Станет ли курдский вопрос причиной войны между Турцией и Израилем?
После падения правительства Башара Асада в Сирии отношения между Израилем и Турцией переходят в новое измерение и могут сильно обостриться, пишет газета The Jeruselam Post со ссылкой на мнения экспертов и отчет комиссии Нагеля (занимавшейся анализом оборонного бюджета и стратегией безопасности).
Анкара фактически стремится восстановить Османскую империю, а также подавляет попытки Рабочей партии Курдистана (РКК) обрести плацдарм в Сирии для возможного восстановления курдского государства, что противоречит политике Тель-Авива.
Авторы документа не исключают, что Анкара может использовать группировки в Сирии в качестве своих прокси-сил для создания нестабильности на Ближнем Востоке, это может «перерасти в нечто еще более опасное, чем иранская угроза» для безопасности Израиля.
Для укрепления безопасности комиссия рекомендует израильскому правительству приобрести дополнительные самолеты F-15, самолеты-заправщики, спутники, БПЛА, укрепить системы ПВО, а также начать строительство укреплений вдоль долины реки Иордан для обеспечения приграничной безопасности. Эти меры, как считают авторы документа, помогут Израилю подготовиться к возможному столкновению с Турцией.
В докладе комиссии также говорится, что «падение сирийского режима и процесс создания новых сил в регионе могут создать новые угрозы для Израиля».
«Среди прочего может сложиться ситуация, при которой на смену прежнему режиму придет экстремистское сирийское правительство с ярко выраженной антиизраильской идеологией. Такой сценарий может быть даже более опасным, чем иранская угроза, из-за его близости к Израилю и его контроля над стратегическими центрами силы в Сирии», — говорится в документе.
Материал на тему возможного столкновения Анкары и Тель-Авива опубликовала и проправительственная турецкая газета Yeni Şafak. Издание не исключает, что «Израиль может оккупировать Дамаск, чтобы создать пространство для маневра для РПК и СНС путем отвлечения внимания Турции от них». Кроме того, для того, чтобы отвлечь внимание мировой общественности от ситуации в Газе, израильская сторона может «предпринять в Сирии невообразимые шаги».
— Но речь идет прежде всего о конфликте интересов. Конечно, Анкара желает использовать силы, пришедшие к власти в Сирии, для подавления курдских формирований, прежде всего РПК, которые держат под контролем часть территории этой страны и поддерживаются Вашингтоном и Тель-Авивом. Фактически это были независимые анклавы, не подчинявшиеся Дамаску, правительству Асада. Турция же считает ту же РПК террористической организацией, она неоднократно обвиняла курдские группировки в организации терактов, что действительно имело место.
— Это благоприятный момент для таких действий. Но такие намерения Израиль воспринимает как угрозу для себя. Однако вряд ли сейчас можно говорить о прямом вооруженном столкновении между Турцией и Израилем. Турки входит в НАТО, где доминирующую роль играют США. Однако это не помешает подавлению курдских сил на сирийской территории под руководством Анкары. Тем более, что прежняя поддержка курдов Тель-Авивом и Вашингтоном была вызвана противостоянием с правительством Асада, которое они стремились как минимум ослабить.
Сейчас ситуация изменилась. Возможно, позиция Израиля и США по отношению к курдам изменится. Хотя израильтянам выгодно существование курдских сил и курдского анклава в пику арабскому окружению.
Как известно, Израиль считает арабский мир враждебным, а курды в значительной степени противостоят ему, поскольку на территориях различных арабских стран существуют их анклавы. Причем курды надеются на создание своего национального государства в будущем, о чем мне лично доводилось неоднократно слышать от их представителей в России. Поэтому здесь ситуация пока неоднозначная.
«СП»: Напряженность между Турцией и Израилем будет нарастать?
— Турки вряд ли решатся на большой конфликт с курдами в пику Израилю. Тем более та же РПК сейчас, благодаря США и Израилю, неплохо вооружена. Возможны какие-то локальные операции турецких военных против курдских формирований, как это имело место раньше.
— Во-первых, это инструмент внутренней израильской политики, предусматривающий определенную мобилизацию общества и политиков. Под нее будут заключаться контракты, выделяться средства минобороны и спецслужбам.
Во-вторых, в представленных выводах, безусловно, имеется логика. Когда исчезает буферное государство, страны, ранее имевшие если не союзнические отношения, то партнерские договоры, оказываются лицом друг к другу. И между ними могут происходить не только вооруженные конфликты, но даже кровопролитные войны, как это не раз случалось в истории. Поэтому в материале содержится достаточно трезвый анализ.
Это не означает, что конфликт произойдет в ближайшее время, но в Израиле вполне понимают, куда ветер дует, чем грозит курс Эрдогана на возвращение отпавших территорий Османской империи. Произошедшее в Сирии — лишь один из таких эпизодов, но нечто подобное мы наблюдаем в той же Ливии. И здесь костью в горле у Эрдогана может стать Израиль — очень сильный, серьезный соперник, которого так просто не возьмешь. Эрдоган все прекрасно понимает и будет, скорее всего, расширять турецкое влияние, как это произошло после падения режима Асада в Сирии.
«СП»: Учитывая заявленную Трампом поддержку Израиля, столкновение интересов Анкары и Тель-Авива может повлечь за собой осложнение турецко-американских отношений?
— Трения между Турцией и США имеют место уже давно. К тому же в этом случае важную роль играют личные отношения Трампа и Нетаньяху. Но Трамп не станет рвать с Эрдоганом — ему нужна Турция как троянский конь для Европы, рычаг давления на нее. Здесь, конечно, во многом вопрос политического мастерства Трампа.
Но и Эрдоган не станет действовать в лобовую. Не исключено, что он будет словесно обрушиваться на Израиль, в котором будут ужасаться его заявлениям, а под шумок готовиться к антииранской операции.
«СП»: Которая на руку тому же Эрдогану.
— Разумеется. Он, конечно, попытается извлечь из этого свою выгоду, ведь подобным образом он нередко поступает в последнее время.
Свежие комментарии