На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Vladimir Soukhatchev
    Это не очевидно. После массового возвращения бойцов с СВО Затулиным-Хуснуллиным и ЭтноДиаспорам придется подсуетиться...Цифровые мигранты
  • Вячеслав Денисов
    Вот сейчас, как раз, такой аппарат мог быть полезен для высадки десанта в скакуасии, т.к. Черноморский флот не в сост...45 лет назад был ...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Надо создать проблему хохлостану с энергетикой, мостами инфраструктурой чтобы им не до наступления было.... Зачем мос...«Пощады не будет»...

Как Хрущев лишил школьные золотые медали золота и смысла

Николай ВОЗНЕСЕНСКИЙ (Молдова)

От редакции

Начиная новый учебный год, поход за знаниями и... вспомним (не без помощи Камертона) историю высших наград, венчающих эти походы. Золотых и Серебряных медалей.

***​

27 августа 1959 года Правительство СССР издало Постановление № 1025 «О награждении медалями оканчивающих средние общеобразовательные школы».

Сам этот документ нередко позиционируется не в самых глубоких источниках вроде Википедии едва ли не в качестве основополагающей вехи в этом полезном во всех отношениях начинании. Хотя на самом деле ситуация с этим хрущевским постановлением (Никита Сергеевич как раз и занимал кроме поста Первого секретаря ЦК КПСС еще и должность Председателя Совета Министров СССР) обстоит, что называется, с точностью до наоборот. К счастью, в смысле неполного упразднения школьных золотых (и серебряных) медалей, — но максимального выхолащивания изначально заложенного в них содержания.

Впервые же эти награды лучшим школьникам были введены полутора десятком лет раньше — Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 1247 ОТ 30 мая 1945 года. Принципиальное же решение на этот счет было принято властью еще 22 июня 1944 г. — в рамках куда более широких реформ образования. Коснувшихся, в частности, системы оценок, — когда во всех школах и ВУЗах страны была введена четкая пятибалльная система. В то время как до этого в данной области царил разнобой, — где, в зависимости от образовательного учреждения, могла применяться и 5-ти, и 10-ти, и 12-ти бальная система отметок. И даже система «бесцифровая» на манер оценивания поведения школьников или экзаменационных отметок студентов — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Не менее важным было и наведение порядка в правилах приема выпускников школ в ВУЗы, до этого менявшихся едва ли не ежегодно. Например, с 1936 г. для этого необходимо было иметь среднее образование — и сдать вступительные экзамены хотя бы на «тройки». С началом войны, в ее первые, самые тяжелые месяцы, на фронт пришлось призвать и очень многих студентов-мужчин. Тогда сидеть за студенческой скамьей разрешили уже просто всем желающим выпускникам средних школ — даже без сдачи вступительной сессии. И лишь с июня 1944, когда ситуация в стране более-менее стабилизировалась — вступительные экзамены для абитуриентов вновь были восстановлены. Соответственно, и с конкурсом для последних — если число поступающих в тот или иной популярный институт или университет превышало число мест на первом курсе.

Тем не менее прежнее положение о поступлении без экзаменов для окончивших школу было сохранено — в качестве важной льготы для тех самых «медалистов». Получивших в аттестате «пятерки» по всем предметам — с золотой медалью. При этом для таких дисциплин, требующих особых талантов, как пение, черчение, физкультура и даже начальная военная подготовка(!) им разрешалось «пятерок» и не иметь.

«Серебро» давали и при наличии 3 четверок на школьных экзаменах, — а обладатели таких медалей сдавали в понравившийся ВУЗ один экзамен. Кстати, вовсе не обязательно «на отлично» — достаточно было хотя бы не получить «неуд». Интересно заметить, что такое положение вещей существовало при «тиране Сталине» и в первые годы после его смерти. А вот при «добряке Брежневе» в 1968 г. «серебряные медали» вообще были упразднены (до 1985-го), — а прежние льготы медалистов «золотых» были существенно урезаны. Как раз до уровня прежних «серебряных призеров», и даже сильнее.

Так, теперь обладатель золотой медали вместо прежнего одного лишь «собеседования» должен был сдать один профилирующий экзамен — и обязательно на 5. В противном случае ему надо было для получения заветного студенческого билета досдать еще 2-3 вступительных испытания — причем набрав общий балл не ниже «проходного» в данной «альма-матер». Серьезно усилились и требования к соискателям золотых медалей. Так, их работы на «письменных экзаменах» (обычно — математика и сочинение), после проверки школьными учителями, подлежали перепроверке минимум в районо, а то и в области! Также роковой могла стать даже не экзаменационная, а «четвертная» тройка в табеле успеваемости, и даже двойка за обычный урок в классном журнале.

***

Впрочем, особо ругать Брежнева даже как-то не хочется — особенно на фоне горе-реформ его предшественника-«кукурузника». Самыми важными из которых в отношении медалей за отличную учебу в школах стало почти полное выхолащивание заложенного в них первоначального смысла. Никите Сергеевичу при подготовке Постановления правительства от 27 августа 1959 г. показалось мало снижения допустимого количества «четверок» для серебряных медалистов — с прежних 3 до 2. Пункт 3 этого документа содержит просто шедевр бюрократического «тумана»:

«Награжденные золотыми и серебряными медалями “За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение” имеют преимущественное право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР при прочих равных условиях».

На деле сей «перл» означал одно — теперь ровно никаких льгот — ни по полному освобождению от вступительных экзаменов, ни по снижению их количества до всего одного у медалистов не будет. А загадочное «при прочих равных условиях» подразумевало всего лишь, что в случае если медалист после школы поработает пару годиков на производстве, — то после этого, при попытке поступить в ВУЗ в «льготной» категории «стажников», его медаль даст ему преимущество при равенстве баллов с не-медалистами. То есть если условный «вундеркинд», мечтающий о лаврах академиков Капицы, Прохорова, Богомольца, других корифеев, захочет побыстрее начать «грызть гранит науки» — ему сперва надо будет поработать на заводе или там в сельском хозяйстве. А спустя два года, когда «суровые будни прозы жизни» выветрят из головы большинство полученных в школе знаний, — можно думать, как их преумножить на студенческой скамье.

***

К тому же для медалистов-юношей существовал еще один важный момент, о котором очень редко вспоминают авторы публикаций на данную тему. Ведь в 50-х годах в СССР продолжительность полного среднего образования составляла 11 лет, да еще и в школу многие шли лишь в 8 лет, а не 7 или 6 как сейчас. То есть «аттестат зрелости» после выпускного школьного бала получали уже действительно формально зрелые люди — 18 лет или даже старше. И иметь возможность поработать 2 года перед поступлением в ВУЗ у подавляющего большинства юношей просто не было — в связи с получением повестки в армию. Где срок службы (до середины 60-х) тогда составлял 3 года, а на флоте даже 4.

Да, приходящие «на гражданку» «дембеля» тоже пользовались всеми положенными льготами при поступлении, как и обычные «стажники» — и даже больше. Вот только сам этот «дембель» при условии призыва в 19 лет наступал в 22-23 года. И после этого получать высшее образование еще 5-6 лет, живя на стипендию (или на шее у родителей), желающих оставалось не так уж много. Особенно если возмужавшие молодые люди хотели завести семью, зарабатывать нормальные деньги.

Единственной альтернативой многолетней задержки с началом получения высшего образования для выпускников школ была лишь возможность попытать счастья, поступая в ВУЗ «на общих основаниях». Общих с 1959 г. в том числе и для «медалистов» — без каких-либо льгот по количеству сдаваемых вступительных экзаменов. И с учетом того, что в самых популярных «альма-матер» на абитуриентов после школы выделялось порой не более 20 % мест, остальные 80 % предназначались для «льготников». То есть конкурс среди вчерашних школьников был просто сумасшедший — при официальном, например, в 3,5 человека на место, мог реально быть на порядок выше.

***

Кто-то может сказать: «Ну и что с того — талант всегда пробьет себе дорогу». Да, и к началу 60-х жестоко обманутые в своих надеждах школьники-отличники нередко пробивали даже вышеописанные поставленные перед ними барьеры. Но тут ведь вот какое дело. Если парень или девушка, хотя бы в старших классах, уже знают, кем они хотят быть и куда будут поступать — зачем им тогда вообще обращать внимание на «непрофильные» предметы? Главное — хотя бы на «троечку» их сдать, — а «на отлично» учить лишь то, что потребуется на вступительной сессии. «Технарям» — физику, химию, математику, «гуманитариям» — литературу, историю, обществоведение, иностранные языки. Эдакий «пра-ЕГЭшный подход» хрущевских времен — разве что без сдачи единых формализованных тестов.

Но ведь огромным достижением реформы образования в первые годы Советской власти как раз и стала отмена чрезмерно ранней «профориентации» школьников! В дореволюционной России с младых ногтей «программируемых» на стезю адвокатов-историков-врачей после гимназий; инженеров, химиков, математиков после «реальных училищ»; приказчиков-купцов-бухгалтеров после «коммерческих училищ». Однако в столь нежном возрасте мало кто реально знает, кем хочет быть, когда вырастет — выбор профиля школы определялся в основном родителями. А потом выросшее чадо могло заинтересоваться совсем другой профессией, — куда вход после окончания именно этого среднего учебного заведения был почти закрыт.

Советские же школы с самого начала готовили «универсалов». Хоть для особо одаренных детей и существовали специальные школы-интернаты при ведущих столичных ВУЗах. Ну, а не блещущие особыми талантами подростки уходили уже после 7-8 класса в ФЗУ — получать рабочие профессии. Остальные же могли выбирать самый широкий спектр специальностей — от гуманитарных до технических. А чтобы учащиеся средних школ слишком рано не начинали «специализацию» — прежняя система льгот поощряла получение ими знаний и хороших оценок по всем предметам.

После же хрущевской новации реальная ценность школьных медалей превратилась в «мусор» — с соответствующим падением мотивации к их получению. На этом фоне отнюдь не случайностью кажется возникновение знаменитой дискуссии между «физиками» и «лириками» (кто из них нужнее) именно в том самом 1959 г. Дополнительно дающей не самый адекватный ориентир молодежи, — дескать, ну зачем стремиться к гармоничному образованию, даешь специализацию! Тогда и экзамены в понравившийся ВУЗ легче сдашь — если не будешь тратить время на изучение «всякой ерунды».

Кстати, почти мистическим совпадением выглядит и исчезновение после 1960 г. действительно золотых и серебряных медалей. «Тиран Сталин» считал возможным и необходимым в куда более сложные годы для страны вручать самым умным детям честно заслуженные награды из настоящего золота (15,3 грамма 583-й пробы!) и серебра. Это в то время, когда страна еще не победила в страшной войне! А из золота изготовлялись даже не все боевые ордена и медали, за исключением высших «полководческих», Звезды Героя и Ордена Ленина. То есть самоотверженный труд самых юных граждан страны по овладению вершинами школьных знаний справедливо приравнивался к боевым и трудовым подвигам взрослых. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх