На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав Денисов
    Т.е, наши славные енаралы даже пулемётами армию не смогли обеспечить!!! И теперь, некоторых из них, наконец-то аресто...Северокорейский п...
  • Дмитрий Бакланов
    Чушь какая-то.последний год подсолнечное масло дешевеет.Вслед за сливочны...
  • Сергей Oблезов
    Танцевать у нас и другие могут, а петь она никогда не умела. Мама всех приучила, что она талантлива!Кристины Орбакайт...

Тяжелые мысли над тяжёлыми огнеметами

На днях СМИ запестрели заголовками, прославляющими наши тяжелые огнеметные системы (ТОС) всех видов, от «Буратино» до «Тосочки». Модернизировали, улучшили, установили новое. С неприкрытым намеком в сторону «потенциальных» - бойтесь, ибо наши ТОС не имеют аналогов. И все в таком духе.

И тут возникает вопрос: а почему так вышло, что не имеют? Что такого эксклюзивного в наших ТОС, что никто в мире не может такого создать?


Прежде всего надо посмотреть в историю и осознать реальную роль этих машин на поле боя.

Для начала пару слов о термобарическом взрыве. То есть совмещающем поражение цели изменением как температуры, так и давления. После разрыва боеприпаса в воздухе распыляется боевая смесь и образуется облако, которое поджигается.

Скорость детонации у этого взрыва весьма небыстрая, смесь (пропилнитрат и порошок магния) горит со скоростью 1500ꟷ3000 м/с, что втрое ниже обычных горючих смесей.

Но именно из-за такой низкой скорости горение смеси очень тщательно выжигает из воздуха весь кислород. Температура горения – около 3000 градусов Цельсия, некомфортная практически для всей окружающей среды.


Но горение порождает и скачок давления. Сначала от самого взрыва и под воздействием температуры давление увеличивается, а когда сгорает кислород в заданном объеме воздуха, давление падает на 150ꟷ200 мм ртутного столба ниже атмосферного. В течении очень короткого промежутка времени.

В общем, все неприятно для тех, кто попадет под такой взрыв. Не температура, так давление может вызвать необратимые изменения в человеческом организме, несовместимые с нормальной жизнедеятельностью.

Изобрели это милое оружие давно. Во времена «холодной войны» в процессе усовершенствования огнемета. Огнемёт очень неплохо себя зарекомендовал в двух мировых войнах, как противопехотное оружие ближнего боя. Однако модернизация для этого страшного вида уничтожения людей напрашивалась сама собой, ибо огнеметчик с баком на спине был первоочередной целью пехотинца (по понятным причинам).

Да, под термином «огнемет» все понимали некое оружие, которое метало горящую смесь на небольшое расстояние. Но ученые, просто скопировав принцип «греческого огня» (который как только не доставляли до адресата древние воины), поместили огнесмесь в капсулу с намерением доставить ее до места активации при помощи любого ускорителя.

Вообще, оружие, способное уничтожить солдат противника в хорошо укрепленных бункерах, ДОТах и прочих труднодоступных местах, давно требовалось всем армиям. Вторая мировая война показала, что нечто мощное и мобильное (да, типа огнемета) в городских боях – очень полезная деталь.

Так родился такой боеприпас, как ТБГ-7В. Да, РПГ-7 – очень простой способ доставить термобарическую боеголовку в окно дома напротив. «Танин» летел на 100ꟷ200 метров и вырубал все под корень в радиусе 10 метров от себя.

Тяжелые мысли над тяжёлыми огнеметами

Далее был «Шмель», который и летел несколько дальше (1000 м), и убивал все живое в объеме 80 кубометров. А «Шмель-М» и того дальше полетел.


Естественно, рисовалось нечто, вообще, большое и самоходное. Поскольку «Шмели» очень неплохо себя зарекомендовали в Афганистане.

Так что появление «Буратино» было вполне логично и обоснованно. И то, что ТОС проходила испытания в Афганистане, тоже. Да, дальность стрельбы была, мягко говоря, небольшая, до 4 км. Но шасси от Т-72 позволяло и выйти на дистанцию стрельбы по противнику, и после стрельбы уйти, не особенно разбирая дорогу. Быстро.

И транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) была под стать, на базе грузовика КрАЗ-255Б.

В горах Афганистана «Буратино» себя показал во всей красе. Оказалось, что объемные и термабарические боеприпасы очень хороши именно в условиях труднодоступной гористой местности.

Тем более, что там определились нюансы, которые сыграли не последнюю роль в том, как применяется данная военная техника.

Что же такого нового и «не имеющего аналогов» было в снарядах «Буратино»?


Фото: Vitaliy Ragulin, Wikimedia Commons

В общем – ничего. Сама по себе машина весьма и весьма противоречива. С одной стороны, броня танка и неплохая скорость дают возможность выкатиться на рубеж пуска и быстренько оттуда уйти. Но рубеж сам невелик. 4 км (точнее, 3600 м) – это и «Корнет», и «Джавелин», и «Стугна» запросто превратят машину в металлолом. Про более серьезные ПТУР и вертолеты даже не говорим.

Поэтому применение ТОС против регулярных армий выглядит совершенно несерьезно. В любой из них найдется, чем разбить самоходные огнеметы.


Источник: mil.ru

Тем более, что для регулярных армий существуют более весомые решения: те же РСЗО «Смерч»/«Торнадо-С», которые в состоянии выстрелить термобарическую боеголовку 9М55С на дальность от 25 до 70 км.


Дорого, но эффективно. И, что немаловажно, безопасно.

Другое дело – нерегулярные и кое-как вооруженные отряды боевиков. Без тяжелого вооружения, способного нанести урон танковой платформе. РПГ, сами понимаете, здесь не в счет совершенно.

И вот по ним (что в Афганистане, что в Чечне) вполне можно было стрелять неуправляемыми и более дешевыми снарядами ТОС «Буратино», нежели использовать «Смерчи». При работе по площадям, когда не надо думать о возможных потерях среди мирного населения, которого нет в радиусе действия, и о точности, НУРС – вполне себе нормальное оружие.

Потому «Буратино» пришелся ко двору в Афганистане и Чечне.

И дальнейшая эволюция в виде «Солнцепека» - это уже 6 км, а не 4. Дистанция увеличивается, хотя разработчики оружия противодействия тоже не сидят спокойно. И да, «Смерч» (который превратили в «Торнадо-С», подключили к спутникам, сделали снаряды управляемыми и корректируемыми) дешевле не стал.

Сейчас (вполне ожидаемо) на вооружении в российской армии находятся оба варианта — и «Буратино», и «Солнцепёк». Броня, скорость, системы защиты вполне нормально уживаются с НУРСами прошлого века, испепеляющими все при работе по площадям.

Сейчас прошла информация о новой ступени развития – ТОС-2 «Тосочка», которая будет стрелять на расстояние до 15 км. Все теми же НУРС с термобарическими боеголовками. Так же дешево и надежно. При работе по площадям.

Но возникают вопросы. Почему даже в нашей армии таких систем единицы? Раз они «не имеют аналогов» и т.п.? Да и в мире очередь за ТОС не выстроилась. Ирак, Азербайджан, Казахстан, Саудовская Аравия, Сирия – вот кто имеет на вооружении ТОС-1А. Из данного списка союзниками можно назвать Казахстан и Сирию. Да и то с натяжкой.

Так почему же так мало ТОС в любой армии, обладающей этим оружием? И почему нет аналогов, если все так просто?

Причин несколько.

Главная – необычайная уязвимость машины от огня элементарных автоматических пушек. Про ракетное оружие не говорим. Любое механическое воздействие на боеприпасы может вызвать очень нехорошую реакцию – утечку жидкости и возможное воспламенение. И тогда мало не покажется своим.

Недаром еще в Афганистане крайние ряды ячеек не заполнялись ракетами именно из-за этого, а в Чечне ТОСы работали только под прикрытием танков.


Источник: Wikimedia Commons

Так что именно уязвимость и вследствие этого опасность поражения своих войск от ПТРК и автоматических пушек не скоро сделают ТОСы машинами современного боя на переднем крае. Тем более, при масштабных боевых действиях. Там ТОС вчистую проигрывают РСЗО, что по дальности, что по эффективности.

Более того, звучат хвалебные оды тому, что ТОС-1А кладет снаряды с точностью +/-10 метров. А замеры дистанции производятся с помощью лазерного дальномера. То есть – цель за горой поразить никак?

И что у нас остается по факту?

А остается чисто полицейское оружие. С весьма узкой специализацией – локальные конфликты на территории слаборазвитых стран и контртеррористические операции.

Жирно подчеркну: в горных районах.

Да, в условиях гор, где сложно из-за рельефа применять любую технику, ТОС, выжигающий подозрительный район, или район, в котором были замечены боевики, либо ответ на действия боевиков – бесспорно, это эффективно. Учитывая отсутствие у боевиков и террористов оружия, способного причинить вред машине.

Не зря в СМИ прошла информация, что новые ТОС-2 будут поставлены в части Южного военного округа. Именно в том округе у нас очень много горных массивов, и в тех местах очень часто бывает неспокойно. Так что появления в ЮВО новых ТОС-2 с увеличенной дальностью стрельбы обосновано.

Теперь о том, почему шпионы многочисленных «потенциальных партнеров» не охотятся за секретом ТОС. Наверное, потому что никакого секрета нет.

Но давайте посмотрим. США. У них, кстати, с термобарическими зарядами все хорошо. Но доставляют они их либо с помощью самолетов, либо теми же РСЗО или крылатыми ракетами. Примерно то же самое делают и их союзники. Израиль, например, сбросивший такой боеприпас на жилые дома в Ливане.

У китайцев тоже полный порядок. Они скопировали все, до чего могли дотянуться. В том числе и нашу ОДАБ-500. И тоже предпочитают доставлять свои ТБ-боеприпасы либо самолетами, либо ракетами.

Точнее получается.

Что касается применения, то на ум не приходит того, где можно применить сегодня такой боеприпас. Учитывая к тому же негативное отношение к нему ООН. Афганистан? Увы, сегодня там сидит контингент НАТО. И, надо сказать, сидит довольно смирно. Разборки талибов и правительственных силовиков говорят о том, что в стране все так же идет гражданская война, как она шла 200 лет назад при британцах.

Времена, когда советские военные могли устроить моджахедам быстрый финал при помощи «Буратино», видимо, остались в прошлом. Сегодня в Афганистане действуют иначе. Не так решительно, да и американцам и их союзникам выгоднее, когда в разборках гибнут местные.

Европейцам с их площадями и перенаселенностью, вообще, о ТБ-боеприпасах лучше не думать. Страшно представить последствия применения. У американцев не лучше. Да и не наблюдается в США столько террористов, чтобы ради них нужно было строить такие машины.

Из развитых стран воюет только Израиль. Но это как раз тот случай, когда там все так перемешались, что тоже не начнешь сабелькой размахивать термобарической. Может, конечно, по Газе и хотелось бы, но кто бы разрешил?

Вот и получается, что все случаи применения тяжелых огнеметных систем можно пересчитать по пальцам. Афганистан (СССР), Чечня и Сирия (Россия), Карабах (Азербайджан).

Обратите внимание, все – зачистки.


Источник: Wikimedia Commons

Вот потому российские ТОС и остаются «не имеющими аналогов», поскольку чисто полицейские огнеметные системы, годные условно только для зачистки территорий, никому в мире пока не нужны.

Реально армии мира не спешат принять на вооружении чудо-машину, способную при нескольких попаданиях мелкокалиберных снарядов устроить локальный Апокалипсис своим.

Кроме того, у ТОС есть и еще одно очень слабое место. Система очень сильно зависит от погоды. Сильный ветер рассеет облако и не даст ему сформироваться для должного эффекта. Дождь просто «разбавит» огнесмесь и придавит к земле. Туман тоже окажет примерно такое же воздействие.

Воевать при идеальных погодных условиях? Тот еще вариант.

В общем, действительно, только полицейское применение да моральное воздействие на противника тем, что есть такое, «не имеющее аналогов». Не более того.

Уверен, что если в мире кому-то потребуются такие системы, то аналоги появятся очень быстро. Исключительно потому, что ничего сложного и инновационного в них нет.

Конечно, то, что они у нас есть – от этого никому хуже не станет. Кроме тех, кто может попасть под удар этих машин. В горах Кавказа, например. Есть о чем задуматься на будущее.

И здесь главное – не перебарщивать.

Как в свое время сказанул генерал-полковник Станислав Петров из РХБЗ в интервью «Красной звезде», что вооружение войск РХБЗ можно использовать в мирное время для защиты окружающей среды.

Конечно, можно, например, сжечь залпом ТОСов конопляное поле. Или маковое. Можно попробовать бороться с лесными пожарами. Да все что угодно можно придумать, но стоит ли?

Да, у нас есть на вооружении некоторое количество тяжелых огнеметных систем. Не имеющих ни аналогов в мире, ни четко сформулированной тактики применения. Они просто есть. Модернизируются и усовершенствуются. По крайней мере, вреда от них нет.

Насколько могут быть полезными эти системы? Учитывая, что их 40-летняя история насчитывает несколько применений? Покажет время.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх