Окажется ли долговечной провозглашённая в Афинах «новая эта» во взаимоотношениях между заклятыми соседями?
На минувшей неделе, 7 декабря, президент Турции Реджеп Эрдоган побывал с 5-часовым официальным визитом в Греции, официально приуроченным к пятому по счету заседанию Высшего совета сотрудничества между двумя странами.
Местные СМИ следили буквально за каждым шагом «дорогого гостя» в наводнённом тысячами полицейских центра Афин. Накануне турецкий лидер рассказал о желании открыть новую страницу в отношениях с давним историческим соперником, несмотря на хронические разногласия по вопросу о принадлежности островов и разграничению в Эгейском море и обширных участков континентального шельфа, неоднократно подводившие заклятых соседей, несмотря на совместное членство в НАТО, к грани прямой военной конфронтации.Тёплая встреча
В ходе общения 2 декабря с журналистами правительственного пула Эрдоган подчеркнул турецко-греческие связи, добавив, что Соединённые Штаты препятствуют их развитию. Выразив недовольство длящимся разжиганием взаимного недоверия, он подчеркнул, что «двум странам с такой взаимосвязанной историей не подобает подпитываться раскольнической риторикой». В предыдущий раз в Афины Эрдоган приезжал в 2017 году в весьма напряжённой атмосфере (ненадолго заглянув в столицу, он отправился прямиком на север страны, в Западную Фракию – район компактного проживания местных мусульман), и то было первое появление турецкого лидера на греческом берегу, без малого, за 70 лет. Если не забывать об угрозах годичной давности нагрянуть к соседям внезапно ночью, смягчение риторики не вызывает сомнений. Напомним, после переброски в конце 2022 года бронетехники на демилитаризованные острова Лесбос (Мидилли) и Самос (Сисам) в Эгейском море турецкое военное ведомство обвинило Грецию в нарушении международных соглашений, включая Лозаннский договор 1923 и Парижский договор 1947 года. «В Греции почти 10 [американских] баз. Кому угрожают эти базы? Почему эти базы создаются в Греции? Греция уже сама превратилась в военную базу США», – вопрошал в мае прошлого года турецкий лидер. По мнению проправительственных СМИ и националистических кругов, американские базы нацелены на Турцию и, хотя количество этих объектов несколько завешено, интенсификация американо-греческого военно-технического сотрудничества в последние годы является неоспоримым фактом. Так, в соответствии с Соглашением о взаимном оборонном сотрудничестве между США и Грецией (MDCA), подписанным в октябре 2021 года и ратифицированным парламентом 13 мая, силам Пентагона был предоставлен доступ к ещё четырём греческим базам.
Споры в Эгейском море
На фоне пропагандистской истерики вокруг милитаризации греческих островов Эрдоган даже угрожал соседям баллистическими ракетами «Тайфун» в случае отправки оружия на Додеканезские острова в Эгейском море, примыкающие к юго-западному побережью Турции: «Если вы не будете сохранять спокойствие, если попытаетесь [вооружиться] где-нибудь в Америке или в других странах, то Турция не останется в стороне… Мы можем внезапно прийти однажды ночью, когда придёт время… Сейчас мы начали делать свои ракеты, это производство пугает греков». В ответ на демонстративные полёты турецкой авиации в приграничных районах Афины продолжили лихорадочно вооружаться западной техникой, небезосновательно рассчитывая и на политическую поддержку в рамках Североатлантического альянса. В свою очередь, тогдашний министр иностранных дел М. Чавушоглу обещал поднять вопрос суверенитета Эгейских островов, если Греция не прекратит «провокационные действия». А немногим ранее его шеф заявлял о том, что греческого премьер-министра Мицотакиса для него и «больше не существует», и он никогда больше не намерен «ни встречаться, ни иметь с ним дело».
И вот – удивительное дело, не правда ли? – не только встретился, но и подписал с тем самым Мицотакисом полтора десятка соглашений, включая договор о дружбе и добрососедстве, что, учитывая не только вышеупомянутые споры, но и стародавний спор на Кипр и настырные попытки продавить признание марионеточной «Турецкой Республики Северный Кипр», является весьма серьёзным достижением. Документом предусмотрено проведение консультаций по мерам доверия, включая военные ведомства двух стран, призванные «способствовать устранению ненужных источников напряженности и связанных с ними рисков». Имеются и подвижки в вопросе выдачи греческими властями турецким гражданами виз на посещение некоторых островов в Эгейском море – вроде бы мелочь, но вполне показательная. Встречи с президентом Катериной Сакелларопулу и премьером Кириакосом Мицотакисом, называвшим собеседника «дорогой Тайип», прошли в подчеркнуто конструктивной и дружелюбной атмосфере. На публику последовали заявления о «новой эре» в двусторонних отношениях, о необходимости быть оптимистами, что принесёт плоды в будущем, о наполовину полном стакане и прочие любезности.
Динамика изменения ВВП государств региона
Эрдоган намерен почти удвоить объем двусторонней торговли до с 5,5 нынешних млрд до 10 млрд долл. уже в ближайшем будущем. В интервью греческой газете Kathimerini накануне своей блиц-поездки он рассыпался листовыми комплиментами своему афинскому контрагенту: «Я ему так скажу: Кириакос, друг мой, мы не угрожаем вам, если вы не угрожаете нам». Более того, оказывается, в Турции «никогда не считали соседнюю Грецию врагом или соперником» и, вообще, как и всем странам, Турции нужны друзья, а не враги. Что же до противоречий и споров относительно морских границ в Эгейском море, то решать их нужно путём диалога, либо же через Международный суд в Гааге.
На позитивную повестку встречи работали успокаивающие декларации «Большого турка» о необходимости совместного сотрудничества в торговле, транспорте, энергетике, здравоохранении, технологиях и образовании. Иными словами везде, где Евросоюз, куда входит Греция, способен оказать реальную поддержку испытывающей серьёзные экономические трудности Турции. 19-20 декабря в Брюсселе должно пройти очередное заседание совместного парламентского комитета Евросоюза и Турция, на котором предполагается обсудить доработку вступившего в действие ещё в 1995 году «таможенного союза» между сторонами. Не исключено, что будут обсуждаться и проблемы миграции, не обойдённые вниманием и в ходе турецко-греческих переговоров 7 декабря. Ранее министр по делам миграции Греции Димитрис Кайридис отметил продуктивную совместную работу береговой охрана двух стран в миграционной сфере, назвав вероятным двустороннее соглашение о размещении турецкого и греческого военных представителей на Лесбосе и в Измире соответственно.
Разумеется, не были обойдены вниманием и острые региональные проблемы, и прежде всего – продолжающийся военный кризис вокруг Газы. Ровно так же, как и немногим ранее при посещении Катара, в ходе визита в Грецию и по его итогам турецкий президент метал громы и молнии в сторону Израиля, который у Эрдогана, если верить громким заявлениям, будут стремиться отправить на «свалку истории». Судя по практической политике Ак-Сарая, это, мягко говоря, не соответствует действительности. По крайней мере, согласно инфографике на сайте Верховного лидера Ирана Али Хаменеи, именно Турция продолжает ведущим экономическим партнёром «сионистского режима». Не обошлось и без традиционного «восточного базара» в вопросе одобрения Великим национальным собранием заявки Швеции на членство в НАТО, в обмен на что Эрдоган в очередной раз предложил американскому Конгрессу согласиться на поставки его стране истребителей F-16.
Греки-киприоты безуспешно протестовали против приезда Эрдогана возле посольства Турции в Афинах
Наряду с Израилем (кто бы что ни говорил), ОАЭ, Египтом и, по-видимому, Арменией, Греция явно включена в список стран, отношения с которыми, несмотря на имеющиеся серьёзные проблемы, могли бы быть улучшены к вящей выгоде наследников Блистательной Порты. Улучшение отношений с Грецией рассматривается как один из способов укрепить пошатнувшиеся связи с Западом, терять которые в Ак-Сарае не намерены ни при каких обстоятельствах.
Александр ГРИГОРЬЕВ
Свежие комментарии