После окончания Второй мировой войны в мире определились две противоборствующие силы – это Соединённые Штаты Америки (США) и Союз Советских Социалистических Республик (СССР). После развала СССР и временного окончания холодной войны некоторое время США находились в поиске противников, в кои поочерёдно попали разные страны типа Ирака и Афганистана, однако эти страны явно не претендовали на роль глобального противника, да и борьба с «мировым терроризмом» выглядела как-то мелковато для такой сверхдержавы, как США.
Даже Северная Корея с её ядерным оружием не могла рассматриваться США в качестве «врага № l». Разумеется, уже в начале нового тысячелетия американский политический истеблишмент где-то «в уме» всегда держал Китай как будущего глобального соперника, однако, похоже на то, что тогда эта угроза казалась им отдалённой. Затем мир стал быстро меняться, и далеко не в том направлении, как хотелось США.
В первую очередь оказалось, что экономическая и военная мощь Китая растет значительно быстрее, чем ожидалось, а вместе с ними и политические амбиции КНР. Китай активно усиливает флот, строит корабли, в том числе авианосцы, что говорит о готовности к экспансии далеко за пределы «домашнего» региона – это подтверждается экономическим проникновением КНР во многие страны мира, в том числе в страны Африки и Латинской Америки.
Впрочем, Китай ведёт себя крайне осторожно, на рожон не лезет и стойко сносит достаточно жёсткое санкционное давление и беспардонное отношение США. Между тем, хоть США и вводят против КНР достаточно жесткие санкции, но взаимопроникновение экономик США и Китая столь велико, что одномоментный разрыв пока неприемлем ни для одной из стран.
Мощь вооружённых сил КНР стремительно растёт
Ну а затем состоялась Мюнхенская речь президента России Владимира Путина, после чего между Россией и странами Запада вновь во весь рост встал призрак холодной войны. Затем последовала война 08.08.08, «оранжевый» государственный переворот на Украине, возврат Крыма в состав России, обстрелы Луганской и Донбасской народных республик украинскими националистическими формированиями, участие России в вооружённом конфликте в Сирии, ну и наконец, начало проведения российской Специальной военной операции (СВО) на Украине.
В настоящий момент Россия фактически опосредованно находится в состоянии войны с блоком НАТО и другими сочувствующими странами Запада во главе с США. Да, прямого столкновения пока нет, но во многом наш противник воюет американским и европейским оружием, при полной информационной поддержке стран НАТО, под руководством американских и британских частных инструкторов и военных.
Достаточно мягкая реакция России на агрессивные провокационные действия стран Запада, например, такие, как поставки носимых вооружений, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), ствольной и реактивной артиллерии, поставки бронетехники и высокоточного оружия (ВТО) большой дальности, подрыв «Северного потока», а также организация ударов по кораблям Черноморского флота Военно-морского флота (ВМФ) РФ и Крымскому мосту, приводит к новым, всё более и более агрессивным провокациям в отношении нашей страны.
В определённый момент страны Запада могут перейти черту, после которой ситуация выйдет из-под контроля, что приведёт к прямому военному столкновению, в первую очередь между США и Россией.
Широко распространённым заблуждением является мнение о том, что любое столкновение США и России гарантированно приведёт к обмену ядерными ударами и уничтожению человечества. При этом ошибочным является как первое, так и второе предположения. На текущий момент в оборонной доктрине РФ чётко прописано, что применение ядерного оружия нашей страной возможно только в ответ на применение такого оружия противником, при нанесении противником ударов по критическим объектам инфраструктуры и при экзистенциальной угрозе самому существованию России.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос – способна ли наша страна не проиграть конвенциональную войну США и что для этого нужно. Заметьте, не выиграть, поскольку победить США в неядерном конфликте не смог бы и Советский Союз, а не проиграть, то есть не позволить США добиться своих целей и вынудить их прекратить агрессию.
Дело здесь не в мощи вооружённых сил (ВС) США, а в географической отдалённости нашего противника, при том, что у него плацдарм и союзники на нашем континенте есть, а у нас на американском континенте нет ни плацдарма, ни союзников.
Начнём с очевидного.
Флот
Никаких шансов на сколь-либо успешное противостояние американскому флоту у нас нет.
Разница в количестве и качестве надводных кораблей, морской авиации, подводных лодок и других вооружений столь чудовищна, что никакие «Цирконы» и «Кинжалы» здесь не помогут.
В марте 2022 года автором была опубликована статья Цели и задачи Российского ВМФ: уничтожить половину флота противника – речь шла об уничтожении кораблей американских военно-морских сил (ВМС), находящихся в военно-морских базах (ВМБ). Удары, наносимые вооружёнными силами Украины (ВСУ) по кораблям Черноморского флота ВМФ РФ, стоящим в базах, полностью подтвердили правильность предложенной концепции.
В настоящее время у ВМС США нет равных соперников
Разумеется, это палка о двух концах, поскольку ВМС США также могут нанести удары по кораблям и подводным лодкам ВМФ РФ, находящимся в ВМБ. А учитывая то, что, исходя из открытых данных, коэффициент оперативного напряжения (КОН) в ВМФ РФ, значительно ниже, чем в BMC США (то есть больше кораблей находится ВМБ), а также огромное количество ВТО большой дальности у противника, можно предположить, что в ходе нанесения первого удара было бы уничтожено свыше двух третей численного состава надводных кораблей и подводных лодок ВMФ PФ.
За оставшимися развернётся охота, в результате чего уцелеют лишь ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН), поскольку их уничтожение может привести к обмену ядерными ударами, а также часть многоцелевых атомных подводных лодок (МЦАПЛ), которые этими РПКСН прикроются (хотя должно быть наоборот).
Разумеется, если бы речь шла о нанесении внезапного обезоруживающего удара, то всё было бы ровно наоборот – первыми были бы уничтожены именно РПКСН, как стоящие в ВМБ, так и отслеживаемые ВМС США на маршрутах патрулирования, но мы говорим о сценарии конвенционального конфликта.
Улучшить положение ВМФ PФ могли бы Военно-воздушные силы (BBC), но у них будут свои проблемы.
Авиация
Можно предположить, что возможное противостояние США и России воздухе во многом будет похоже на текущее противостояние России и Украины, только в роли Украины окажемся уже мы.
B самом начале конфликта у BBC PФ будут примерно те же проблемы, что и у ВMФ PФ. В отличие от кораблей и подводных лодок, для которых вполне достижим КОН на уровне 0,5 или 50 % (то есть только половина кораблей и подводных лодок будет находиться в ВМБ), большая часть самолётов большую часть времени всё-таки находится на земле на аэродромах базирования, по крайней мере, в самом начале конфликта. В дальнейшем количество самолёто-вылетов будет увеличиваться, но всё-таки они по-прежнему будут привязаны к аэродромам базирования.
ВВС РФ могут противостоять ВВС США, но это будет очень непросто
Потенциально существует возможность рассредоточения боевых самолётов по другим аэродромам, вплоть до аэродромов с грунтовым покрытием, возможно даже осуществлять эксплуатацию самолётов с подходящих участков автодорог, а с вертолётами этот вопрос решается ещё проще. Если мероприятия по рассредоточению будут реализованы до момента нанесения США первого удара, шансов на выживание у ВВС РФ будет гораздо больше.
Однако необходимо понимать, что чем сложнее боевой самолёт, тем он более требователен к обслуживанию, так что полностью уйти от аэродромов будет практически невозможно.
По мере совершенствования средств космической разведки и увеличения количества ВТО, обладающего возможностью перенацеливания в полёте, шансы на выживание на земле у «классических» самолётов горизонтального взлёта и посадки будут стремительно уменьшаться. B связи с чем уже сейчас необходимо реанимировать тематику самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП).
Маловероятно, что США удастся добиться стратегического господства в воздухе над территорией России – этому будут способствовать несколько факторов.
Во-первых, наличие у ВС РФ ракет «воздух-воздух» (В-В) большой дальности у истребителей Сy-35 и Су-57, а также зенитных управляемых ракет (ЗУР) большой дальности в составе зенитно-ракетных комплексов С-400, позволит ВС РФ обеспечить уничтожение самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), самолётов радиолокационной разведки типа E-8 JSTARS, а также высотных разведывательных БПЛА типа Global Hawk, в результате чего США не смогут полностью взять под контроль малые высоты над территорией РФ.
Во-вторых, основная тяжесть борьбы с американскими боевыми самолётами и вертолётами, скорее всего, ляжет на российские ЗРК, которые будут использовать засадную тактику. Учитывая номенклатуру и количество имеющихся у ВС РФ ЗРК, при работе с больших высот самолёты ВВС США будут нести значительные потери, в результате чего им придётся возвращаться на малые и сверхмалые высоты, где они будут уязвимы для огня переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), скорострельных малокалиберных автоматических пушек и даже стрелкового оружия.
Используя засадную тактику, российские ЗРК не позволят США захватить господство в воздухе над всей территорией нашей страны
Ситуация может измениться только после появления на боевых самолётах и вертолётах ВВС США лазерных бортовых комплексов самообороны и противоракет В-В, которые позволят повысить выживаемость боевых самолётов на больших высотах, но пока это вопрос перспективы.
С учётом вышеизложенного, действия ВВС США над территорией РФ будут носить ограниченный характер и в основном сводиться к нанесению ударов ВТО большой дальности и охоте на самолёты и вертолёты ВС РФ вблизи линии боевого соприкосновения (ЛБС). При попытке осуществления глубоких рейдов вглубь территории России ВВС США неизбежно будут нести большие потери.
В результате ВВС РФ хоть и понесут значительные потери, особенно в самом начале войны, но сохранятся как сила, представляющая значительную угрозу для ВС США, в том числе будет обеспечена авиационная поддержка наземных сил в случае прорыва противником оборонительных позиций наземных подразделений на ЛБС и его продвижения вглубь нашей территории.
Наземные силы
Что касается боевых действий на суше, то наземные силы США, даже усиленные ВС стран НАТО, всё-таки уступают Сухопутным войскам (СВ) ВС РФ. Тем не менее наличие высококлассных средств разведки, управления и связи, большого количества высокоточных боеприпасов, а также превосходство воздухе в районе ЛБС, позволяющее противнику активно применять боевые вертолёты, в совокупности будут представлять для СВ РФ значительную угрозу.
Нет сомнений в том, что США гарантированно смогут обеспечить себе превосходство в воздухе и в средствах разведки над контролируемой ими территорией, в результате чего какие-либо активные наступательные действия с нашей стороны будут практически невозможны. Можно предположить, что основной формой ведения боевых действий СВ РФ станет построение глубокой эшелонированной обороны, значительно превосходящей по масштабам то, что мы сейчас наблюдаем на Украине.
Маловероятно, что наземные силы США и их союзников смогут успешно вести наступательные действия без стратегического господства в воздухе
По сути, задачей ВС РФ станет сдерживание противника в формате позиционных боевых действий, в рамках которых срыв наступательных операций противника будете обеспечиваться оперативной постановкой минных полей, широким применением БПЛА-камикадзе малой дальности, противотанковых управляемых ракет (ПТУР), а также ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня (РСЗО) с кассетными боевыми частями.
Выводы
В случае нападения США и стран НАТО на нашу страну, война с высокой вероятностью примет позиционных характер. Реальность такова, что текущий уровень развития военных технологий более способствует обороне, нежели наступлению, для противников, обладающих сопоставимой боевой мощью.
После формирования и стабилизации ЛБС вдоль оборонительных позиций слабейшего противника война перейдёт в затяжную стадию, и начнётся соревнование экономик и военно-промышленных комплексов (ВПК) противоборствующих сторон.
Достижение окончательной победы одним из противников во многом будет определяться его способностью по нанесению ущерба экономике противника и вражескому ВПК, а также предотвращению, или хотя бы снижению эффективности, аналогичных действий со стороны врага.
- Автор:
- Андрей Митрофанов
Свежие комментарии