На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталия Шумакова
    👍👍👏👏👏👏👏Напряжение нараст...
  • Владимир Самборский
    Да, все не просто и однозначно! "Плюс" для Урала хотя бы в том, что перестали с\х управлять из города. В Пермском кра...Пишут, что когда ...
  • Андрей
    Надо понимать, что Путин это не один человек! Это различные институты и учреждения в составе которых не одна тысяча ч...Узбекистан «наеха...

Конец света на карте мира

Средневековому человеку было важнее увидеть Творца в Творении, чем знать точные координаты Земного рая.
 
 Творение и изгнание из рая
 
Джованни ди Паоло (Giovanni di Paolo, 1403–1482), «Творение и изгнание из рая» (1445). На этой картине художник изобразил Землю как классическую карту Т-О типа, в окружении семи небесных сфер. Под раем подразумевается Эдемский сад — земной рай, нижняя сфера Небесного Царства.
Эсхатология для неграмотных

Эпохи раннего и классического Средневековья в Европе (VI–XIV века) — это время господства монастырской картографии. Монастырская карта, так называемая mappa mundi («карта мира» на латыни), представляет собой смешение времени и пространства, мифов и реалий известной на тот момент Ойкумены. До наших дней дошло около 1100 монастырских карт, около 600 из них было изготовлено до XIV столетия.

В большинстве своем монастырские карты анонимны. Производством их занимались в скрипториях, а технология была тождественна созданию книжной миниатюры. Помещались они либо на стенах соборов и монастырей либо в рукописях, особенно в псалтырях, отчего получили также название «псалтырные карты», выполняя роль литературы для неграмотных («pictura est laicorum litteraturа», то есть «живопись — это литература для мирян» в переводе с латыни), так же, как иконы или фрески.

Помимо просветительской функции, карты того времени нередко исполняли роль иллюстративного комментария к сочинениям античных и средневековых авторов, писавших о Земле и о тех, кто её населяет. Причем особый акцент средневековые картографы делали на эсхатологических темах, то есть на всём том, что связано с концом света, ожидающим земной мир. Например, в спальне Адели графини де Блуа (Adela de Blois, Adela of Normandy, 1065–1138), дочери Вильгельма Завоевателя (William I the Conqueror, 1027–1087), была карта, иллюстрировавшая комментарий Беата Лиебанского (Beato de Liébana, ок. 730 – после 798) Апокалипсису.

Карта на теле Христа

Согласно Священному Писанию Земля представляет собой плоский диск, омываемый Океаном. Над Землей располагается Небо, которое опирается на столбы и состоит из двух частей: верхнего неба («Небесного Царства») и нижнего («небесной тверди»), к которому крепятся светила и звезды. На северной оконечности земного мира помещались высокие горы, за которыми Солнце, вращавшееся вокруг Земли, скрывалось ночью.

Основные структурные элементы средневековых землеописаний, авторы которых являлись сторонниками плоскостной формы Земли, формируют карту так называемого Т-О типа с восточной ориентацией (восток сверху), где «Т» вписана в «О». На верхней, восточной части карты, помещалась Азия. От остального мира её отделяли горизонтали рек Танаиса (Дона) и Нила, а также Черное, Азовское, Эгейское и Мраморное моря. Соответственно, Европа на карте находилась с левой стороны и отделялась от Африки, которая была справа, Средиземным морем. «О» — это сам земной круг.
 
Карта Т-О типа
 
Карта Т-О типа, изображенная в качестве книжной миниатюры в труде Исидора Севильского (San Isidoro de Sevilla, 560–636) «Этимологии», изданном в 1472 году. Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США
Расположение континентов в виде буквы «Т» толковалось как символ бренности и обреченности этого мира, поскольку «Т» представляла собой «антониев крест» (без верхнего окончания), на котором распинали преступников в южных и восточных провинциях Римской империи. Иногда крест ассоциировался с самим Христом, и есть карты, которые помещают мир прямо на его теле. Одна из самых известных карт этого типа — так называемая Эбсторфская карта (Ebstorf Map), созданная в Нижней Саксонии в середине XIII века. На таких картах по сторонам головы Спасителя располагались буквы А — «Альфа» и Ω — «Омега» с комментарием из Апокалипсиса: «Аз есмь Первый и Последний» (1:7). Тем самым, средневековая монастырская карта превращалась в эсхатологическую модель Вселенной, своего рода икону, на которой демонстрировались начало и конец мира.

Загадочные райские реки

На Востоке картографы обычно помещали рай с Адамом и Евой под надписью: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Там же можно увидеть древо познания со змеем-искусителем, наихитрейшим из «всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1). Обязательным атрибутом Востока были и четыре реки, вытекающие из райских земель. А на более поздних картах сюда добавили еще сцену Страшного суда.

Наиболее драматичной композиция из этих четырех элементов получилась на знаменитой Херефордской карте мира (Hereford Mappa Mundi, ок. 1290). Ее создатель — Ричард Хальдингамский и Лаффордский (Richard of Haldingham and Lafford) — изобразил за пределами земного круга 12 ветров, а по периметру написал большими буквами слово MORS («смерть» на латыни), чтобы подчеркнуть, что человеческая жизнь — не более, чем былинка, носимая ветром по бренному миру в ожидании смерти. Особенно на карте Ричарда впечатляет сцена Страшного суда, помещенная сверху справа от Спасителя, восседающего на троне в окружении ангелов и воздевшего в молитвенной позе руки со следами от гвоздей. Рядом ангелы выводят праведников из разверзшихся могил. А справа — демоны увлекают грешников в преисподнюю.

Эдем с истоками райских рек обычно отделялся от обитаемой Ойкумены водами Океана и прочими преградами. На Эбсторфской карте над миниатюрой с изображением рая присутствует комментарий: «Рай и древо жизни, четыре реки, проистекающие из Рая». Под головой Христа между двумя потоками рек приводится более обширная легенда, источником которой служила книга Бытие (2:8):

На востоке расположен Рай, место это преобильное и известно своими наслаждениями, но для людей недоступно. Место это окружено огненной стеной до самого неба. В Раю есть Древо жизни, а кто отведает плодов с того дерева, тот станет бессмертным и тому не страшна старость. Здесь берет свое начало источник, который разделяется на четыре рукава, в Эдеме они текут под землею, но за пределами Парадиза вытекают на поверхность… Фисон (Ганг — И.Ф.) вытекает в Индии с горы Орнобара… и впадает в Восточный Океан; Геон (Нил — И.Ф.) выходит на поверхность у горы Атлас, потом уходит под землю, появляется у Красного моря и впадает в Средиземное близ Александрии, реки Тигр и Евфрат несут свои воды к Персидскому заливу.

Впоследствии было сломано немало копий вокруг вопроса о странном соседстве Тигра и Евфрата с Нилом и Гангом. Но парадокс заключается в том, что с точки зрения современной науки их совместное расположение на средневековых картах не столь уж абсурдно. В наши дни историки полагают, что Фисоном и Геоном назывались притоки Евфрата, пересохшие еще в глубокой древности (о чем в Средние века, конечно, не знали). По мнению ученых, легенда о потерянном рае имеет вполне исторические корни. Вероятно, сам миф иудеи заимствовали от шумеров — народа, создавшего 5000 лет назад в междуречье Тигра и Евфрата первую в истории цивилизацию. Для шумеров же основой мифа послужила экологическая катастрофа, произошедшая в этом регионе около 7000 лет назад, когда воды Персидского залива затопили плодородный район на юге Месопотамии — по некоторым данным, первый земледельческий оазис (по-шумерски эдем — «богатая растительностью равнина»). То есть Эдемский сад покоится на дне Персидского залива в территориальных водах Кувейта.
 
Эбсторфская карта
 
Эбсторфская карта. Ее создателем считается Гервасий Тильберийский (Gervasius Tilburiensis, Gervase of Tilbury, ок. 1150–1228) — аббат Эбстфорского монастыря близ Люнебурга в северо-западной Германии. Подлинник карты погиб во время Второй мировой войны. В настоящее время существуют четыре копии этого манускрипта, сделанные XIX веке

Сердце мира

С XI столетия в центре мира картографы стали располагать Иерусалим, основываясь на словах пророка Иезекииля (5:5): «Так говорит Господь Бог: это — Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли». В центре Эбсторфской карты изображение города сопровождается легендой:

Иерусалим — священнейшая столица Иудеи … Этот наиславнейший город есть глава всему миру, ибо в Иерусалиме свершилось спасение рода человеческого смертию и воскресением Господа, по словам Псалмопевца: «Царь мой от Века». В великом же сем граде находится Гроб Господень, куда стремится в своем благочестии весь мир.

На Херефордской карте Иерусалим также занимает центральное место, а над городом в виде своеобразной «компасной розы» изображена сцена Распятия. Традиция помещения этого города в центр обитаемого мира была столь живуча, что мы встречаем ее даже на карте Генриха Бюнтинга (Heinrich Bunting, 1545–1606) из Магдебурга, известного своим атласом «Путешествие по Священному Писанию», изготовленном в 1582 году.

Проклятые народы

Неотъемлемой частью средневековой карты мира был также образ Антихриста и его сподвижников — нечистых народов Гог и Магог. В Священном Писании эти народы упоминаются трижды, в частности в Апокалипсисе:

Когда же окончится тысяча лет, — говорится там (20:7), — сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской.

В Коране эти народы названы Яджудж и Маджудж (Сура XXI, 95–96; Сура XVIII). По преданию Александр Зулкарнайн (Двурогий), он же — Александр Македонский (’Aλέξανδρος ο Μακεδών, 356–323), воздвиг огромную стену из бронзы, смолы и серы, за которой запер варваров Яджудж и Маджудж вплоть до Судного дня, когда они вырвутся на волю. Появление фигуры Александра Македонского, покорившего всю Азию до Индии, автоматически располагало нечистые народы не на «четырех углах» земного круга, а на Востоке.

 

Картина дня

наверх