Корвет «Гремящий» испытал в Баренцевом море новое торпедное вооружение, способное уничтожать надводные и подводные цели.
Цыганов Александр
Об испытании какого-то «нового комплекса морского оружия» корветом проекта 20385 «Гремящий» сообщил начальник пресс-службы Северного флота Вадим Серга.
«Корвет, действующий в Баренцевом море по программе государственных ходовых испытаний, выполнил торпедную стрельбу по подводной и надводной целям. В ходе стрельбы был успешно испытан новый комплекс морского оружия», — заявил он агентству ТАСС.В качестве учебных «противников» выступали атомная подводная лодка и малый противолодочный корабль Северного флота «Снежногорск».
Что за оружие?
О каком именно комплексе идёт речь, Серга не уточнил. Как и о том, когда это произошло: дело в том, что, по информации той же пресс-службы флота, «Гремящий» закончил испытания в Белом море ещё 15 декабря 2019 года. Сообщение о том, что испытывалось новое оружие, спустя месяц после завершения государственных испытаний самого корабля требует отдельного внимания. Тем более что о предыдущих стрельбах — крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс» по надводной, а также ещё одним «Калибром» по наземной целям — заявлялось прилежно и своевременно.
Госиспытания головного корвета проекта 20385 начались 13 ноября 2019 года.
О каком же оружии сейчас идёт речь?
Это можно просчитать по тем обрывкам информации, которые предоставил капитан 1-го ранга Серга. Имеем: а) торпеды, б) стрельба ими по надводным и подводным целям, в) корабль проекта 20385.
Корветы этого проекта (головной «Гремящий» заложен в феврале 2012 года, спущен на воду в июне 2017-го, второй корабль серии «Проворный» заложен в июне 2013 года, на воду пока не спущен), который и возник во исправление недостатка — слабости вооружения, вооружены весьма плотно. Вместо двух пусковых установок на четыре противокорабельные ракеты Х-35У «Уран» здесь стоят универсальные ПУ для ПКР «Калибр», «Оникс», и, как гарантировал президент Владимир Путин, скоро корабль будет оснащён гиперзвуковыми «Цирконами». Но важно, что все корабли проектов 20380 и 20385 имеют на вооружении противолодочный комплекс «Пакет-НК».
Вместо двух пусковых установок на четыре противокорабельные ракеты Х-35У «Уран» здесь стоят универсальные ПУ для ПКР «Калибр», «Оникс», и, как гарантировал президент Владимир Путин, скоро корабль будет оснащён гиперзвуковыми «Цирконами». Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Что это такое?
Сначала надо отметить, что корвет — корабль относительно небольшой. Скажем, у «Гремящего» водоизмещение 2200 тонн при длине корпуса 104 м и ширине 13 м. Автономность тоже не ахти — 15 суток. Правда, скорость неплоха — 27 узлов — и дальность уже океанского, так сказать, класса — 3500 миль. Корабль не для эскадренных сражений, старорежимно говоря. А вот для прикрытия атомных подводных ракетоносцев — вполне.
Вот такое прикрытие и обеспечивают «Пакеты».
Оружие, которому нет равных
Опять оговоримся: весь корабль достаточно зубаст, имея на вооружении восемь противокорабельных ракет в одном залпе. «Калибры», как уже известно, способны настигать врага на море на расстоянии в полтысячи километров. И то — по словам. Сколько на деле — засекречено, но в данном случае оценка точно преуменьшена. Ну если даже в экспортном исполнении противокорабельная ракета 3М-54Э1 заявляется как летящая на дальность 300 км, то для отечественного варианта можно смело набрасывать ещё столько же. И это если не говорить о «Цирконах», по которым сам президент Путин обозначил дальность в тысячу километров.
То есть чтобы потопить хоть авианосец, «Гремящему» даже нет необходимости приближаться к границе активной противокорабельной обороны противника. Во всяком случае, стоящие ныне на вооружении США ПКР RGM-84 Harpoon летят всего на 280 км. Лишь новейшие, ещё не поставленные на вооружение ПКР AGM-158C LRASM с дальностью 900 км могут представлять известную угрозу нашим малюткам. Пока на них не стоят «Цирконы», понятно. Правда, палубную авиацию нельзя не учитывать, но и ракеты 9М96Е и 9М96Е2 установленного на «Гремящем» ЗРК «Полимент/Редут» (морская модификация С-350 «Витязь») попадают в самолёт с вероятностью 80%, а в ракету — 70%.
А вот для прикрытия подводной полусферы — неважно, для собственной самообороны или для обороны ПЛАРБ — используется корабельный противолодочный комплекс «Пакет-НК». И именно его наш любимый The National Interest охарактеризовал словами: «Системы с такими возможностями у зарубежных стран отсутствуют».
Что он собой представляет?
Это одновременно и наступательный, и оборонительный комплекс, который строится из мощной гидроакустической станции, центральной системы управления и универсальной пусковой установки СМ-588 калибра 324 мм, способной стрелять торпедами разных типов. В «Пакете» таковых типов два: противолодочная малогабаритная тепловая торпеда МТТ (она же «Малышка») с собственной двухполосной акустической системой наведения и противоторпеда М-15. Комплекс работает в автоматическом режиме.
МТТ достигает скорости до 50 узлов и дальности 20 км, способна погружаться на глубину до 600 м, несёт заряд весом 60 кг при собственной массе 390 кг.
М-15, внешне похожая на МТТ, достигает дальности 1400 м, работает на глубинах до 800 м, имеет инерциальную систему управления и гидроакустическую головку наведения, которая засекает цель на расстоянии 400 м. Боевая часть весом 80 кг. Интересен принцип движения: двигатель у неё реактивный, работающий на твёрдом гидрореагирующем топливе. То есть на таком, который как бы «закипает», попав в водную среду, и бросает тело торпеды к цели на скорости до 50 узлов.
Что это даёт? А то, например, что эффективность противоторпедной защиты корабля вырастает в 3-3,5 раза. А главное, достигается завидная неуязвимость носителя комплекса: одной (ну или двумя или сколько потребуется — на корабле две пусковых установки по четыре трубы) торпедой отбился от вражеской, а другой нанёс свой удар возмездия. Получается хорошо.
Рассказывают, что на учениях «Пакет» обнаружил и условно уничтожил нашу подлодку проекта 636.3 «Варшавянка», которую американцы прозвали «Чёрной дырой» за предельную малошумность и необнаружимость.
Весь корабль достаточно зубаст, имея на вооружении восемь противокорабельных ракет в одном залпе. «Калибры», как уже известно, способны настигать врага на море на расстоянии в полтысячи километров. Фото: mil.ru
Дальнейший «Ответ»
Однако моряки отмечают и ряд недостатков «Пакетов»: сложность перезарядки (с помощью крана, чего в боевых условиях, понятно, не сделаешь), отсюда «одноразовость» пусковой установки, большая отдача, невозможность сопряжения гидроакустической системы комплекса с существующими и ещё небольшой ряд. Достоинств комплекса недостатки не перекрывают, но раз они есть, их желательно устранять.
И вот поскольку «Пакет-НК» при всех его достоинствах нельзя назвать «новым комплексом морского оружия», как заявил Вадим Серга, а стрельбы были, по его же словам, именно торпедными, то можно заключить, что «Гремящий» проводил также испытания перспективного ракетного противолодочного комплекса «Ответ». В своё время, кстати, обещали, что его госипытания и должны завершиться в 2020 году.
Это комплекс производства того же концерна «Гидроприбор», который создал «Пакет», а ныне ведёт уже опытно-серийное производство «Ответа». Специалисты характеризуют последний именно как дальнейшее развитие первого, действующего по тому же принципу. Тактико-технические характеристики комплекса не разглашаются, но очевидно, что в нём должны быть исправлены недостатки «Пакета» и превзойдены его достоинства. Одним из новых качеств, как можно подозревать, стала возможность уничтожения не только подводного, но и надводного носителя вражеских ракет, коли уж пресс-служба Северного флота упомянула в качестве одной из целей малый противолодочный корабль «Снежногорск».
Но и это явно не все перспективные средства противолодочного вооружения России. Так, агентство «Рамблер» рассказало о корректируемой авиационной бомбе «Загон-2Э». Принцип действия прост до гениальности: после сброса с воздушного судна бомба производит поиск цели, вися на (не над!) поверхности воды на поплавке. Обнаружив её, отцепляется и ныряет к точке встречи с целью. Под собственным весом, но по изменяющейся траектории, диктуемой, однако, не мотором, а гидродинамическими рулями. Соответственно, гидроакустическая система подводной лодки ничего не слышит. Ну разве что кроме взрыва и звука врывающейся в корпус лодки воды. Но манёвр уклонения тогда делать уже поздно…
Свежие комментарии