лодкой погибли 44 моряка.

Подводная лодка В-1
(бывшая британская «Sunfish»)

Подводная лодка заложена 22 июля 1935 года на верфи «Chatheim Dock Yard», в Чатеме, Великобритания. 30 сентября 1936 года субмарина спущена на воду, 13 марта 1937 года вступила в строй и 2 июля вошла в состав ВМС Великобритании под наименованием «Sunfish».

Согласно договоренностям в Тегеране в конце 1943 года «Sunfish» предназначена к передаче Советскому Союзу в счет раздела итальянского флота. 10 апреля (по другим данным 9 марта) 1944 года подводная лодка зачислена в состав ВМФ Союза ССР под обозначением «В-1». 30 мая 1944 года в Розайте состоялась торжественная церемония передачи корабля советскому экипажу, который прибыл в Великобританию в составе конвоя RA-59, и был сформирован из моряков подводной лодки «Л-20».

25 июля подводная лодка прибыла в Лервик, откуда вечером того же дня вышла в Полярное, но туда не прибыла.

По основной версии гибели «В-1» считается, что подводная лодка отклонилась от рекомендованного курса и стала жертвой ошибочной атаки самолета «Либерейтор» 18-й авиагруппы берегового командования ВВС Великобритании утром 27 июля 1944 года в 300 милях севернее Шетландских островов (64°34' с.ш./ 01°16' з.д., по другим данным 64°31' с.ш./ 01°16' з.д. ).
Вместе с кораблем погиб 51 человек.

Подводная лодка «М-106» «Ленинский комсомол»

Заложена на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) 29 октября 1940 года под стапельным номером 303. 10 апреля 1941 года корабль спущен на воду. В начале декабря 1942 года субмарина перешла в Полярное и включена в состав Отдельного учебного дивизиона, где достраивалась, проводила приемные испытания и отрабатывала задачи боевой подготовки. 28 апреля 1943 года «М-106» вступила в строй и 11 мая вошла в состав 4-го дивизиона ПЛ СФ. Так как достройка корабля производилась на средства, собранные комсомольцами и молодежью Челябинской и Свердловской областей, приказом Наркома ВМФ от 28.04.1943 «М-106» присвоено имя «Ленинский комсомол».

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


3 боевых похода:
Первый: 13.05.1943 – 16.05.1943
Последний: 30.06.1943 – +

Третий боевой поход стал для «М-106» последним. Днем 30 июня подводная лодка вышла на задание, на связь не выходила и в базу не вернулась. Вместе с подводной лодкой погибло 23 моряка.

Подводная лодка «М-108»

Заложена 30 октября 1940 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 305 и 16 апреля 1942 года спущена на воду. 21 ноября 1942 года корабль погружен на железнодорожный транспортер и отправлен в Мурманск, куда прибыл 29 ноября. 9 января 1943 года подводная лодка вторично спущена на воду. 24 августа 1943 года «М-108» официально вошла в состав Северного флота.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


3 боевых похода:
Первый: 29.12.1943 – 06.01.1944
Последний: 21.02.1944 – ?

1 безуспешная торпедная атака.

В свой последний боевой поход «М-108» вышла в ночь на 21 февраля 1944 года. На связь она так и не вышла и в базу не вернулась. На «М-108» в ее последнем походе в море вышло 23 члена экипажа.

Подводная лодка «М-121»

Заложена 28 мая 1940 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 290. 19 августа 1941 подводная лодка года спущена на воду; но достроечные работы на корабле прекращены, так как с 1 мюля завод постановлением ГКО завод полностью перешел на выпуск танков «Т-34». Имеющая высокую степень готовности подводная лодка перед ледоставом переведена в Астрахань, а затем в Баку, где на заводе им. Закфедерации проводилась окончательная достройка корабля.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


Весной 1942 года «М-121» вступила в строй, и 10 апреля 1942 года вошла в состав Каспийской военной флотилии. Уже в мае 1942 подводную лодку готовят к отправке на Северный флот и переводят обратно в Горький. Там субмарина установлена на железнодорожный транспортер и 12 июня отправлена в Молотовск, куда «М-121» благополучно прибыла 18 июня 1942 года. 30 июня, когда подводную лодку начали спускать на воду, из-за несовершенства спускового устройства она сошла с полозьев и остановилась с большим креном. Только с третьей попытки «М-121» 15 июля удалось спустить на воду. 12 августа 1942 года «М-121» вторично вступила в строй и зачислена в состав 4-го дивизиона ПЛ Северного флота.

30 сентября «М-121» перешла из Архангельска в Полярное. После прохождения курса боевой подготовки вечером 14 октября «М-121» вышла в свой первый боевой поход.

2 боевых похода.
14.10.1942 – 21.10.1942
07.11.1942 – ?

Побед нет.

Второй боевой поход стал для «М-121» последним. Днем 7 ноября подводная лодка покинула Полярное. В дальнейшем подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась; 14 ноября она не ответила на приказ о возвращении.
На «М-121» погиб 21 человек.

Подводная лодка «М-122»

Заложена 28 мая 1940 года под стапельным номером 291 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород). 12 февраля 1941 года подводная лодка спущена на воду, но в связи с началом войны сентябре 1941 года работы на ней прекратили, а перед ледоставом перевели для достройки в Баку (по другим данным в Камышин). В мае 1942 года подводную лодку вновь перевели в Горький для подготовки к отправке на Северный флот и 15 июня отправили по железной дороге в на завод № 402 в Молотовск (ныне Северодвинск), куда он благополучно прибыла 23 июня. 1 августа 1942 года «М-122» вторично спущена на воду, 25 ноября 1942 года вошла в состав Северного флота.

4 боевых похода

Первый: 13.03.1943 – 17.03.1943
Последний: 12.05.1943 – 14.05.1943.

3 торпедные атаки. (выпущено 6 торпед).
16.03.1943. ТР «Йоханисбергер» (4467 брт), тяжело поврежден, вскоре затонул.

Вечером 12 мая «М-122» вышла в свой последний боевой поход. Утром 14 мая при переходе с позиции в маневренную базу в бухте Цып-Наволок для зарядки аккумуляторов «М-122» точке 69°56' с.ш., 32°53' в.д. была атакована и потоплена бомбами двух самолетов «Fw-190» из состава 14/JG5 (по другим данным атакована тремя истребителями-бомбардировщиками «Bf-109»). Через три часа подошедшие к месту гибели подводной лодки сторожевые катера «МО № 122» и «МО № 123» подобрали из воды труп помощника командира старшего лейтенанта И.И. Ильина с осколочным ранением в голову и руку.
На «М-122» погибло 22 члена экипажа.

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка «М-172»

Заложена 17 июня 1936 года под стапельным номером 89 на заводе № 196 в Ленинграде как «М-88». 23 июля 1937 года подводная лодка спущена на воду, 11 декабря 1937 года вступила в строй и 25 декабря 1937 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

19 мая 1939 года субмарина ушла по Беломоро-Балтийскому каналу на Север. 16 июня кораблю присвоено обозначение «М-172» и 21 июня он вошел в состав Северного флота.

20 боевых походов.
Первый: 11.07.1941 – 20.07.1941
Последний: 01.10.1943 – +

13 торпедных атак, потоплен 1 СКР.
01.02.1943 СКР «V-6115».

В свой последний боевой поход подлодка направилась вечером 1 октября 1943 года, Она должна действовать в Варангер-фьорде в паре с «М-105», сменяя ее на позиции по четным числам. Больше «М-172» никто не видел.
На ее борту погибло 23 моряка.

Подводная лодка «М-173»

Заложена 27 июня 1936 года под стапельным номером 90 на заводе № 196 в Ленинграде как «М-89». 9 октября 1937 года подводная лодка спущена на воду, 22 июня 1938 года вступила в строй и в этот же день вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 19 мая 1939 года корабль ушел по Беломоро-Балтийскому каналу на Север. 16 июня подводной лодке присвоено обозначение «М-173», и 21 июня она вошла в состав 4-го дивизиона бригады ПЛ Северного флота.

13 боевых походов:

Первый: 04.08.1941 – 05.08.1941
Последний: 06.08.1942 – +
4 торпедных атаки.

22.04.1942 потоплен ТР «Бланкензее» (3236 брт)

Вечером 6 августа «М-173» вышла для действий в районе северо-западнее Вардё. Вечером 14 августа ее ждали в Полярном, но на приказ о возвращении, переданный накануне, подлодка так и не ответила. 16 августа приемным радиоцентром Северного флота были отмечены признаки работы передатчика «малютки», но текст сообщения разобрать не удалось. 16 и 17 августа вылетавшие по маршруту вероятного возвращения подлодки самолеты ничего не обнаружили, 17 августа истек срок автономности субмарины по топливу.
Вместе с подводной лодкой в море навсегда остались 21 член ее экипажа.

Гвардейская подводная лодка «М-174»

Заложена 29 мая 1937 года под стапельным номером 105 на заводе № 196 в Ленинграде как «М-91». 12 октября 1937 года подводная лодка спущена на воду. 19 мая 1939 года субмарина ушла по Беломоро-Балтийскому каналу на Север. 16 июня кораблю присвоено обозначение «М-174» и 21 июня он вошел в состав Северного флота.

Ледяные объятия Севера. Советским подводникам посвящается


17 боевых походов.
Первый: 01.07.1941 – 12.07.1941
Последний: 14.10.1943 – ?

3 торпедные атаки. Потопила 1 немецкий транспорт (4301 брт).
21.12.1941 ТР «Эмсхёрн» (4301 брт)

12 августа 1943 года «М-174» вступила в строй после аварийного ремонта. Вечером 14 октября она снова вышла на позицию в Варангер-фьорд и пропала без вести.
На подводной лодке погибло 25 моряков

Подводная лодка «М-175»

Заложена 29 мая 1937 года на заводе № 196 (Судомех) в Ленинграде под стапельным номером 106 как «М-92». Спущена на воду 12 октября 1937 года; 21 июня 1938 года подлодка вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота, официально вступила в строй 29 сентября 1938 года. 19 мая 1939 года субмарина начала переход по Беломорканалу на Север, и 21 июня вошла в состав Северного флота под обозначением «М-175».

В Великую Отечественную войну 5 боевых походов

Первый: 06.07.1941 – 20.07.1941
Последний: 08.01.1942 – +

Утром 8 января 1942 года вышла в свой последний поход. Утром 10 января она стала жертвой торпед германской субмарины «U-584» (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке) в районе к северу от полуострова Рыбачий, в точке 70°09' с.ш./31°50' в.д.

«М-175» стала первой подводной лодкой Северного флота не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны.
Вместе с подводной лодкой погиб 21 член экипажа субмарины.

Подводная лодка «М-176»

Заложена 29 мая 1937 года на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) в Ленинграде под стапельным номером 107 как «М-93». 12 октября 1937 года корабль спущен на воду, и 21 июня 1938 года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота.

19 мая 1939 года «М-93» начала переход по Беломоро-Балтийскому каналу на Север и 21 июня 1939 года вошла в состав Северного флота. Еще 16 июня корабль получил обозначение «М-176».

В Великую Отечественную войну «М-176» совершила 16 боевых походов:
Первый: 22.06.1941 – 01.07.1941
Последний: 20.06.1942 – +

7 безрезультатных торпедных атак (выпущено 12 торпед)

Днем 20 июня 1942 года «М-176» вышла в свой последний поход. 28 июня она не ответила на приказ о возвращении в базу. Обстоятельства гибели лодки до сих пор не выяснены.
Вместе с «М-176» погиб и весь ее экипаж, 21 человек.

Я умышленно не стал приводить имена капитанов. Море уравняло всех: офицеров, старшин, матросов. А лодки с экипажами похожи на солдат: кто-то успел убить врага перед гибелью, кто-то нет.

Война – страшное дело. Страшно всем. Пехотинцу подниматься в атаку навстречу рычащим стволам пулеметов, артиллеристу, ловящему в прицел танки противника и понимающему, что это последний выстрел, стрелку в самолете, смотрящему через прицел на атакующие истребители противника, зенитчику, направляющему ствол зенитного автомата навстречу пикирующим «Юнкерсам», танкисту, атакующему позиции противника под огнем противотанковых орудий… Но у каждого из приведенных бойцов есть хотя бы призрачный шанс уцелеть в случае поражения противником. Раненый пехотинец может укрыться за складкой местности, летчик воспользоваться парашютом, у зенитчика есть щель… И каждый может рассчитывать на помощь товарищей. Даже убитый в атаке пехотинец, сгоревший танкист могли рассчитывать на то, что выжившие товарищи сообщат родным что «Ваш сын погиб в боях…»

У подводников не было даже призрачного шанса. Спасенный экипаж с «Щ-421» - редчайшее исключение. Остальным пришлось умирать в тесноте темных отсеков, заливаемых ледяной арктической водой, до последней секунды стараясь остановить этот поток, в попытке протолкнуть в сожженные парами аккумуляторной кислоты легкие еще один глоток живительного воздуха. Зная, что на помощь не придут. Братской могилой для подводников становились полярные холодные воды. Где-то там, за горизонтом. Даже в памяти им отказано во многом. Не приспускают корабли флагов, не дают гудков, не бросают в темные воды венков. Потому что море, к сожалению, умеет хранить свои тайны.

Кому-то может показаться, что список побед подводников погибших лодок более чем скромен. Более того, многие вообще не одержали ни одной победы. Но мне кажется, что это не просто сложное дело – фактически вслепую (10 градусов обзора перископа), принимая во внимание кучу составляющих, попасть торпедой в двигающийся (и наверняка маневрирующий) корабль. В арктических условиях. Это не просто сложно. Тем не менее, они шли и делали свое дело. Кто-то лучше, кто-то хуже. И это не всегда зависело от ранга и звания командиров. Гаджиев и Фисанович были Героями Советского Союза, опытнейшими моряками. Что сделано, то сделано. Спасибо им. А нам остается только память.

Не знаю, кому как, а все это выходит за пределы моего личного понимания. Я не могу представить толково, каким человеком надо быть, чтобы вот так, как они, уходить на задания, прекрасно понимая все. Смертники? Не знаю… По-моему, у штрафников шансов было больше. Так что все, что я могу – это напомнить о них, выразить свое глубочайшее восхищение всем подводникам, и погибшим, и выжившим. Что, собственно, и делаю.

Источники информации:
http://www.town.ural.ru
http://www.forum-tvs.ru

 

 

 

Автор Скоморохов Роман (Banshee)

Картина дня

наверх