На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Понятно,что Европа пытается Украину украсть,что к Законности тоже отношения не имеет!ТАК СКОЛЬКО ЖЕ БА...
  • Eduard
    На каком основании Европа вмешивается в дела сторонних стран?Европа должна себя защищать,а не сувать свой длинный нос...ТАК СКОЛЬКО ЖЕ БА...

ВМС Польши между мировыми войнами

ВМС Польши между мировыми войнами

Зарождение

По итогам развала трёх империй (Российской, Германской и Австрийской) польское государство в 1918 году возродилось. Вместе с возрождением оно прихватило ряд собственно русских и германских земель, получив в качестве бонуса 90 км балтийского побережья, которое теперь предстояло оборонять. Так что создание польского флота было явлением логичным и неизбежным, особенно с учётом того, что Версальские соглашения не могли держаться вечно, а бардак в России, порождённый Гражданской войной, был явлением сугубо временным. И вопрос для воссозданной Речи Посполитой стоял, скорее, не в том, придётся ли отвечать за аннексированные земли, а в том – КОГДА придётся.

Строго говоря, военно-морская компонента как раз особых забот вызывать не должна была. 90 км это 90 км, четыре тяжёлых батареи перекроют их полностью, а если пушки будут калибром хотя бы 305 мм и в башнях, да с подземельями из бетона – по типу батарей советских... Их не только с моря, их с суши не угрызёшь. Если же ещё выставить минные поля, а за ними запрятать торпедные катера и с воздуха прикрыть сотней самолётов – выйдет крепость похлеще Порт-Артура. Остальные же средства для поляков целесообразно было тратить на армию – узкий коридор к морю был зажат, между Восточной Пруссией и собственно Германией, а ещё с Востока к нему примыкал вольный город Данциг, формально независимый, но на 95 процентов немецкий. Да и в целом – имея в потенциальных противниках СССР, Германию, Литву и ЧСР, оккупировав огромные территории с украинским и белорусским населением, заморачиваться этим самым коридором и морскими делами смысла особого не было. Для удержания нахапанного и подавления возможных бунтов нужна была армия, а не флот. Но...



«10 февраля 1920 года в Пуцке, единственном городе (фактически рыбацком посёлке на побережье Балтийского моря), подаренном Польше, состоялась свадьба Польши с морем. Кольца изготовил командующий Поморским фронтом генерал Юзеф Галлер вместе с делегацией кашубцев и местных рыбаков.»

А в 1922 году начинается строительство порта и города Гдыня, а с 1928 года – на Хельской косе возводится военно-морская база и укрепрайон Хель для прикрытия порта. В принципе, ничего такого в этом не было – свой порт (хотя при особых правах в Вольном городе Данциг можно было не заморачиваться) это завсегда хорошо, да и охранять его надо. Но поляков несло и помимо своего они отхватили кусочек Данцига, создав там склады и базу – Вестерплатте. Ну и корабли, в общем, планов было громадьё, поляки хотели ни много ни мало колоний:


«В 1937 году были изданы «Колониальные тезисы Польши». С этого времени Польша стала регулярно проводить «Неделю моря» под девизом «Нам нужны сильный флот и колонии». В 1938 году было решено проводить так называемые «Дни колоний» с массовыми демонстрациями и торжественными богослужениями в костелах. Морская и колониальная лига призывала: «Пусть никто не останется равнодушным, пусть голос каждого превратится в сильный крик: Требуем свободного доступа к ресурсам! Требуем колоний для Польши!». Колониальные притязания распространялись на Того, Камерун, Мадагаскар, Либерию, землю в Бразилии, Аргентине и даже на участок в Антарктиде. Польша хотела отобрать у Португалии Анголу и Мозамбик, разместить поселенцев во французских колониях в Африке. Обсуждалась также Родезия. Была также предпринята попытка заявить свои претензии на Тринидад и Тобаго, Гамбию.»

А для этого нужен был мощный флот.

Ожидания



А с ним не сложилось, что-либо поиметь с Советской России не вышло, а с Германии досталось шесть миноносцев – четыре типа «А» и два «V-105» и «V-108» из голландского заказа. К ним прилагались четыре тральщика типа «FM» и два выкупленных у финнов СКР типа «Водорез» Русского флота. В принципе – мечта, укрепляй Гдыню и Хель, строй замену полученным кораблям... Но повторюсь, это поляки:

«Разработанная в 1920 г. 10-летняя программа военного кораблестроения предусматривала постройку ни много ни мало двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого число малых кораблей.»

При этом, по информации польского же источника, денег в стране было катастрофически мало:

«Польское государство в то время было разорено войнами и бедностью, о чём свидетельствует тот факт, что в рамках экономии было принято решение выделить средства на топливо только для части кораблей. По пути в Гданьск они должны были отбуксировать остальных.»

Но планам это ведь не помеха, правда? И в 1924 году разработана новая программа, в этот раз малая:

«…за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 подводными лодками.»

Которая, впрочем, тоже провалилась за неимением денег, и в 1936 году, когда стала ясна непосильность второй, принята была третья программа… тоже невыполненная:

«…до 1942 г. предусматривалась постройка 8 эсминцев, 12 подводных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпедных катеров.»

Ну, хоть похожа на реальную. Кстати, о реальности.

Реальность



Реальный флот Польши начинался с крейсера, вернее, не совсем крейсера. В 1927 году поляки купили у бельгийцев французский бронепалубный крейсер «Д’Антркасто», переименовали его в «Балтик» и использовали как учебный корабль. Зато круто – и французский, и настоящий... почти. Вторым по водоизмещению в польском флоте стал минзаг, он же президентская яхта «Gryf», в 2200 тонн и о шести 120 мм орудиях, способный взять 600 мин. ПВО, правда, только два двуствольных «бофорса», а скорость в 20 узлов, но для береговой обороны вполне ничего. А вот с эсминцами поляков явно несло, причём не только с типами, но и с планами:

«Эсминцы в случае необходимости должны были иметь возможность быстро достичь района советской базы в Ленинграде и провести не менее двух атак на корабли противника, прежде чем они достигнут польского побережья, в том числе и линкоры, направляющиеся в сторону Гдыни и Хеля.»

Ну а недобитых «москалей» должны были добить субмарины. Что сотворили бы с четвёркой эсминцев Польши пара «Кировых», пара лидеров и 6-8 семёрок – лучше и не думать, поляков жалко даже на минуту становится. Первая пара из этой четвёрки – клоны французских «Bourrasque», с четырьмя орудиями 130/40 и 2X3 ТА 550 мм. Вторая пара – тип «Гром», способны нести семь орудий калибра 120 мм и являлись то ли лидерами (советские несли 5 орудий, например), то ли уже безбронными лёгкими крейсерами. Помимо этой четвёрки поляки обладали подводным флотом – пять субмарин (из них три подводных минных заградителя постройки начала 30-х годов), 6 малых тральщиками в 200 тонн водоизмещения и, собственно, всё. С кораблей начала 20-х годов до войны дожили две канлодки, экс-русских СКР. Вышло классическое «на кота широко, а на собаку узко». Для войны что с СССР, что с Германией этого было ничтожно мало, для обороны побережья – чрезмерно. А потраченные деньги ушли, а ведь можно было построить танки, самолёты, артиллерийские орудия... На одних эсминцах стоял артполк, да ещё и с зенитным прикрытием. И что в итоге вышло?

Война



Собственно, участие ВМФ в обороне Польши свелось к трём операциям, причём одна из них началась ещё до начала войны и была самой успешной. Называлась она «план Пекин» и заключалась в бегстве трёх из четырёх эсминцев в Англию. 29 августа в 12:55 по получению сигнала эсминцы рванули к Датским проливам и на момент начала войны уже находились в Северном море. Четвёртый эсминец вместе с минзагом были потоплены Германской авиацией в Хеле на третий день войны. Дело в том, что вся морская авиация Польши насчитывала шесть гидросамолётов...

Второй операцией можно очень условно назвать оборону Вестерплатте, если, конечно, бои Данцигского ополчения с ротой поляков можно характеризовать таким словом. Даже то, что по полякам пострелял линкор «Шельзвиг-Гольштейн» (додредноут эпохи русско-японской), её таковой не делает. Впрочем, рота поляков честно отбивалась аж неделю, потеряв 15 человек и нанеся немцам серьёзные потери в 400 человек. Кажется мне – в основном местным ополченцам, а не приданной им штурмовой роте... В Польше это сейчас национальный миф, вроде как у нас о Брестской крепости, хотя, конечно, масштабы лучше не сравнивать, да и поднимать белый флаг наши как-то не умели... Сами поляки, кстати, о сдаче в своей прессе молчали, рассказывая сказки о бое до последнего живого солдата:

«В восьмой день польско-немецкой войны, 8 сентября сего года в 11 часов 40 минут, в доблестной борьбе на боевом посту пал смертью храбрых последний защитник из гарнизона Вестерплатте, защищавший Польскую Балтику.»

Третий эпизод – оборона ВМБ Хель. Она как раз продолжалась месяц, но Хель – это коса, там было сосредоточено три тысячи солдат, весь польский флот и три береговых батареи. Было и зенитное прикрытие, и минные поля. Соответственно, немцы какое-то время не особо и рвались расшибить себе лоб. А когда начали всерьёз – Хель с уцелевшими кораблями быстро капитулировал. И правильно сделал – к 2 октября Польши уже не было. Субмарины, правда, ушли – три в Швецию, две в Англию.

Итог


Всё-таки полякам, потратив огромные деньги, удалось выстроить и ВМС, и инфраструктуру, но при первом же столкновении с противником, воевать с которым готовились 18 лет, всё это оказалось практически бесполезным. Для примера можно взять ту же Финляндию – потратив денег гораздо меньше, они создали ВМС гораздо эффективнее, просто по той причине, что не собирались колонизировать Африку и Антарктиду.
Автор:
Роман Иванов
Использованы фотографии:
ВМС Польши
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх