Сенаторы предлагают узаконить участие в боевых действиях осужденных, эксперты полагают, что можно сформировать и штрафные роты
В Совете Федерации подготовлен законопроект, предусматривающий возможность участия в боевых действиях с перспективой освобождения от наказания осужденных военнослужащих и гражданских лиц.
«Разработала вместе с коллегой Андреем Клишасом законопроект об участии осужденных военнослужащих и гражданских лиц, совершивших преступление небольшой и средней тяжести, в боевых действиях с перспективой освобождения от наказания», — написала сенатор Ольга Ковитиди в своем ТГ-канале.
По ее словам, закон коснётся лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, но не будет распространяться на осуждённых за совершение преступлений, предусматривающих ответственность за призывы или участие в массовых беспорядках, нарушениях правил проведения митингов, публичных действиях по дискредитации ВС РФ, пропаганде нацистской символики, призывах к санкциям против РФ, о распространении заведомо ложной информации об использовании ВС РФ.
«Если осужденный проявит мужество и героизм при исполнении воинского долга, добросовестное отношение к исполнению обязанностей военной службы и тем самым докажет свое исправление, то по представлению командования суд может освободить его от отбывания наказания или оставшейся части наказания, сняв судимость либо заменив оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания», — отметила сенатор.
По ее мнению, закон актуален, поскольку устранит пробел в действующем законодательстве, связанный с отсутствием правовых механизмов, позволяющих осуждённым, желающим защищать интересы своего Отечества, участвовать в боевых действиях.
Авторы законопроекта предлагают внести изменения в УК РФ, дополнив статьей 82.2, предусматривающей возможность «предоставления в военное время, в период мобилизации, военного положения или вооруженного конфликта определённым категориям осужденных отсрочки исполнения наказания в связи с направлением их для участия в боевых действиях». Освобождение от наказания данной категории осуждённых, принявших участие в боевых действиях, будет осуществляться по решению суда, на основании ходатайства военного командования и заключения прокурора.
Законопроект предусматривает отсрочку либо полное освобождение от наказания гражданским лицам, впервые осужденным за преступления небольшой или средней тяжести, выразившим желание принять участие в боевых действиях. Отсрочка исполнения наказания в виде лишения свободы будет возможна для военнослужащих только при вынесении приговора, то есть до фактического их направления в места отбывания наказания.
«В остальных случаях военнослужащие, уже осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, отбывающие наказания в местах лишения свободы, подлежат увольнению с военной службы, теряют статус военнослужащего и могут претендовать на предоставление отсрочки отбывания наказания либо полного освобождения от наказания в том же порядке, что и остальные гражданские лица, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, изъязвившие желание принять участие в боевых действиях», — пояснила сенатор ТАСС.
В законопроекте отмечается, что если после предоставления отсрочки осужденный откажется от участия в боевых действиях или будет «ненадлежащим образом» исполнять обязанности военной службы либо уклоняться от ее прохождения, то суд по представлению командования должен будет рассмотреть вопрос об отмене отсрочки исполнения приговора и отправить осужденного в исправительное учреждение в соответствии с ранее вынесенным приговором.
При рассмотрении судом вопроса о предоставлении отсрочки в каждом конкретном случае судом будут учитываться характеристика личности осужденного, состояние его здоровья, военно-учетная специальность и уровень профессиональной подготовки, а также мнение органов военного управления о целесообразности его использования в боевых действиях.
«Очевидно, что законопроект отвечает интересам военной безопасности России», — уверена Ольга Ковитиди.
По ее словам, после заключительных согласований законопроект будет внесен в Государственную думу РФ.
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников отметил, что фактически «дела так и обстоят».
— Было достаточно много свидетельств (видеоматериалов, документов) того, как осужденных, находящихся в исправительных колониях, агитируют принять участие в качестве добровольцев в специальной военной операции. Были факты, как бывшие осужденные, воюющие на стороне ДНР и ЛНР, получают государственные награды ДНР и ЛНР, проявляя себя в ходе проведения военных действий по освобождению Донецкой и Луганской республик. По факту все уже так и обстоит.
Речь о том, что наше законодательство сильно отстает от реальности. Когда началась частичная мобилизация, мы увидели, что целый ряд юридических документов не отвечает нынешней ситуации, они написаны в рамках призыва на срочную службу и применять их к нынешним условиям нельзя. Что делала Госдума несколько месяцев?
Сейчас это один из многих законов, которые можно и нужно было бы принять в нынешних условиях. Он реально вводит в нормативно-правовой оборот уже применяющиеся практики. Давно нужно было принять что-то подобное. Законодателям надо работать быстрее и работать именно в актуальной повестке.
«СП»: — В случае принятие закона, стоит ждать увеличения числа желающих принять участие в боевых действиях?
— Не думаю. Большого числа желающих ждать не стоит. Люди, находящиеся в местах лишения свободы, далеко не всегда ассоциируют свое будущее с позитивным развитием страны и победой страны в специальной военной операции, но для кого-то это будет важно.
Такая практика есть, и это обязательно нужно внести в правовое поле страны.
По мнению ведущего эксперта Центра военно-политических исследований МГИМО, д.п.н. Михаила Александрова, законопроект нужен.
— В Великую Отечественную войну люди в лагерях сами обращались к руководству страны с письмами с просьбой отправить их на фронт, чтобы кровью искупить прегрешения. Таких людей было много. И сейчас есть такая возможность. Мне только непонятно, почему можно призывать отбывающих срок только за мелкие и средние преступления, а за тяжкие — нет.
У нас тяжкими преступлениями являются не только, например, убийства, но и коррупция в больших размерах и другие, не связанные с насилием над личностью. Надо дифференцированно подходить. Те, кто за малые преступления сидят, зачем пойдут на фронт? У них все равно срок небольшой, нет стимула, а вот кто за серьезные преступления сидит, лет на 20, имеет возможность искупить вину. При этом тех, кто за серьезные преступления сидит, надо в какие-то штрафные роты направлять. Если он там определенный срок отслужит, проявит себя хорошо, значит можно в нормальную часть перевести, а потом и вообще амнистировать. Такая должна быть система.
«СП»: — А в мире такой опыт есть?
— Конечно, сколько угодно, но у нас это не как на Украине, где Зеленский просто распорядился и выпустил уголовников, а по закону, на основании определенных критериев. У нас это, надеюсь, будет сделано цивилизованно.
Свежие комментарии