Сценарии и сценаристы
Сейчас только ленивый не вспоминает события до 2020 года, когда после пандемии Дональду Трампу устроили что-то вроде «народного импичмента» — через выборы по явно прописанному кем-то сценарию. Не справился, так уходи.
Пришедший оказался не лучше, а, судя по результатам выборов, которые вице-Байден Камала Харрис проиграла, прямо говоря, с треском, — куда хуже. Но куда меньше сейчас тех, кто вспоминает, что всё плохое как в мировой экономике, так и в большой политике начиналось вообще-то не при Байдене, а как раз при Трампе.
Так стоит ли ждать реально лучшего после того, как Дональд Трамп приступит к своим обязанностям? Доллару он самим фактом избрания почти наверняка поможет слегка подешеветь, акциям – подрасти, хотя и далеко не всем. А вот что будет на сырьевом рынке, аналитики прогнозируют весьма по-разному.
Нефть диктует мировой экономике чуть ли не всё, что можно и что нельзя, даже в условиях взрывного роста сферы IT. И первый, скорее всего, менее вероятный, но вполне допустимый сценарий в качестве своей основы может иметь провоцирование Трампом обвала цен на чёрное золото.
Это может иметь для мировых как фондовых, так и для валютных рынков такие последствия, которые перевернут всё с ног на голову. Мировые товарно-сырьевые биржи уже отреагировали на победу Трампа снижением цен на нефть, которое повлекло цепную реакцию в виде некоторого понижения в цене фьючерсов и на другое сырье.
Но ведь то, что Трамп собирается обвалить цены на нефть за счёт повышения американской добычи, — уже неоднократно звучавшее из его уст обещание. Кому же от этого будет хуже, а кому лучше?
Кому это выгодно?
Американская экономика однозначно выиграет, причём не только нефтяники, добывающие ценнейшее, но не самое качественное сырьё в том же Мексиканском заливе. В выигрыше будут также производственные и энергетические компании, чьи расходы зависят от цен на углеводороды.
Так что в случае если Трамп будет агрессивно сдерживать цены на нефть и наращивать добычу, то рост фондового рынка США будет стабильным. Но ведь ещё один несомненный бенефициар возможной энергетической политики Трампа — Саудовская Аравия, где, как мы уже писали, король и принцы не слишком жаловали «старину» Байдена. Нефть или БРИКС. Быть или не быть?
Саудовские нефтяные компании, и в первую очередь государственная компания АРАМКО, заинтересованы в снижении цен на нефть и наращивании добычи, поскольку они от этого мало что теряют, но зато приобрести могут очень многое. Помните, с какой лёгкостью они объявили ценовую войну России в первые дни пандемии, а сейчас могут и повторить…
Саудиты не при любом раскладе снова получат колоссальные иностранные инвестиции, среди которых американские играют не последнюю роль. И всё дело тут в том, что нефть на Аравийском полуострове находится близко к поверхности земли, и себестоимость её добычи намного ниже, чем, например, в России, Венесуэле, Нигерии, Казахстане, Азербайджане.
Последствия для фондового рынка Саудовской Аравии будут, несомненно, положительными, поскольку драйвер его роста — компании, либо непосредственно занимающиеся добычей углеводородов, либо каким-то образом связанные с этой отраслью. Но при завышенных нефтяных ценах всё будет иначе.
Инвесторы наверняка поспешат профинансировать тех, у кого с добычей всё обстоит сложнее, в том числе Россию. Диверсификация, господа, в любом бизнесе без неё никуда. Однако лидер ОПЕК – та же Саудовская Аравия – отнюдь не жаждет даже подобия монополии на нефтяном рынке.
Почему? А потому что в Эр-Рияде понимают, что монополии не добиться никакой ценовой войной. И понимают, что монополия — это вообще-то путь в тупик, даже если она будет не полной, а слегка размытой вместе с другими странами арабского Востока и теми же США.
Кому это невыгодно?
Для России такая политика бывшего и будущего американского президента — как та палка о двух концах. Итак, с одной стороны, Трамп, ещё в должность не вступив, пообещал обвалить цены на нефть, при этом упоминая весьма недвусмысленно конкретно таких производителей, как Россия, Иран и Венесуэла.
Учитывая, что сырьевые голубые фишки являются основными драйверами российского фондового рынка, можно ожидать, с одной стороны, падение индекса Мосбиржи. Ну, это не такая уж большая беда. Тем более, что оно будет компенсировано, возможно, ещё больше, взлётом акций частично освобожденных от санкций российских банков.
Все они так или иначе задействованы в сырьевых сделках. В числе таких оказался Совкомбанк, поглотивший накануне Хоум Кредит Банк, что вызвало очень серьёзные проблемы при проводившейся в экстренном порядке сделке для владельцев расчётных карт, которые не могут до сих пор вовремя получить на них перечисления.
Очевидно, что была уже какая-то инсайдерская информация ещё до выборов, которая и вынудила руководство готовившихся к слиянию банков на судорожные действия. А к ним ни клиенты, ни обычные сотрудники этих банков не были готовы.
Но, по всей видимости, вопрос вообще-то не только в нефти, по которой проходят сделки с частично освобожденными от санкций российскими банками, а, скорее всего, в уране. Логично можно рассудить, что США будет наращивать добычу собственной нефти, а также полагаться на саудовскую.
И причём здесь уран?
А вот уран сейчас как раз более актуален, чем нефть, поскольку Трамп, хоть и придерживается прагматической точки зрения, но не будет идти против зелёных активистов, которые ядерную энергию считают более безопасной, чем «нефтегазовую». И тут у России вырисовывается явный конкурент, хотя и возможный партнёр.
Это Казахстан, и вообще-то какая разница для российского фондового рынка, ведь всё равно и у Казахстана тоже основная часть голубых фишек подвязана на углеводороды. А вот также весьма богатая ураном Украина теперь уже не в счёт, как бы Наталия Витренко не кричала, мол, «надо всех демократов отправить на урановые рудники».
С режимом Вовы Зе, давно нелегитимного президента-клоуна, Дональд Трамп, как опытный бизнесмен, вряд ли намерен сотрудничать в каких-либо планах. А в общем, в случае махинаций Трампа с ценами на нефть, Россия и Казахстан, а также Беларусь, переработчик сырой нефти в светлые нефтепродукты, готовятся к диверсификации своих экономик.
Тут нельзя не оговориться, что Беларусь уже подготовилась, поставляя свои БелАЗы на южноафриканские кимберлитовые алмазные трубки, а остальные двое — однозначно нет. Впрочем, праздник может прийти и на улицу ЕАЭС, поскольку Европа, с нелёгкой руки Трампа лишённая американских финансов, будет готова закупать углеводороды по любым ценам.
Деваться будет просто некуда, и будет сделано всё уже просто в целях хеджирования рисков того, что Саудовская Аравия полностью переориентируется на нефтяной рынок США. А на помощь могут прийти только Россия, откуда поступает в ЕС нефть, и Беларусь, которая её перерабатывает и транспортирует.
Праздник этот, конечно, будет со слезами на глазах, но фондовые рынки Европы точно спасет от дальнейшего падения, а на белорусский фондовый рынок не повлияет никак, поскольку в Беларуси в силу особенностей государственного регулирования его, по большому счету, вовсе нет. По поводу же российского рынка — тут задача со слишком многими неизвестными.
Свежие комментарии