Таинственный остров на пути из Днепра в море
При входе в Днепро-Бугский лиман в прямой видимости Очакова есть совершенно секретный с давних пор остров Первомайский или, как его сокращенно именуют, Майский. Настолько секретный, что в советское время его не указывали на географических картах.
Из-за особой секретности история возникновения острова Майский то ли утеряна, то ли секретна до сих пор. Известно, что он был создан искусственно — как форпост, преграждавший путь по фарватеру турецким кораблям в Днепро-Бугский лиман. Что касается «авторства», то здесь существуют две версии. По одной из них, идея принадлежала генералу А.В. Суворову и была поддержана Екатериной II. Остров насыпали в течение 25 лет. По другой версии идея создания острова принадлежит выдающемуся инженеру, генерал-адъютанту Э.И. Тотлебену.
Так или иначе, но остров существовал уже во время русско-турецкой войны 1877−1878 годов. Он создавался на сваях, вбитых в грунт по намеченной конфигурации острова протяженностью 1400 метров. Поверх свай были насыпаны камни и глина, а также песок, завезенный из Очакова и Кинбурнской косы, между которыми и располагается Майский. Чтобы остров не разрушался штормовыми волнами, вокруг него соорудили каменный оградительный мол.
Остров первоначально именовался Батарейным и, параллельно, Николаевским. В Первомайский его переименовали большевики в начале 1920 года.
На острове с конца XIX века устанавливались мощные береговые орудия. К концу 1905 года Николаевская батарея состояла из двух фасов (пушечного и мортирного). Вооружение пушечного фаса — десять 11-дюймовых (280-мм) пушек обр. 1877 г., а мортирного — одиннадцать 9-дюймовых (229-мм) мортир обр. 1877 г.
Кроме того, на батарее было установлено пять 6-дюймовых (152-мм) пушек весом в 190 пудов на станках Дурляхера и две 57-мм пристрелочные пушки Норденфельда. Противодесантную оборону составляли восемь 9-фунтовых пушек. Подобного вооружения было достаточно для боя с двумя-четырьмя тогдашними броненосцами — благо, кругом было мелководье, ограничивавшее маневры больших кораблей.
Площадь острова составила 7,3 гектара. К 1900 году на острове имелись волноломы для небольшой гавани, причал, склады, 40 казематов, пороховые погреба и даже небольшая узкоколейка длиной 300 метров.
Орудия острова размещались в бетонных двориках за толстыми брустверами. Все остальные помещения батареи — казармы, погреба и т. д. — были упрятаны глубоко под землей так, что с воды ничего не было видно. Для маскировки высадили деревья. Для обеспечения острова водой пробурили несколько скважин.
После подавления в 1905 году восстания на «Очакове» на остров привезли лейтенанта Шмидта. Он содержался в одном из казематов до 6 марта 1906 года. Оттуда его перевезли на остров Березань, где расстреляли.
В конце 1919 года отступающие войска Деникина привели в негодность все орудия острова. Однако в мае-октябре 1920 года барон Врангель решил высадить десант в Днепро-Бугском лимане.
2 августа 1920 года линкор «Генерал Алексеев» (бывший «Александр III») с дистанции 18 км открыл огонь по острову. К этому времени большевики создали на острове батарею № 8 из трех 130-мм корабельных орудий, доставленных из Кронштадта.
После нескольких артиллерийских дуэлей белый флот был вынужден уйти, так и не высадив десанта.
В начале 1930-х годов остров приобрел современный вид — был построен новый волнолом — брекватер, и произведено укрепление бетоном береговой линии. Толщина подземных казематов составила 2,5 метра.
Три 130-мм орудия заменили на четыре 203-мм. С воздуха остров прикрывали четыре 76-мм зенитные пушки.
В августе 1941 года части Вермахта подошли к Очакову и начали обстрел острова Первомайский. Огонь 22-й батареи остановил врага. В сентябре 1941 года остров с батареей оказался в немецком тылу, и командование приняло решение об эвакуации батареи. 22 сентября четыре бронекатера эвакуировали гарнизон острова, орудия были взорваны.
В 1953 году в Севастополе создали отряд боевых пловцов. Он именовался «Морской разведывательный пункт» (МРП).
Первоначально штат 6-го МРП ЧФ состоял из 73 офицеров и матросов. Он базировался в районе бухты Круглая (Песчаная) в Севастополе. Водолазный полигон находился в бухте Омега. Деятельность МРП обеспечивали малая подводная лодка, парусно-моторная шхуна и гребные шлюпки.
В марте 1961 года по приказу командующего Черноморским флотом 6-й МРП был передислоцирован из Севастополя на остров Первомайский. Этот разведпункт стал основным в системе разведки специального назначения. На нем испытывали новую технику для подводного спецназа.
После гибели парохода «Адмирал Нахимов» в 1986 году в поисках тел погибших принимали участие и боевые пловцы с Первомайского, которые обеспечивали проходы в корпусе судна для водолазов-спасателей.
С 1967 года боевые пловцы постоянно находились на кораблях 5-ой оперативной эскадры — так официально называлась советская Средиземноморская эскадра. В 1975 году пловцы выполняли задачи на Кубе и в Арабской республике Египет. В 1981 году несколько групп «первомайцев» выполняли специальное задание в Польше.
О важности базы на острове Первомайский свидетельствует то, что на всех флотах были созданы свои морские разведывательные пункты. И только на Черноморском флоте МРП был развернут в бригаду морского спецназа — 17 ОБрСпН (Отдельная бригада Специального Назначения).
После развала СССР 17-я бригада спецназа (около тысячи человек) почти полностью присягнула Украине. На это решение повлияло давление комбрига капитана 1 ранга А.Л. Карпенко, а также наличие недвижимости на Украине.
Бывший офицер военной разведки Сергей Козлов собрал и систематизировал поистине уникальные материалы, касающиеся одной из самых закрытых структур ГРУ — разведки специального назначения. Написал и смог издать 5-томную историческую энциклопедию «Спецназ ГРУ».
Журналист Сергей Серов привел выдержку из книги Козлова:
«В начале лета 1995 года из Киева поступило распоряжение о срочной подготовке 15 групп спецназначения и выводе их в район Севастополя «для демонстрации силы перед российскими моряками». Тогда Россия, кстати, решала очень сложные задачи в Чечне. А «братский» славянский Киев именно в этот момент решил нанести удар, так сказать, под дых.
Группы спецназа получили столько взрывчатки и боеприпасов, что их хватило бы на хорошую и очень горячую «войнушку».
Молодой офицер Александр и его группа поступили в непосредственное распоряжение командующего ВМС Украины. Диверсантам выдали просто немереное количество разнообразного вооружения. 14 групп всячески «демонстрировали силу», а группу Александра спрятали в здании штаба ВМС Украины, да еще переодели в «гражданку».
А потом был дан приказ: захватить в Севастополе штаб Черноморского флота РФ и удерживать его «до подхода главных сил». Правда, сроки начала операции не указали, заявив: час икс может наступить в любой момент.
Штаб ЧФ тогда охраняла небольшая группа российских морпехов и два бронетранспортера. Для хорошо подготовленных советских спецназовцев захватить здание проблем бы не составляло. Но «незалежных диверсантов» морская пехота ЧФ перебила бы через полчаса, задолго до «подхода главных сил».
Но тут вмешались обычные бандиты. С Александром, который был абсолютно уверен, что лично он и вся его группа хорошо законспирированы, встретился представитель одного из самых известных на полуострове криминальных авторитетов.
И прямо сказал, что про «совсекретную спецгруппу ВМС Украины» им все известно, включая местонахождение членов семей разведчиков. А им, бандитам, вовсе не нужна дестабилизация на полуострове, который они взяли под свой контроль и стригут очень неплохие купоны. Если группа Александра захватит штаб ЧФ, даже никого не убив, то бандиты перебьют потом всех спецназовцев и членов их семей, поскольку ситуация на полуострове выйдет из-под их контроля. Разведчику было о чем задуматься. Он доложил комбригу — щирому патриоту «новой Украины» каперангу Карпенко, что их предали. Тот устроил истерику в штабе ВМС Украины, пообещал всех предателей перестрелять. Потом приказал группе Александра и всем другим группам бригады убыть к месту постоянной дислокации в Очаков. Сумасбродным планам захвата здания штаба ЧФ осуществиться не удалось".
25 августа 2017 года американские военные заложили в Очакове «морской оперативный центр управления флотом Украины». На секретность мероприятия указывает то, что его возводил военный строительный батальон США. Замечу, что зарубежные американские базы с 1945 года обычно строят «туземцы», то есть жители страны, где размещена база.
У меня нет документов, но элементарный расчет показывает, что самое секретное оборудование США разместили именно на острове Первомайский. Благо, мощные казематы, защищенные 2−3-метровыми бетонными перекрытиями, делают оборудование малоуязвимым для авиационных и артиллерийских ударов. Ракеты с боевыми частями проникающего действия — совсем иное дело. Но — посмотрим.
Свежие комментарии