На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Лагуткин
    Конверт не занесли в миграционную службу.  А чиновники за это наказывают.«В наручники и на...
  • Вадим Скоробогатов
    РАССТРЕЛЯТЬ ПАРОЧКУ МРАЗЕЙ...СРАЗУ ПРИТИХНУТ И СМЕЯТЬСЯ ПЕРЕСТАНУТ.Звериная ярость: ...
  • татьяна кирк
    Почему так долго длится суд ? Что там неясно ? "  В СИЗО они окрепли... "  Может, и в весе прибавили ?  Уже год, как ...Звериная ярость: ...

Вождь Джеронимо: лютый враг белых мексиканцев

Фотография Камиллуса Сидни, 1849-1901. Библиотека Конгресса США. Джеронимо – с длинной винтовкой в руках справа

Прежде чем судить о недостатках других людей, посмотри на следы своих мокасин.
Афоризм американских индейцев


Индейские войны. Среди индейских вождей, которые воевали с армией США, имя вождя Джеронимо (на мескалеро-чирикауанском диалекте апачей Гоятлай, «Тот, кто зевает») стоит одним из первых. Родился он в июне 1829, а умер 17 февраля 1909 г. Легендарный вождь чирикауа-апачей, он 25 лет возглавлял борьбу против вторжения белых в земли своего племени, и только в 1886 году был вынужден все-таки сдаться американской армии. 


Вождь Джеронимо: лютый враг белых мексиканцев
Рубашка апачей. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

Считается, что он был выдающимся лидером и знахарем племенной группы бедонкоха, среди которой он родился и которая принадлежала к племени апачей. С 1850 по 1886 год Джеронимо вместе с индейцами трех родов апачей чирикауа-чихенде, цоканенде и неднхи совершал многочисленные рейды против мексиканских и американских военных в северных мексиканских штатах Чиуауа и Сонора и на юго-западных американских территориях Нью-Мексико и Аризона. Набеги Джеронимо и связанные с ними боевые действия были частью длительного конфликта между апачами и Соединенными Штатами, который начался сразу же после окончания войны с Мексикой в 1848 году.


Апачи. Сумочка для мелочей. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

Сразу отметим, что понятие вождь у индейцев не совсем то, что «вождь» цивилизованных стран. Часто вся его власть держалась лишь только на одном авторитете, и он мог советовать своим соплеменникам, но не приказывать. К тому же вождей обычно было два! Мирного времени и военного. И вот вождю мирного времени подчинялось все племя, а военному – только мужчины. Джеронимо был именно военным вождем (хотя еще и знахарем), и пусть даже он и был хорошо известен, он не был вождем всего племени чирикауа или бедонкохе. Но из-за своей славы и удачливости он в любой момент мог позвать к себе воинов, и 30-50 апачей тут же к нему являлось. Он сражался с белыми, когда был уверен в победе, но и не горевал, когда те оказывались сильнее.


Апачи. Аризона. Боевая палица. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

С 1876 по 1886 год он трижды сдавался бледнолицым и отправлялся жить в резервацию апачей в Аризоне. Но потом ему там надоедало, и он опять выходил на тропу войны. Его опять ловили, он опять «поднимал руки вверх», обещал «зарыть томагавк войны», но потом опять его откапывал! Лишь в 1886 году, после преследования в северной Мексике американскими войсками, которое последовало за его третьим побегом из резервации в 1885 году, Джеронимо сдался в последний раз. Причем не кому-нибудь, а лейтенанту Чарльзу Гейтвуду, выпускнику Вест-Пойнта, который… говорил на языке апачей и которого Джеронимо весьма уважал, познакомившись с ним несколькими годами раньше. Тот передал пленника генералу Нельсону Майлсу, который обращался с Джеронимо как с военнопленным и перевез его сначала в Форт Боуи, а затем вместе с 27 другими апачами отправил к остальным членам племени чирикауа, которых ранее переселили во Флориду.


Апачи. Головной убор. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

Имея Джеронимо в качестве пленника, Соединенные Штаты сделали на нем хороший PR, привлекая его к участию в различных мероприятиях. Для правительства это стало доказательством его успеха в умиротворении индейцев, но и Джеронимо такое отношение было тоже очень выгодно, поскольку он и сам неплохо на этом подзаработал. В 1898 году Джеронимо привезли на Транс-Миссисипскую международную выставку в Омахе в штате Небраска. После нее он сделался частым посетителем ярмарок, выставок и других общественных мероприятий. Деньги на них он зарабатывал, продавая свои фотографии, а также сделанные им луки, стрелы, пуговицы с рубашки и даже шляпу. В 1904 году он участвовал во Всемирной выставке в Сент-Луисе, штат Миссури, где продавал сувениры и собственные фотографии. В 1905 году Департамент по делам индейцев пригласил его для участия в инаугурационном параде президента Теодора Рузвельта. Собственно, как пригласил? Просто взял и «представил», ведь он считался военнопленным, то есть был как бы собственностью военных властей правительства США. Однако достоинства его при этом не ущемляли. Например, в Техасе он даже участвовал в постановочной охоте на бизонов, где застрелил одного бизона, и, хотя на всех таких мероприятиях его и сопровождали солдаты, своим надзором они ему не докучали. Кстати, организаторы этой охоты не знали, что ни люди Джеронимо, ни он сам не были охотниками на бизонов. Кстати, будучи участником инаугурационных торжеств, Джеронимо обратился к президенту с просьбой вернуть его племя назад в Аризону, на землю его предков, но тот ему отказал.


Апачи. Шапочка, отороченная узором из бисера. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

Жизнь его завершилась в начале 1909 года. 79-летний Джеронимо упал с коня и до утра пролежал на холодной земле, а три дня спустя, 17 февраля 1909 года, умер от пневмонии в Форте-Силл, где и был похоронен на местном кладбище среди других пленных индейцев племени апачей.


Джеронимо. «Тот, кто зевает». Национальный архив США

Такова в общих чертах судьба этого по-своему замечательного человека, которую теперь мы рассмотрим более подробным образом. Начнем с того, кто такие эти самые апачи, вождем которых был Джеронимо и сколько их всего было.

Итак, апачи – это собирательный термин для нескольких культурно близких групп коренных американцев родом из юго-западных территорий Соединенных Штатов. В настоящее время к ним относятся западные апачи, чирикауа, мескалеро (вождем которых в произведениях Карла Мая как раз и был Виннету), хикарилла, липан и равнинные апачи (которых ранее называли кайова-апачи).


Кайова. Леггинсы-мокасины. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

В течение десятилетий постоянный конфликт между апачами-мексиканцами и апачами, жившими на территории США, был неотъемлемой частью их образа жизни, который представлялся ими своеобразным «экономическим предприятием». Индейцы нападали на белых поселенцев с целью кражи домашнего скота и другой добычи, а также захватывали их в плен ради выкупа или убивали, иной раз с помощью пыток. Мексиканцы и американцы отвечали ответными ударами, которые были не менее жестокими и очень редко ограничивались выявлением подлинных инициаторов этих набегов. Такие «удары» и «контрудары» подпитывали пламя ожесточенной войны в течение многих лет. Война эта перекатывалась словно теннисный мячик между апачами и мексиканцами, а позднее между апачами и американцами. Именно таким вот образом, кстати говоря, сам Джеронимо и потерял всю свою семью, когда 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под командованием полковника Хосе Мария Карраско совершил нападение на лагерь Джеронимо. Получилось так, что как раз в это время большинство мужчин ушли в ближайший город… чтобы торговать, поэтому защищаться было некому. Было убито множество женщин и детей, и в их числе жена, трое детей и мать Джеронимо. По индейским понятиям такая месть была несправедливой и в свою очередь требовала отмщения!


Щит апачей. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон

Вот почему все время с 1850 по 1886 год Джеронимо не просто жил войной, подобно многим другим своим соплеменникам, он еще и стремился отомстить за убийство своей семьи мексиканскими солдатами, поставил своеобразный рекорд жестокости за все это время, который не имел себе равных ни у одного из индейских вождей его современников. Попавший к нему в плен американец еще мог надеяться на спасение. Мексиканцев в этом случае по любому ожидала мучительная смерть. Сам Джеронимо рассказывал об этом так:

«Однажды поздно вечером, когда мы возвращались из города, нас встретили несколько женщин и детей, которые рассказали нам, что мексиканские войска из какого-то другого города напали на наш лагерь, убили всех мужчин, захватили всех наших пони, захватили наше оружие, уничтожили наши припасы и убили многих наших женщин и детей. Мы быстро разделились, прячась, как могли, до наступления темноты, а когда стало темно – собрались в назначенном месте встречи – в зарослях у реки. Мы тихонько прокрались к нашему лагерю один за другим, выставили часовых, и когда все наши убитые были пересчитаны, я увидел, что среди них были моя старая мать, моя молодая жена и трое моих маленьких детей».



Главный апач планеты – Пьер Брайс в роли вождя Виннету. Какой тут у него томагавк – просто блеск! Но как раз такие, широколезвийные, наподобие секиры и поставляли индейцам испанцы. А уж они сами делали похожие на них образцы

Вождь племени, к которому принадлежал Джеронимо, Мангас Колорадас (по-испански «Красные Рукава»), послал его в племя кочиза за помощью, чтобы отомстить мексиканцам. Именно с этого времени имя Джеронимо и стало знаменитым, поскольку он, игнорируя смертельный град пуль, которыми апачей осыпали мексиканцы, нападал на мексиканских солдат с ножом и первым ударом перерезал им горло, а вторым – снимал скальп. Некоторые считают, что именно так и родилось его прозвище Джеронимо, поскольку мексиканские солдаты так обращались к своему святому покровителю Иерониму («Иеронимо!»), прося его о помощи. Другие объясняют это неправильным произношением его имени мексиканскими солдатами.




Настоящая рубашка мескалерских апачей. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон)

В своей автобиографии, изданной в 1905 году, были и такие строки, касавшиеся его отношения к мексиканцам:

«Я убил много мексиканцев, не знаю, сколько именно, потому, что часто не считал их. Некоторые из них не стоили того, чтобы их пересчитывать. С тех пор прошло много времени, но я все еще не люблю мексиканцев. Со мной они всегда были коварны и злобны».



И… будущий (и пока еще совсем молодой!) индеец всех времен и народов Гойко Митич. Пока еще в помощниках у Пьера Брайса

Что касается племени чирикауа, то здесь к Джеронимо многие испытывали смешанные чувства. С одной стороны, его уважали как опытного военного вождя, но многие апачи его недолюбливали, главным образом потому, что свою личную месть он ставил выше племенных интересов. Тем не менее, народ апачей испытывал благоговейный трепет перед «силой» Джеронимо, которую он неоднократно демонстрировал. Эти способности явно указывали им на то, что Джеронимо обладал сверхъестественными способностями, которые он мог использовать во благо людям или же во вред. О нем рассказывали, что Джеронимо был в состоянии предвидеть события, которые затем происходили в будущем. Он также имел способность исцелять других людей, что для апачей было явным указанием на его тесную связь с духами. Понятно, что выступать против такого человека никто из них просто не решался!

Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх