На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Платов
    По себе не суди. Это вы допустили, что у вас в городе чурбаньё вольготно себя чувствует. Вот и хлебайте то, что сами ...Звериная ярость: ...
  • С С
    Прежде всего у всех этих генералов примитивнейшие мозги. Они уверены, что к ним не будет вопросов у российского общес..."Цепочка запущена...
  • николай лебедев
    Но как расширил понятие "генерал"-штабной, паркетный, окопный, наверное еще не все перечислил."Цепочка запущена...

Почему Александр III называл художника Верещагина скотиной

Художник Василий Верещагин, автор знаменитой серии батальных картин, писал свои произведения, можно сказать, "с натуры". Как только началась русско-турецкая война он оставил свою мастерскую и отправился на фронт. Там и были созданы 30 гениальных полотен, правдиво и без прикрас отображающие все ужасы и нелицеприятные подробности идущие вразрез с охватившим общество (в особенности императорский двор) чувством гордости и патриотизма за череду побед на Балканах.

Но Верещагин видел и другое. Видел, какими страданиями и какой ценой достаются эти победы, и как отвратительно организовано снабжение действующей армии, как неподготовлены солдаты и нелепы ошибки командиров. Все это вело к чудовищным потерям. Художник запечатлел все, что увидел своими глазами: бой под Шипкой, штурм Плевны, многочисленные санитарные пункты, перевязки раненых бойцов, производимые тут же, в траншеях, огромные поля боев, смерть, страх, ужас и всю отвратительность этого мероприятия, называемого "победоносной войной".

Психологи

зм и сила воздействия на общество (особенно - зарубежное) его картин была настолько сильной, что отрезвляла и заставляла признать: война - отвратительное для человека, противоестественное и калечащее душу действие.

Художник был ранен в бедро, но сильнее всего он был сломлен морально, душевно. В своих воспоминаниях он запишет; "Больше батальных картин писать не буду - принимаю все близко к сердцу, выплакивая боль каждого изображенного убитого и раненого..."

Но и то, что уже было написано, вызвало неоднозначную реакцию. Особенно - у императора Александра III, отнесшегося к балканской серии творчества Верещагина крайне отрицательно. Буквально он сказал: "Изучая каталог картин Верещагина и читая тексты к нему, противные национальному самолюбию, можно заключить одно: либо Верещагин скотина, либо - помешанный. Жаль, что это будут единственные картины в воспоминании о славной войне, все, что мы оставим потомкам".

После этих слов картины Верещагина надолго оказались под запретом на высшем уровне - их тридцать с лишним лет не приобретали в государственные музеи страны, а Вердер (прусский военный атташе в Санкт-Петербурге) даже советовал уничтожить всю серию. Но картины остались, и дошли до потомков, сохраняя свою силу воздействия и заставляя задуматься об ужасах и противоестественности войн для человечества.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх