На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Lana_Borei Иванова
    Очепятка - опечатка. Честное слово писала,, оправится,,Последняя атака н...
  • николай лебедев
    Два дебила-это сила!Когда уже отправятся к Бандере-горилка киснет.Последняя атака н...
  • Juri
    и в советское время в Одессе почти каждый год были вспышки холеры,плохо справлялись очистные.Так почему этот город не...Последняя атака н...

Мировая бойня приближала наступление «американского века» — глобального господства США

В 1930-е годы ясно обнаружилось стремление Японской империи развить наступление в Китае и атаковать Советский Союз, чтобы поставить под свой контроль Дальний Восток. В целом, с несколькими оговорками, это устраивало Вашингтон. Япония брала на себя роль жандарма на Дальнем Востоке, завязла в Китае и ослабла бы в борьбе с Россией.


Это облегчало положение Вашингтона: Япония и Германия должны были сокрушить советский проект и СССР, но неизбежно ослабляли свои позиции, несли потери, были вынуждены распылять силы на огромной территории и подвергать угрозе свои тыловые коммуникации. А США получали возможность в конечном итоге разгромить или заставить капитулировать Германию и Японию. Особенно с учётом тайной атомной программы.

Отсюда и позиция Вашингтона, который поощрял агрессию Японии в Китае, закрепление японцев на юго-восточных рубежах Советского Союза и подготовку удара Квантунской армии по СССР. США заняли позицию «невмешательства» в агрессии Японии против китайского народа, заботливо снабжали японцев стратегическими материалами, пока те воевали в Китае и устраивали вооруженные провокации на советской границе. Очевидно, что хозяева Вашингтона ждали удара Японии по СССР. Подталкивали Японию на север. Антикоминтерновский пакт 1936-1937 гг., направленный против СССР, говорил о том, что Япония атакует советский Дальний Восток и сделает это одновременно с «крестовым походом» Германии и Италии вместе с другими европейскими странами против СССР с запада.


Но проблема для Вашингтона была в том, что Токио не хотел связывать себя военными обязательствами — воевать в любом случае, то есть даже если начнется война с Англией или Францией. Против этого возражали японский МИД и командование флота. Неуступчивость моряков вызывало гнев в армейском командовании, флот даже называли «врагом страны № 1». Морское командование, чтобы защититься от экстремистов, пошло на специальные меры по усилению своей охраны, вплоть до выставления пулеметов в здании министерства.

Армейское командование, особенно в Квантунской армии, решило пойти на масштабную провокацию. В мае 1939 года японские войска начали боевые действия против Монголии, пытаясь захватить участок монгольской территории у реки Халкин-Гол. Советский Союз пришёл на помощь союзной Монгольской Народной Республике. Масштаб боев быстро расширился, что и было целью командования Квантунской армии. Японские милитаристы считали, что если сражение на Халкин-Голе будет успешным, то можно перейти к захвату советского Дальнего Востока. Было запланировано вторжение в Уссурийскую и Амурскую области, район Хабаровска и захват всего Приморского края. Однако агрессоры просчитались. Советская армия, получила подкрепления, и показала высокую боеспособность. 1-я советская армейская группа под началом Г. К. Жукова нанесла решительное поражение 6-й японской армии. А в развернувшемся ожесточенном воздушном сражении советские летчики одержали вверх над японскими. Японцы потеряли десятки тысяч человек, массу техники, одних самолетов 660, примерно в два раза больше, чем потребовалось для разгрома американского Тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе. Японские потери в Халкин-Гольском сражении превысили все потери японской армии в живой силе и технике за первый год войны в Китае. Красная Армия показала свою мощь, техническое превосходство над японскими войсками.

Катастрофа 6-й японской армии в монгольских степях вынудила Берлин и Токио поменять свои стратегические планы. В Третьем рейхе поняли, что нельзя воевать на два фронта, оставляя в тылу Францию и Англию. Гитлер предложил Москве пакт о ненападении и советское правительство выиграло драгоценное время для дальнейшего развития тяжелой промышленности, ВПК и модернизации, преобразования армии. Советский Союз смог отодвинуть границы на западном стратегическом направлении на сотни километров, вернуть территории, принадлежавшие Российской империи. Москва на некоторое время вывела страну из-под непосредственной угрозы войны в Европе. Гитлер повёл свои войска сначала на Польшу, а затем на Францию.

Правительство Хиранума заявило о готовности Токио подписать договор с Берлином и Римом, что Империя Восходящего солнца вступит в войну, но только когда сочтёт возможным. Но Берлин в это время пошёл навстречу Москве. Когда в Токио узнали о пакте ненападения между Германией и СССР, там были очень раздражены. Правительство Хиранума ушло в отставку. После того, как Германия атаковала Польшу и началась Вторая мировая война, Япония заняла выжидательную позицию. Японские милитаристы получили хороший урок у Халкин-Гола и не желали повторения. Война в Китае затягивалась. Северное направление экспансии уже не казалось таким привлекательным, как раньше. Взоры японского военно-политического руководства обращаются в сторону Южных морей. Таким образом, Красная Армия на Халкин-Голе и советская дипломатия с помощью пакта с Германией внесли в раздор в стан союзников по Антикоминтерновскому пакту. Москва сорвала одновременное выступление Германии и Японии против СССР.

Мировая бойня приближала наступление «американского века» — глобального господства США

Звено советских истребителей И-16 в небе во время боев на Халхин-Голе

Поворот Японии на юг

Война в Европе сулила Японии больше выгод, чем схватка с могущественной советской державой. Летом 1940 года Франция потерпела сокрушительное поражение, Бельгия и Голландия были оккупированы, английские войска бежали на свой остров. Британия столкнулась с угрозой морской и воздушной блокады, и даже вражеского десанта. Получалось, что обширные колониальные владения западных держав оказались «бесхозными». Их некому было защищать или силы защитников были малы и не могли рассчитывать на поддержку извне. Япония могла получить огромные и богатые ресурсами владения без серьёзных усилий.

Новое правительство Коноэ начало наступление на юг. Под предлогом того, что Китай нужно лишить помощи с юга, был сделан упор на решение «южных проблем». Япония стала оказывать давление на власти Французского Индокитая и Голландской Индии, вынуждая их идти на далеко идущие уступки. Французы вынуждены были закрыть дорогу из Ханоя в Китай. Затем пришла очередь Англии. Токио настаивал, чтобы британцы закрыли границу с Гонконгом и Бирманскую дорогу. Лондон временно закрыл дорогу. Затем Япония вмешалась в конфликт Таиланда и Французского Индокитая. Она взяла на себя роль посредника в установлении перемирия и провела внушительную демонстрацию военно-морской мощи в Юго-Восточной Азии. В Лондоне поняли, что под угрозой Сингапур, Малайя и Бирма. А Англия не располагал в это время достаточными сухопутными и морскими силами в Юго-Восточной Азии и, будучи занятой войной на европейском театре, не могла направить туда достаточных подкреплений. Японию могли остановить только Соединенные Штаты.

Тем временем в Вашингтоне по-прежнему придерживались курса в отношении Японии, который был принят в 1930-е годы. США поощряли японскую агрессию. Военная экономика Японии зависела от американских поставок, особенно металла и нефти. Многие в самих Штатах это хорошо понимали. Весной 1941 года конгрессмен Дж. Кифи (от штата Вашингтон) говорил: «Вооружая Японию, Соединенные Штаты стали её партнером по агрессии. За эти преступления мы, равно как Япония, должны ответить перед судом справедливости мира. История не оправдает нас. Возмездие может настигнуть нас скоро». Другой конгрессмен, К. Андерсен (от штата Миннесота), через несколько месяцев отметил: «Мы все знаем, что шансы 50 на 50, что наш флот встретится в смертельной схватке с японским флотом. Ему, наверное, придётся сражаться с кораблями, построенными из металлолома, ввезенного из нашей страны, машины которых будут работать на нашей нефти».

США не только снабжали Японию стратегическими материалами, но и помогали расплачиваться за них. В ходе избирательной кампании 1944 года сенатор Г. Шипстед, вернувшись к событиям кануна Второй мировой войны, отмечал: «США в 1933 году начали политику ревальвации, которая… влекла за собой закупки золота и серебра по ценам значительно большим, чем существовали в момент вступления г-на Рузвельта в должность… Казначейство приобретало по взвинченным ценам золото, украденное в Маньчжурии, и серебро, вывозимое из Китая. Мы же осыпали их таким количеством военного и промышленного оборудования, за которое японцы не были в состоянии расплатиться. Мы сами платили за него, финансируя и предоставляя бонусы при продаже драгоценных металлов и, конечно, закупая в большом количестве японские товары, что давало Японии ещё валюту».

Таким образом, США профинансировали начало японской агрессии, дали Японии стратегические материалы и оборудование для ведения войны. Американская политика обеспечила материально ведение войны Японии в Китае. Как отмечал американский публицист Дж. Флинн о действия Вашингтона до Пёрл-Харбора: «На деле мы предоставляли больше помощи Японии, чем Китаю. В 1939 году экспорт США в Китай составил 56 600 000 долларов, в Японию — 232 000 000 долларов. Такая же картина была в 1940 году. Мы продали Японии громадное количество стали и металлолома, нефти и других материалов, с помощью которых она вела войну в Китае и готовилась к войне с нами. Правительство США посылало свои симпатии Китаю, а металлом в Японию». Более того, в 30-е годы Вашингтон имел все возможности остановить Японию, когда она начала агрессию в Китае. Однако США заняли позицию «невмешательства», поощряя агрессию Токио на Дальнем Востоке. Схожую позицию хозяева Запада занимали и в Европе, шаг за шагом поощряя Третий рейх, когда тот разрушил Версальскую систему, начал создавать полноценные вооруженные силы, захватил Австрию, Судеты, а затем и всю Чехословакию и т. д.

При этом хозяева США хорошо понимали, что схватка с Японией неизбежна. Вопрос был в том — случится это скорее или позднее. Вашингтон хотел, чтобы это случилось позднее, когда основные державы, включая союзную Британию, уже истощат свои силы в мировой бойне. В январе — марте 1941 года в США прошли секретные переговоры с британскими военными. На переговорах был принят американо-английский план «АБЦ-1», предусматривавший участие США совместно с Англией в войне с державами «оси». Суть его сводилась к тому, что в первую очередь необходимо разбить Третий рейх, а затем заняться Японией. До победы на Европейском театре боевые действия ограничивали стратегической обороной, войной на истощение. Эти соображения были положены в основу переработанного плана действий американских вооруженных сил — «Рейнбоу-5». План «АБЦ-1» не был утверждён Рузвельтом, который не хотел утрачивать свободу в выборе наиболее целесообразного момента для вступления в войну. Но подготовка американских сил с этого времени проводилась в соответствии с задачами, поставленными в этом плане.

Принцип сосредоточения вооруженных сил против Германской империи, основной силы держав «оси» был логичным с военной точки зрения. В Европе лежал центр тяжести всей мировой войны. Аксиомой военной стратегии является то, что в войне необходимо бить по основному звену вражеского союза. План «АБЦ-1» отвечал и особым интересам хозяев США — вести войну в основном чужими руками и ресурсами. Основное бремя войны, особенно на начальном этапе, США возлагали на Англию. Лондону же, который также предпочитал воевать чужими руками, некуда было деваться. Вашингтон постепенно занимал место «старшего партнёра» в англосаксонском тандеме.

Японии, чтобы окончательно повернуть на юг, необходимо было урегулировать отношения с СССР. После того как Германия подписала договор о ненападении с СССР, в Токио всё более склонялись к мысли, что пора нормализовать отношения с Москвой. 13 апреля 1941 года в Москве был подписан пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией на пять лет.

В Лондоне и Вашингтоне были поражены «неблагодарностью» японцев. Япония нагло обманула ожидания хозяев США и Англии, которые ожидая нападения японцев на русских, давно создали идеальные условия для японской агрессии на Дальнем Востоке. Вместо похода на Советский Союз, о чём в Токио громко кричали многие годы, Япония подписал пакт о нейтралитете с Советским Союзом. Таким образом, Москва одержала важную победу. Центр тяжести мировой войны остался в Европе. Понятно, что полностью доверять Японии было нельзя, и СССР был вынужден держать значительные силы на Дальнем Востоке. Однако пакт о нейтралитете дал возможность сосредоточить основное внимание на западном стратегическом направлении, сконцентрировать внимание на угрозе, исходившей от Третьего рейха.

В Вашингтоне ещё верили, что войну на Тихом океане можно отвратить каким-то изощрённым дипломатическим маневром. В перспективу оттепели между Токио и Вашингтоном верили в вооруженных силах и политической верхушке Америки. Американские политики не оставляли надежды, что можно отвести угрозу от США, побудив Японию избрать объектом нападения СССР. Вашингтон действовал в лучших традициях бывшей метрополии — Англии, стараясь извлекать максимум выгоды для себя из войн в Европе и Азии. На этом во многом и основывалось благополучие Соединенных Штатов. Америка не спешила вступать в крупные военные конфликты, выжидала когда воюющие стороны ослабят друг друга, чтобы вступить в схватку в решающий момент и получить как можно больше выгоды и добычи.

Отсюда и политика США в годы Второй мировой войны. С самого начала конфликта США поддержали Англию, так как не могли допустить победу Третьего рейха. Однако американское правительство не спешило вступить в войну. Одновременно в Вашингтоне понимали, что вступление в войну неизбежно и проводили всестороннюю военную и экономическую подготовку к войне (включая атомный проект). Штаты вели соответствующую внешнюю политику. Это и поощрение японской агрессии в отношении Китая и СССР; и план «АБЦ-1»; ленд-лиз; постепенное углубление американо-английского союза. Весной 1941 года из крупных мировых держав, кроме США, только СССР и Япония были вне мировой бойни (если не считать кровавую возню японцев в Поднебесной). Это побуждало Вашингтон к ещё большей осторожности. США хотели дождаться вовлечения в мировую войну СССР и Японии, и только после этого вступить в глобальный конфликт, уже на своих условиях.

Выполнение этой стратегии открывало перед Америкой захватывающие перспективы. Соединенные Штаты могли остаться единственной сверхдержавой со стабильно развивающейся экономикой, которая не подверглась военному воздействию, с полнокровными армией и флотом, не истощенными длительным противостоянием. Силы Франции, Германии, Италии, СССР, Японии и даже частично Англии должен был уничтожить пожар мировой войны. Мировая бойня приближала наступление «Американского века» — мирового господства хозяев США, «золотой элиты» паразитирующей над всем человечеством.


Японские истребители A6M2 «Зеро» из состава второй волны авиаудара по американской базе Перл-Харбор взлетают с палубы авианосца «Акаги»
Автор: Самсонов Александр
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх